В чем социокультурные и мировоззренческие особенности. Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение как социально

Лекция 1. Философия как социокультурный феномен.

1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Структура философского знания.

4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали, религии.

1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение это система обобщенных взглядов на мир (природа, человек, общество), фиксирующая отношение человека к миру, формирующая идеалы, жизненные ценности, программу поведения.

Мировоззрение имеется у всех людей. Оно возникает вместе с возникновением человеческого общества из глубинной потребности человека освоить (познать, оценить, объяснить – действовать) этот мир, чтобы выжить в нем. К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, имеющие предельно общее, универсальное содержание: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т. п. Система ответов на эти вопросы формирует как мировоззрение эпохи в целом, так и мировоззрение отдельной личности.

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты:

1. Знания – определенные представления о мире, полученные из собственного опыта или через научение. 2. Ценностные установки – отношение к происходящему, к тому, что человек осмысливает. 3. Система жизненных и социальных идеалов 4. Программа действия – у человека вырабатываются определенные стандарты действий. 5. Убеждения или смысложизненные установки.

Можно выделить три уровня мировоззрения: Мироощущение – несистематизированная картина реальности, где главная роль отводится эмоционально-образному воспроизведению мира. (Например, любовь или ненависть). Мировосприятие – формирование определенной системы представлений о мире, в которой реальность предстает как целое. Миропонимание – раскрытие сути происходящего, осмысление значения процесса.


К основным функциям мировоззрения относятся: познавательная , ценностно-нормативная (оценочная), поведенческая (практическая).

2. Исторические типы мировоззрения. В истории человечества выделяют три основных типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Первой исторически сформировавшейся, целостной системой мировоззрения была мифология . Мифология – это духовно-практическое освоение, объяснение мира, которое осуществляется через миф, через мифотворчество . Мифы представляли собой исторически первую попытку объяснения и понимания мира, т. е. природы, человека, общества.

Любой миф построен как рассказ, повествование на ту или иную мировоззренческую тему: проблемы происхождения мира и человека, возникновение наиболее важных явлений природы, животных, людей, проблемы рождения и смерти, судьбы, смысла жизни, человеческого предназначения и др. Мифу свойственен синкретизм (от гр. synkrētismos – соединение, нерасчлененность, слитность). В мифе слиты, объединены естественное и сверхъестественное, идеальное и реальное, мысль и действие.

Религия – это духовно-практическое, дорефлексивное мировоззрение, которое основным способом объяснения мира и человека считает веру . В новых исторических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали выполнять свои функции, появляется религия, которая в отличие от мифологии предлагает свои ответы на мировоззренческие вопросы людей. В религиозном мировоззрении осознание мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и «земной», повседневный (профанный).

Философское мировоззрение (философия) в отличие от мифологии и религии – это рационально-теоретическое, рефлексивное мировоззрение. Если мифологическое мировоззрение основано на традиции, религиозное – на вере, то философия базируется на доводах разума , на рациональной аргументации, на логических доказательствах, на рефлексии (критическом анализе). Философия ищет отображение истины не в форме наглядных и конкретных образов и символов (миф), а в форме рационально-обоснованных, отвлеченных (абстрактных) понятий и категорий. Доказательство придает философии логический характер, отличая ее от мифологии и религии. Философия – это доказательная форма мировоззрения, выраженная средствами мышления (система понятий), поэтому философия – это теоретический тип мировоззрения. Философия стремится к тому, чтобы истины, высказываемые ею, воспринимались через критический анализ, а не в контексте одной только веры.

В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео - любовь и софия - мудрость). Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру. Филосо́фия - наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания .

3. Структура философского знания. В рамках же собственно философского знания выделились такие философские дисциплины , как этика (о морали и нравственности), логика (о законах мышления), эстетика (о прекрасном и красоте) , и постепенно оформились следующие разделы философского знания:


онтология - учение о бытии;

гносеология - раздел философии, в котором изучаются про­блемы природы познания;

праксиология - учение о практическом отношении человека и мира;

антропология - философское учение о человеке;

социальная философия - раздел философии об обществе.

В качестве основных, важнейших функций философии выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую.

4. Философия и наука. Общее: ставится задача достижения истины, то есть адекватного воспроизведения реальности. Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий.

Различия: главная цель науки – получение практически значимого результата, обладающего достоянием объективной истины. Наука основывается на доказательности, обоснованности, строгости знаний. Научные традиции очень жесткие, требуют следования канонам науки. Знание должно быть аргументировано, последовательно, без противоречий. Философия обязательно включает в себя ценностно-оценочную компоненту. Науке это не присуще.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Между философией и искусством общее то, что само познание и воспроизведение мира, не носит характер жесткой нормативности, что характерно для науки. Философия и искусство преподносят свой материал в свободной форме, в отличие от науки. Например, литература должна раскрепощать читателя, включить в свой жизненный мир.

Различия: философия воздействует на разум, интеллект, искусство – на чувства. Если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций , обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства.

И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Религия и философия: близки проблема человека и бытия в мире, мировоззренческая наполненность. Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, в ней есть элемент веры.

Различия: философское творчество ориентировано на поиск нового, религия основывается больше на традициях, консервативна. Философия критична, пытается удивить. Религия опирается на авторитет , как главный источник знаний, исторический текст, который надо декодировать, расшифровать. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

1. Мировоззрение и его структура 2. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское 3. Философия как способ рационального самоопределения человека 4. Структура и функции философского знания 5. Основные типы философствования 6. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика

1. Мировоззрение и его структура Мировоззрение – это взгляды человека на мир, самого себя и свое место в мире, позволяющие ориентироваться в действительности. Два уровня в структуре мировоззрения: мироощущение – уровень первичного переживания действительности, который включает эмоции, чувства и представления; миропонимание – рациональный уровень мировоззрения, предполагающий осмысление и объяснение действительности. Он включает знания, убеждения и ценности.

Два рода компонентов в структуре мировоззрения: Прагматические (утилитарные) – связаны с удовлетворением необходимых потребностей и целерациональной деятельностью Непрагматические – связаны с особыми неутилитарными интересами человека (моральными, религиозными, эстетическими) В зависимости от сфер человеческой деятельности в структуре мировоззрения можно различать такие компоненты, как познавательные (научные и философские идеи), религиозные (например, верования), моральные (например, принципы и нормы поведения), эстетические (чувства и представления о прекрасном), политические и правовые (принципы и нормы, касающиеся регламентации общественной и государственной жизни) и др. Мировоззрение можно рассматривать на двух уровнях: индивидуальном и социальном. Для общества конкретной исторической эпохи существует базовый комплекс чувств и идей, разделяемых большинством его представителей.

2. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское Миф (греч. «сказ» , «сказание») – рассказ, повествование о первособытиях, участниками которых были герои, боги и другие необычные существа. Мифы передавали первый опыт самосознания. Мифы описывали важнейшие события, приведшие к установлению существующего порядка вещей, например, происхождение мира, социальных норм, ремесел, искусств, и т. п. Реальность, представленная в мифах – это самая «живая» , самая настоящая реальность.

Особенности мифологического мировоззрения синкретизм – неразделимое единство внутреннего и внешнего мира, разума и чувств и т. п. ; генетизм – объяснение сущности через происхождение; персонификация – олицетворение природных стихий, сил, принципов и т. п. связь с ритуалом: миф передается через коллективное символическое воспроизведение первособытий.

Религиозное мировоззрение опирается на веру в священное. Эта вера обязательно предполагает наличие сообщества верующих (общины или церкви) и проявляется в поклонении предмету веры (культе). Religio – святыня, благочестие, почитание. Religare – связывать. Религия – «связь человека с Богом» . Особенности религиозного мировоззрения: опора на веру в священное амбивалентность реальности, основанная на представлениях о священном и мирском. Все священное понимается как подлинное, самое значительное, абсолютное, а мирское – как ненастоящее, второстепенное, относительное; связь с культом – почитанием предмета веры, поклонении ему посредством ритуалов и обрядов

Исторически религиозные верования развивались от первичных до монотеистических Первичные верования: Анимизм (от лат. anima – «душа») – вера в души или духов, а точнее говоря, в особых двойников существ и объектов (например, в существование душ умерших или духов гор, рек, леса и т. п.); Тотемизм (от totem – «его род» на языке индейцев племени оджибве, священное существо) – вера в священное кровное родство с животным (или растением), которое почитается первопредком; Фетишизм (от португ. feitico – «амулет» , «волшебство») – поклонение вещам, вера в чудесные свойства вещей. Политеистические верования – многобожеские (древнеегипетские, древнегреческие, древнеиндийские, древнеславянские). Монотеистические религии признают одного единственного Бога (иудаизм, христианство, ислам). С появлением монотеизма религия становится универсальным типом мировоззрения.

Особенности философского мировоззрения рациональный характер: философское мировоззрение основано на размышлении, интеллектуальной деятельности; критический характер: предполагается конструктивное сомнение, когда нельзя ничего принимать на веру, стремление к ясному интеллектуальному усмотрению; рефлексивность: осмысление самого себя, направленность на самопознание; упорядоченность идей (системность): философское знание должно быть совокупностью связанных друг с другом идей, а философствование – последовательным и непротиворечивым; отвлеченность идей (абстрактность): философские идеи могут быть непосредственно не связаны с практикой; философствование – движение в сфере чистой мысли Философия – рационально-критический тип мировоззрения

Тип Мифология Религия мировоззрения базовая первичное вера способность синкретичное переживание (эстетическое чувство, А. Лосев) Философия разум содержание сказания о первособытиях положения рационально вероучения выработанные идеи форма проявления ритуал культ рассуждение

3. Философия как способ рационального самоопределения человека Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – любовь к мудрости (стремление к истине). По преданию первым из известных нам мыслителей называл себя философом Пифагор (VI-V вв. до н. э.), вероятно, для того, чтобы его не почитали мудрецом или богом, а только любителем мудрости Философия это: Ø попытка постичь свое бытие как разумное целое (Гераклит, Парменид); Ø знание мироустройства, порядка мироздания («физики»: милетцы, пифагорейцы); Ø знание божественных вещей (Фалес, Платон, Аристотель); Ø искусство нравственной саморегуляции и достойной жизни (Семь мудрецов, Сократ, сократические школы); Ø социальная провокация речью и действием (киники)

Два истока философии v Индивидуальный исток – экзистенциальные проблемы (смысл жизни, принципы жизни, подготовка к смерти) Мудрость – «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (С. И. Ожегов). Мудрецом, по-видимому, может быть признан тот, кто знает, как правильно, достойно жить, как разрешать важнейшие проблемные ситуации. Философа отличает склонность к размышлению о самых важных для жизни вещах. К этому его приводит личностный опыт переживания временности и конечности своего бытия. Поскольку это свойственно не всем, опыт философа нетипичен (М. Мамардашвили) Философия амбивалентна: она невротична и она же – лекарство от душевного расстройства (Боэций: философия – «утешение») v Социальный исток – неудовлетворенность условиями существования (заведенным порядком вещей, ходом жизни). Философия – попытка увидеть и дать другим понять, что мир и жизнь могут быть другими. Философия – социальная критика.

Предмет философии зависит от понимания ее природы Два понимания философии Философия – система фундаментальных знаний о мире, человеке и способах отношения человека к миру (классическое понимание) Философия – рассуждение о предельных основаниях опыта (неклассическое понимание философии как процесса) М. Хайдеггер: философия – это то, чем занимаются философы (т. е. философствование) Философствование – процесс живого размышления, речения и письма

4. Структура и функции философского знания Основные разделы философского знания онтология («учение о бытии» , о мире) антропология («учение о человеке») Предмет рассмотрения Проблемы мироустройства Проблемы специфики человека и человеческого существования гносеология Проблемы (эпистемология) познаваемости мира, («учение о знании» , способов, механизмов о познании) и целей познания социальная Проблемы истоков, философия (учение специфики, устройства об обществе и и развития общества и культуре) культуры Основные вопросы Что существует? Каковы начала бытия? Как устроен мир? Кто такой человек? Что отличает человека от других существ? В чем специфика человеческого существования? Познаваем ли мир? Как осуществляется познание? Зачем познается мир? Что такое общество и культура? Как они устроены? Как они развиваются? Как изменить общество?

Три основные функции философии: мировоззренческая, методологическая и социально-критическая. Мировоззренческая функция заключается в том, что философия формирует у человека определенные взгляды на мир и самого себя. Методологическая функция состоит в том, что философия помогает определить основные способы и приемы познания и деятельности, способствуя формированию адекватного понимания познавательной активности и ее правильной оценки. Социально-критическая функция философии обеспечивает самооценку состояния общества и культуры, понимание основ общественной и культурной жизни, путей их развития и преобразования, .

5. Основные типы философствования С точки зрения культурно-географических различий можно различать восточную и западную философию. По национально-культурному признаку философия бывает немецкая, французская, русская и т. п. По культурно-историческим особенностям философию делят на классическую и постклассическую. Классическая философия охватывает период от древности до 30 -х годов XIX века и включает: античную философию (VI в. до н. э. -VI в н. э.); средневековую философию (II-XIV в.); философию эпохи Возрождения (XV-XVI в.); философию Нового времени XVII в. ; философию эпохи Просвещения (XVIII в.); немецкую классическую философию (XVIII – сер. XIX в.)

Постклассическая философия (с 30 -х годов XIX века по настоящее время) включает различные формы и направления: иррационализм XIX в. , позитивизм, феноменологию, герменевтику, структурализм, философию постмодерна и др. Философия бывает также академическая и неакадемическая. Академическая философия развивается в научных и образовательных учреждениях. Философствование здесь имеет характер научных исследований. Неакадемическая философия представляет собой литературу особого жанра и стиля, чаще всего эссеистику.

6. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика Метод – это способ деятельности. Применительно к философствованию методы – это способы и приемы рассуждения Проблема метода в философии заключается в том, чтобы определить, каким способом размышления пользоваться. Способы рассуждения можно поделить на две группы: классические и неклассические. Классические методы появились еще в древности, неклассические – оформились в ХХ веке. Основными классическими методами философии являются метафизика и диалектика, неклассическими – феноменологический, психоаналитический, структуралистский и др. Аристотель: все другие науки более необходимы, но лучше метафизики нет ни одной Диалектическое рассуждение с участием Сократа

Метафизика (от греч. meta ta physika – «после физики») – первоначально объединенные по смыслу фрагменты сочинений Аристотеля, помещенные Андроником Родосским (I в. до н. э.) после сочинения «Физика» ; основной философский труд Аристотеля. Предметом метафизики (или «первой философии») является исследование начал, сущностей, причин, конечных целей сущего. Такой характер предмета обусловлен попыткой рассмотреть «сущее как сущее» , само по себе, безотносительно к его конкретным проявлениям (в отличие от физики, изучающей конкретные проявления сущего). Поэтому метафизика – это «наука о сверхчувственном» , т. е. умопостигаемом. Метафизический метод отличают такие черты, как: обращение к абсолютным, предельным основаниям бытия; отвлечение от конкретных проявлений бытия; мышление о предметах в их неизменном виде; построение отвлеченных схем при помощи чистого мышления. Классическими примерами метафизических размышлений являются учения Платона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта и др. Так, например, Платон утверждал, что для каждой вещи существует своя вечная идея (первообраз). Декарт полагал, что есть неизменные универсальные правила размышления. Спиноза считал, что существует единая субстанция (основание мира), а Лейбниц постулировал наличие предустановленной мировой гармонии. Независимо от предмета рассмотрения речь шла о допущении существования чего-то сверхчувственного, вечного и неизменного.

Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор) – первоначально умение мыслить противоположностями, усматривая в объектах и явлениях самые разнообразные связи и отношения. Начала диалектического мышления обнаруживаются еще у древних. Гераклит, говорит, что одно и то же различно и даже противоположно. Например, «морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же – гибель и отрава» . Диалектическое рассмотрение реальности требует учитывать два основных принципа: принцип всеобщей связи объектов, явлений и процессов, реализующийся в усмотрении разнообразия отношений и противоположностей; принцип развития, учитывающий непрерывные, направленные и необратимые изменения в объектах.

Наиболее полную разработку и применение диалектического метода мы находим у Г. Гегеля и Ф. Энгельса. Гегель полагал, что развитие можно рассмотреть как переход от возникновения противоположностей к их снятию с переходом на новый уровень развития. Общая схема развития у Гегеля имеет вид логической схемы: тезис (начальное состояние объекта) – антитезис (отрицание начального состояния) – синтез (снятие противоположностей через отрицание отрицания, т. е утверждение нового состояния). Примерами диалектических триад могут быть следующие отношения между понятиями: «небытие ↔ бытие → становление» . В данном случае оппозиция небытия и бытия снимается в понятии становления как процесса перехода от небытия к бытию, и, таким образом, противоположности (бытие-небытие) выступают как моменты единого процесса (становления); «становление ↔ ставшее → изменение» . Теперь в качестве оппозиции становлению берется ставшее как отрицающее незавершенность становления. Оба момента (незавершенность и завершенность) синтезируются в понятии изменения как незавершенности, стремящейся завершиться.

Философия как социокультурный феномен.

  1. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия.
  1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

Уже на ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем месте в этом мире и формах взаимосвязи и взаимодействия с ним. В этих представлениях отражались попытки определенным образом объяснить общие причины процессов и явлений природы и социальной жизни, фиксировалась система нравственных норм и установок, регулирующих жизнедеятельность людей.

Таким образом, мировоззрение это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Мировоззрение выступает как способ духовно-практического освоения реальности, поскольку оно не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; чувства и эмоции.

Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре мировоззрения знаний всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и объяснения смыслообразующих связей и отношений реальности.

Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, а также важнейшие законы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Следует отметить, что мировоззрение всегда связано с конкретно-историческим типом культуры и в своих структурах воспроизводит целостный образ пространства определенной эпохи, основные ее смысловые и ценностные характеристики.

Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его реализации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:

а) о нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

б) о философско-теоретическом мировоззрении;

в) о научном мировоззрении.


Наиболее разработанной и существенно важной с точки зрения развития философии классификацией является историческая типология мировоззрений. В ней выделяют следующие его типы: мифологическое, религиозное, философское.

Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические объяснения природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: например, человеческие и божественные. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

С развитием человеческого общества мифология как мировоззр е ние утрачивает свои позиции в культуре. Цивил и зация вызвала к жизни новые типы мировоззрения: религию и философию. Их многогранное и постоянное взаимодействие прослежив а ется на протяжении многих веков человеческой истории. Вместе с тем между религиозным и философским мировоззрением существуют важные и принципиальные различия.

Религиозное мировоззрение, главным признаком которого является вера в сверхъестественное. Ядром религиозного мировоззрения является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Религиозное мировоззрение также предполагает соответствующее поведение, определенные культовые действия, которые основываются на вере в существование богов.

Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий и логических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам мира, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится, прежде всего, не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на веру в сверхъестественное, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Первые успехи философии были основаны на великом открытии древних мудрецов, суть которого состояла в том, что только с помощью разума или рационального мышления можно постичь предельные основания и причины мира, выяснить принципы, которыми должен руководствоваться человек в делах познания и жизни. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Таким образом, философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться теоретическое мышление. Главным инструментом философии является язык теоретических понятий и категорий. Философия рационализирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры образы мира и человека, выраженные в форме категорий или универсалий культуры.

Таким образом, исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними. Философия выражает глубинные фундаментальные основания человеческого бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества.

Нескончаемый спор между мыслителями о том, что представляет собой философия, какова ее ценность в культуре и в чем состоит ее предмет, ведется фактически с момента ее возникновения. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии

  1. Предмет философии и его историческая динамика.

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но все-таки можно выделить предметную область философии, которая состоит из следующих проблем:

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь - что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее? В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различный вид. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего.

Вторая философская тема - проблема человека, смысла существования человека в мире. Еще древнегреческий философ Протагор утверждал: «Человек есть мера всех вещей». Данная проблема связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о статусе человека, т.е. в чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем.

Третья важнейшая философская тема - проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализм решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Идеализм, принимает за первичное сознание, дух, идею, мышление. Тема отношения человека и мира на протяжении всей истории философской мысли инициировала постановку и специфическое решение проблемы познаваемости человеком мира, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения, возможностей и пределов познания, проникая в механизмы и тайны познавательной деятельности человека, поиска критерия истинности наших знаний.

Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в "мире людей". Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, заканчивая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества. В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема понимания человека человеком, Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой, так как они взаимодополняют друг друга.

Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования. Обобщая различные подходы к определению философии и проблемного поля ее исследования, отдельные мыслители по-разному трактовали этот вопрос. Аристотель делит философию на теоретическую (умозрительную), цель которой - знание ради знания, практическую, цель которой - знания ради деятельности, и творческую (поэтическую), цель которой знание ради творчества.

Принципиальное значение для философии в ее самом высоком, значении, считает И. Кант, имеют вопросы, отражающие типы отношения человека к миру: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

В рамках рационалистического взгляда на мир, в частности марксисты основной вопрос философии формулировали как вопрос отношения мышления к бытию. Ф. Энгельс, акцентируя внимание на научный, рациональный момент нашего взгляда на мир. Поэтому основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". Основной вопрос философии, согласно этой позиции, имеет две стороны. Его первая сторона - это вопрос о том, что является первичным - дух или материя, материя или сознание. Философы разделились на два больших лагеря. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составляют идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, сторонники материализма.

  1. Структура философского знания.

В структуре философского знания вначале выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;

аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

антропология - философское учение о человеке;

социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Функции философии

Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

2. Кумулятивная функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира.

3. Регулятивная функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему стратегические ориентиры.

4. Логическая функция философии состоит в разработке категорий и понятий аппарата научного мышления, который используется в ситуациях революционной смены исследовательских программ в науке для осмысления ее предмета, средств и методологического потенциала.

5. Социально-критическая функция философии становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и способов жизнедеятельности. В результате ряд проблемных ситуаций, обусловленных изменениями условий и образа жизни людей, остается неразрешенным. В таких условиях социально-критическая функция философии реализуется в следующих основных направлениях. Во-первых, философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. Во-вторых, она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. В-третьих, в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм


  1. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, религия.

Для того, чтобы предметно и обосновано зафиксировать место и роль философии в системе культуры, целесообразно рассмотреть ее соотношение с другими формообразованиями культурного универсума. Выделим в качестве таких формообразований науку, искусство и религию.

Философия и наука. Исторически формирование научного сознания и выделение его из протонауки происходило в процессе оформления философии как определенной формы знания, содержащей в себе и научный опыт. Исходя из этого, можно указать на ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой.

1. Категориально-теоретический тип знания, при котором философия, как и наука, опирается на особые специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.

2. В классических версиях и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный идеал познания. Именно они, в отличие от обыденного мышления, мифологии, религии, искусства, провозглашали истину высшей и самодостаточной познавательной ценностью. Видимо, этот смысл и составляет сущность известного изречения Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

Философия и искусство. Широкий анализ исторической динамики философии и искусства подтверждает то, что во многом они едины и взаимосвязаны.

1. Как в философии, так и в искусстве одним из главных предметов изучения является человек, его духовный мир и образно-эмоциональная сфера сознания. Познавательный интерес и философа и художника всегда был направлен на ценностный пласт культуры, формирование определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном, добром, безобразном и др.

2. Поскольку одной из важнейших задач философского познания является раскрытие не только сферы значений тех или иных явлений культуры, но и их личностных смыслов, то философия в этой своей цели взаимосвязана с искусством. Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. В. Гете, Ф. Ницше, Ф. Достоевский. Т. Манн, Г. Гессе, Ж.-П. Сартр, А. Камю и многие другие вошли в историю культуры и как великие писатели, и как глубокие оригинальные философы.

Философия и религия. Зафиксировать отличительные признаки философии как уникальной формы культуры позволяет и анализ ее взаимосвязей с религией. Известно, что и философия, и религия формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога и его присутствия в мире. В вероучениях различных религий идея Бога трактуется как вариант абсолютного начала мира, сущность которой недоступна пониманию человека. Отношения к Богу всегда базируются на безграничной вере, любви и священном почитании. Религия, являясь в целом авторитарной и догматичной формой культуры, все же содержит в себе значительный элемент рациональности, что сближает ее с философией. Особенно ярко это обнаруживается в теологии или теоретическом богословии.

PAGE \* MERGEFORMAT 1


Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения: мифология; религия; философия.

1. Мифология - форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.); однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

2. Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); культурологическую (способствует распространению опреде­ленной культуры, влияет на культуру); нравственно-воспитательную (культивирует в обществе иде­алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

3. Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (Др. Индии, Др. Китаю, Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство не объяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

^ 15. Специфика теории познания Дж. Локка

1. все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. 2. признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.

Он выдели три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

Гносеология. Развивал учение о первичных (присущим вещам самим по себе) и вторичных качествах (появляющихся в сознании человека в результате воздействия на него внешних вещей). Учение о бытии . Признает сущ-е двух универсальных субстанций – материи, трактуемой механистически, и Бога, который может сообщить ей движение и способность к ощущению. Политика . Ему принадлежит идея разделения властей. Теория общественного договора, разрабатывает теорию конституционной парламентской монархии.

Можно выделить следующие основные положения филосо­фии Дж. Локка: мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт; сознание - пустое помещение (empty cabinet), которое в те­чение жизни заполняется опытом (высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт - tabula rasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека - спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, который повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства - государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

УДК 1:316 Иткулова Лэйсян Ахметовна

кандидат философских наук, доцент,

и. о. заведующего кафедрой этики, культурологии

и связей с общественностью

Башкирского государственного университета

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация:

В статье исследуется сущность мировоззрения, которое рассматривается как многогранный социокультурный феномен. Мировоззрение как воззрение на космический универсум оказывается вовлеченным в ту или иную форму познавательной деятель-ности. Анализируется та часть мировоззрения, которая имеет отношение к универсуму, в котором постепенно формируется непознанное, трансцендентное. Специфика мировоззрения как социокуль-турного феномена проявляется в системности и обобщенности воззрений, мировоззренческих знаний, а также в аксиологическом отношении к миру.

Ключевые слова:

сущность мировоззрения, социокультурный феномен, космический универсум, мир, знание, норма, ценность, культура.

Itkulova Leysyan Akhmetovna

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Acting Head of Ethics, Cultural Studies and Public Relations Department, Bashkir State University

WORLDVIEW AS A SOCIOCULTURAL

The article studies the essence of the worldview, which is regarded as a multi-faceted sociocultural phenomenon. The worldview as a conception of cosmic universe is involved in one or another form of cognitive activity. The article examines the part of the worldview that is associated with the universe, in which the unknown, the transcendental is gradually formed. The specificity of the worldview as a sociocultural phenomenon manifests itself in the systematic and generalized views, philosophical knowledge, as well as axiological attitude to the world.

essence of worldview, socio-cultural phenomenon, cosmic universe, the world, knowledge, norm, value, culture.

Неопределенность и размытость понятия «мировоззрение», а также теоретическая и практическая значимость феномена мировоззрения для современного философского знания ясно демонстрируют актуальность заявленной темы исследования. Сущность мировоззрения может быть исследована как достаточно сложный и многогранный социокультурный феномен. Для этого необходимо подвергнуть детальному исследованию особенности становления и развития мировоззрения и уточнить ту роль, которую оно играет в культуре.

Так, о мировоззрении разных народов можно судить по их легендам и преданиям. Но легенды, мифы и сказания связаны с неопределенностью содержания понятий «воззрение» и «мир». В первом приближении «мировоззрение» есть «воззрение на все существующее», на сам космический универсум, который существует. В то же время, как уже было отмечено выше, «мировоззрение» является размытым по своему содержанию понятием. И здесь непроясненным моментом является само понятие «существование». В.Н. Финогентов полагает, что существующим следует считать то, что «заявило о своем существовании», что вовлечено в ту или иную форму познавательной или преобразовательной деятельности человека (человечества) . Таким образом, вопрос о мировоззрении является не только теоретическим, но и практическим.

Мировоззрение в некотором смысле является статичным, нединамичным образованием. Например, эпические сказания «Урал-батыр» и «Акбузат» являются уникальными памятниками нематериального наследия башкирского народа, в которых не только мифологические, но и общекультурные мотивы занимают достаточно важное место. В них сюжеты, связанные с антропо-морфизацией предметов и явлений мира, переплетаются с космогоническими воззрениями. А это, в свою очередь, влияет на способ объяснения природных явлений. В эпосе практически ничего не говорится о самом акте творения, но зато поставлена проблема «первоосновы» мира, что и есть некое постоянное, статичное начало. Если далее предположить, что сам «универсум» бесконечен в количественном и качественном отношении, то человеческому роду, вероятно, оказывается известной лишь конечная часть универсума.

Мировоззрение имеет онтологические основания, в качестве одного из которых выступает гипотеза о той или иной форме конечности универсума. Кроме того, онтологическим основанием мировоззрения выступает предположение, что сам универсум повсюду таков, каким он является в известной своей части. Любая мировоззренческая форма охватывает только конечную часть универсума. Другая, «бесконечная» часть универсума нам совершенно неизвестна и вполне может характеризоваться самим мировоззрением только в негативном ключе. Это такая часть мировоззрения, которая имеет отношение к универсуму, в котором постепенно формируется непо-

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 21)

знанное, трансцендентное. В.Н. Финогентов пишет: «Разумеется, субъект мировоззрения второго класса не отрицает возможности дальнейшего расширения сферы познанного. Однако это расширение, в сущности, ничего не меняет: сфера познанного остается здесь всегда конечной, а сфера неизвестного - всегда бесконечной» . Мировоззрение как социокультурный феномен исходит из идеи признания бесконечности многоликого «универсума». Эта мысль порождает, в свою очередь, так называемый онтологический плюрализм, согласно которому существует «множественность» и многообразие универсума.

Специфика мировоззрения как сложного образования проявляется в том, что оно не совпадает со всем объемом знания, которым располагает человеческий род. «Мировоззренческое знание» можно охарактеризовать как «эмоционально присвоенное», оценочное знание, отражающее потребности и интересы человека. «На основе такого «эмоционально присвоенного знания» складываются убеждения и принципы - наиболее устойчивые компоненты мировоззрения, определяющие жизненную позицию личности и ее поступки» .

Мировоззрение не следует отождествлять с содержательным аспектом понятия «мир». Мировоззрение в общем и целом не совпадает с понятием «Вселенная». Человек зачастую склоняется к «жизневоззрению», к воззрению на человека . Анализ понятия «воззрение» также является достаточно нелегким процессом. Это понятие связано с корнем слова «зрение», а следовательно, с процессуальностью самого «видения», выявлением лучших человеческих качеств. Мировоззрение, видимо, есть некая концептуально выраженная «система наиболее общих взглядов человека на мир и на отношение человека к миру» . Таким образом, основной вопрос мировоззрения сводится к взаимоотношению человека и космоса. Содержание мировоззрения, которое пронизывает собой все остальные феномены культуры, выражается средствами искусства, морали, религии, науки, экономики, права.

В мировоззрении присутствует наглядность и образность, но в то же время оно отличается систематическим взглядом человека на мир, причем мы вполне можем вести речь о системе предельных «обобщенных взглядов» на мир и место человека в мире. Такое «обобщение» является показателем духовной зрелости личности, народа, социальной группы, общества в целом.

Итак, мировоззрение предполагает операцию обобщения. Но обобщение всегда заключает в себе нечто более сложное, чем просто «взгляд» на вещи. Определение мировоззрения как социокультурного явления не исчерпывается его пониманием как системы взглядов человека на сам мир. Прежде всего, как нам думается, необходимо зафиксировать сам статус мировоззрения в духовной жизни человека и общества. Кроме того, следует обратить внимание на структуру мировоззрения, в котором зафиксированы навыки человека, составляющие грань его культурного бытия. В мировоззрении усиливается значение и роль нравственной культуры человека, возрастает его моральная ответственность и духовная зрелость. Мировоззрение в связи с этим может рассматриваться как социально-культурная и моральная ценность, которая оказывается способной стать определенной нормой социальной реальности. Как пишет В. Кувакин, «именно мировоззрение прежде всего и главным образом определяет характер практического поведения личности, ее нравственного, политического, гражданского, эстетического, познавательного и всякого иного выбора и оценки» . Это дает основание считать мировоззрение важным способом духовно-практического освоения человеком мира. Мировоззрение выражается, таким образом, не только в «воззрениях», но и в присущей только ему познавательной деятельности человека.

Мировоззрение как социокультурный феномен выступает в качестве фундаментального уровня нравственного, духовного бытия человека, а следовательно, важнейшим элементом, точнее, предпосылкой социокультурной жизни. Мировоззрение по отношению к иным формам человеческого бытия выполняет главенствующую роль (в том числе и в отношении к другим социокультурным и духовным феноменам). К этим другим формам духовного бытия относятся самые разные явления культурной жизни. К ним принадлежат фольклор, художественные образы, правовые и моральные нормы, политические и экономические учения . Носителем отраженных в духовной культуре мировоззренческих ценностей является народ как «метафизическая субстанция». Для каждого народа характерна самобытная культурная интерпретация мира посредством самобытных мировоззренческих символов.

Итак, мировоззрение есть некая решающая инстанция, ядро духовной и моральной жизни человека и общества. Мировоззрение - это своеобразная матрица, которая задает основные направления развития нравственной жизни человеческого рода. Мировоззрение как социокультурный феномен постепенно выстраивает вдоль своих «силовых линий» все многообразие форм духовной культуры и в этом смысле выражает духовное единство человечества. Это наблюдение является надежным основанием для представления мировоззрения как предпосылки решения собственно мировоззренческих проблем. Мало кто будет оспаривать фундаментальную роль мировоззрения в моральной жизни общества. Кроме того, мировоззрение имеет и внутренний аспект своего становления. Но все же возникает вопрос о том, а какие проблемы бытия и познания являются собственно мировоззренческими?

Мы полагаем, что специфика мировоззрения заключается в том, что оно представляет собой некую квинтэссенцию культуры. Само мировоззрение зачастую оказывается в неявном, свернутом виде. С формально-логической точки зрения мировоззрение направлено на выявление инвариантных характеристик изучаемых объектов. При этом данные характеристики работают при условии их существования, существенности и значимости. Поэтому, на наш взгляд, мировоззрение определяется через мировоззренческие же проблемы. Мы, конечно, не можем определенно указать на эти проблемы, выявить их эвристическую ценность. В мировоззренческий «тематический» комплекс включаются вопросы о происхождении человека и его месте в мире, о познавательных возможностях человека, о проблеме смысла жизни, о производственной, «природоохранной и человекоохранной деятельности» (А.Н. Чанышев). Все эти вопросы так или иначе касаются субъекта мировоззрения - человека, созидающего уникальный образ мира.

В структуре мировоззрения главная роль принадлежит мировоззренческим проблемам. Но анализ духовной культуры позволяет отнести мировоззрение к исторической эпохе, в которой господствуют мифологическое и религиозное мировоззрение. Мировоззрение лишь тогда является обоснованным и неоспоримым, когда эпоха оказывается подходящей для достижения духовного единства человечества. Когда новые поколения начинают приобщаться к доминирующему мировоззрению, то вскоре рождается время, которое, можно сказать, выступает в своем собственном единстве. «Обратной и в некотором смысле негативной стороной духовного единства сообщества, неизбежным следствием абсолютного доминирования в нем определенного мировоззрения являются излишняя консервативность, застойность жизни такого сообщества, его предрасположенность к авторитаризму и тоталитаризму» .

Стабильная в мировоззренческом плане эпоха продолжается именно до тех пор, пока само сообщество не столкнется с достаточно серьезными «вызовами» современности. При этом сами «вызовы» имеют различную природу. Это могут быть мировоззренческие поиски, которые актуальны в современную эпоху культурной жизни. Эпоха мировоззренческих поисков соотносится с тем обстоятельством, что для философии «органоном» является фундаментальная для человека духовная способность, разум. В этом плане необходимо внимательно относиться к уже выработанным человеческим родом типам мировоззрения. Новый тип мировоззрения может быть создан через творческий синтез «жизнеспособных» элементов предшествующих систем.

Современная нам эпоха стремится уделить огромное внимание мировоззренческим поискам, даже самым неожиданным, поскольку именно они представляют собой зародыш искомого мировоззрения. Стратегия мировоззренческих поисков выстраивается на базисе общечеловеческих ценностей, на принципе уважения различных мировоззренческих конструкций, на осторожном обращении с современными попытками дать ответы на вечные вопросы, которые выдвигаются перед всем человеческим родом. Таким образом, содержание мировоззрения как социокультурного феномена раскрывается в представлениях об истине, добре и красоте, определяющих смыслы человеческой деятельности.

1. См.: Финогентов В.Н. Религиозный ренессанс или философия гуманизма? Мировоззренческий выбор современной культуры. М., 2009.

2. См.: Там же. С. 27.

3. Иткулова Л.А. Мировоззрение как интегральное образование: сущность и структура // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15, № 1. С. 164-167.

4. См.: Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., 1993.

5. Иткулова Л.А. Указ. соч. С. 164.

6. Кувакин В. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека (философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб. ; М., 1998.

7. См.: Финогентов В.Н. Указ. соч. С. 30.

8. См.: Там же. С. 32-33.