Звуки и буквы ч-щ. Дифференциация звуков ч и ть материал по логопедии на тему Дифференциация ч щ в предложениях

Екатерина Пинюгина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [ч)-[щ]. Буквы Ч, Щ»

Тема : Звуки Щ – Ч .

Цель : Закрепить навык произношения и различения звуков (щ, (ч, развивать фонематическое восприятие, развивать грамматический строй речи (образование сущ. с уменьшительно – ласкат. значением, образование сущ., обозначающих детёнышей животных, развивать звуко – слоговой , языковой анализ и синтез, развивать память, внимание, мышление.

Оборудование : предметные картинки, карточки - схемы, цветные сигналы, цветные квадраты, карточки с написанными словами, сказочные персонажи, кассы, тетради, ручки, мяч.

Ход деятельности:

I. Орг. момент.

Д\и «Угадай – ка»

Назвать первый звук в слове ГУСИ .

Назвать гласный звук в слове СЫР .

Назвать третий звук в слове КОШКА .

Сколько слогов в слове ЧУДЕСА?

Назвать гласные звуки в слове МУЗЫКА .

Назвать первый звук в слове ЮЛА .

Назвать последний звук в слове ПЕНЬ .

Назвать первый слог в слове МАЛИНА.

Назвать последний звук в слове МИР .

Назвать «маленькое» слово в предложение САМОЛЁТ ЛЕТИТ НАД ЛЕСОМ.

II. Основная часть.

1. Повторение материала о гласных и согласных звуках .

2. Введение в тему.

Мы сегодня с вами отправимся в «Лесную школу» в гости к Белочке – Умелочке, которая работает там учителем и учит разных животных.

- У неё к вам письмо : «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Я хочу испытать ваши смекалку, знания, ум. А для этого я придумала вам разнообразные задания. А вместе с вами их будут выполнять мои ученики.

Назовите одинаковый звук в словах ЩЕНОК , ЩЕЛЬ, ОВОЩИ, ЛЕЩ.

Назовите одинаковый звук в словах ЧАСЫ , ЧАЙНИК, ОЧКИ, ОБРУЧ.

Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Дайте им характеристику.

Какой звук (щ?

Какой звук (ч?

Назовите правильно букву , которая обозначает звук (щ, звук (ч)

Назовите правило правописания ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ

3. Закрепление материала.

а) Д\и «Смотри не ошибись»

Это задание мы будем с вами выполнять с котом Чернобурчиком.

В своих картинках определите место звуков (ч, (щ) .

А теперь я буду показывать схемы, а вы должны определить, какая схема подходит к вашей картинке.

чайник щука

грач щётка

черепаха щенок

чайка щавель

Молодцы! Кот Чернобурчик очень рад, что вы ему помогли. Следующие задания Белочка – Умелочка даёт щенку Тявке и просит вас помочь их ему выполнить.

б) Д\и «Внимательные ушки, глазки»

Вам раздаются карточки с написанными словами. В них пропущены буквы . Напишите буквы , не забывая правило :

ЧА, ЩА пиши с буквой А .

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У .

ТУЧ… ПИЩ… РОЩ… Ч…ЙКА

СВЕЧ… Ч…ЙНИК ГУЩ… Щ…ВЕЛЬ

Щ…КА Ч…ДЕСА Ч…Щ…

в) Д\и «Звук убежал »

товари (щ) труба (ч) ле (щ)

гра (ч) ово (щ) обру (ч)

мя (ч) бор (щ) клю (ч)

клее (щ) вра (ч) пла (щ)

г) Д\и «Добавь слог – ЧИ или - ЩИ»

товари (щи) гра (чи)

кле (щи) вра (чи)

ве (щи) обру (чи)

ово (щи) труба (чи)

ле (щи) клю (чи)

Физминутка

Живёт в пещере чудовище. Приседают.

Хранит в лапах сокровище. Обнимают себя.

У чудовища длинный хвостище, Тянут руки назад.

Крепки у него лапищи, Встают с подскоком.

Кривы на лапищах когтищи, Сгибают пальцы на ногах

Остры у него зубищи, и переступают с ноги на ногу.

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи. Садятся на свои места.

Да ты не бойся малышка!

Чудовище это – мышка!

Пещеры – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка!

д) Д\и «Назови ласково» (с мячом)

Это задание вы будете выполнять вместе с черепахой Всёзнайкой.

щенок – -щука - чашка -

ящик – птица - утка -

щётка – ложка - собака -

щека - белка - шапка -

Назовите вместе с черепахой детёнышей животных

е) Д\и «Назови детёныша, детёнышей»

у собаки – щенок, щенята у зайца -

у белки – у кролика -

у волка - у барсука -

Молодцы! Как вы хорошо справляетесь со всеми заданиями.

ё) Звуко – слоговой анализ слов.

Это задание мы будем выполнять с Зайцем – Торопыжкой.

Сделайте звуко – слоговой анализ слов ЧУЧЕЛО, ПЛОЩАДЬ

Составьте схемы.

ж) Языковой анализ и синтез предложения.

Составить схему предложения. Обозначить каждую букву цветным сигналом .

РЕБЯТА ИДУТ В ЧАЩУ ЛЕСА.

Сколько слов? Назвать 1,2,3.4, 5. Назвать «маленькое» слово.

з) Работа в тетрадях.

Последние задание мы будем выполнять вместе с Тигрёнком – Полосатиком.

Написание диктанта.

Печатание слов

ТУЧА, СВЕЧА, ПИЩА, ЧАЩА, ВЕЧЕР, ЩУЧКА, ЧУДЕСА, ПЛОЩАДЬ

Обозначить каждую группу цветным сигналом.

Белочке – Умелочке очень понравилось, как вы занимались. Она прощается с вами и желает вам больших успехов в школе.

III. Итог :

Какие звуки мы сегодня различали?

Какие это звуки ?

Какие задания вам понравились?

Отметить активность детей.

Ждут в гнезде ее птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке буква Ц,

Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе и в столице.

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть две буквы Ц.

Л. Дьяконов

Дифференциация Ч - Щ

Занятие 1

Цели занятия:

§ формировать умение дифференцировать звуки Щ и Ч,

§ соотносить их с буквами Щ, Ч;

§ развивать слуховое и речевое внимание;

§ развивать фонематический анализ;

§ развивать речеслуховую память;

§ развивать логическое мышление;

§ развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Материал к занятию

1. Послушайте слова. Назовите первый звук в слове.

Чайка, чабан, четыре, четверть, чужой.

Щука, щавель, щеки, щетка, щенок.

Обратите внимание на разницу в произношении звуков Ч и Щ.

При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.

При произношении звука Щ спинка языка поднята и язык подвинут к зубам, но смычки нет.

Проверь себя! Чем отличается произношение звуков Щ и Ч?

2. Игра «Эхо». Повтори слоги:

Ча - ща, ща - ча, ча - ща - ча, ща - ча - ща, ча - ща - ча, Чу - щу - щу - чу, щи - чи - чи - щи.

Следи за правильным произношением звуков.

3. Послушайте слова. Определите, какой звук в слове - Ч или Щ и его место.

Печенье, гречка, щит, ручеек, силач, песочек, ручка, чемодан, ящик, ящерица, овечка, синичка, щель, щепка, печка, хищник.

4. Подумай, на что похожа буква Ч? На что похожа буква Щ?

У п р а ж н е н и е 1.

Вспомните положение речевого аппарата для верного произнесения этих звуков. Тренируйте звуки Ч и Щ отдельно. Сле­дите, чтобы Ч и Щ не произносились твердо.

Ч - Ч - Ч Щ - Щ - Щ

У п р а ж н е н и е 2.

Тренируйте Ч и Щ в слогах:

ЧИ -ЩИ ЧА -ЩА

ЧЕ -ЩЕ ЧУ -ЩУ

ТИ – ЧИ ИТЬ – ИЧЬ ЧИЩИ ЩИЧИ ЧИЩЬ - ЩИЧЬ

ТЕ – ЧЕ ЕТЬ – ЕЧЬ ЧЕЩЕ ЩЕЧЕ ЧЕЩЬ – ЩЕЧЬ

ТЯ – ЧА ЯТЬ – ЯЧЬ ЧЯЩЯ ЩЯЧЯ ЧЯЩЬ – ЩЯЧЬ

ТЁ – ЧЁ ЁТЬ – ЁЧЬ ЧЁЩЁ ЩЁЧЁ ЧЁЩЬ – ЩЁЧЬ

ТЮ – ЧЮ ЮТЬ – ЮЧЬ ЧЮЩЮ ЩЮЧЮ ЧЮЩЬ – ЩЮЧЬ

ТИ – ЧИ ИТЬ – ИЧЬ ЧИЩИ ЩИЧИ ЧИЩЬ - ЩИЧЬ

У п р а ж н е н и е 3.

Тренируйте Ч и Щ в словах и фразах:

ЧЕСТЬ ЩИТ

ЧТЕЦ ЩЕКА

КАЧЕЛИ ЩЕБЕТ

КЛИЧ ЛЕЩ

ПОЧЕТ ПОЩАДА

ЧАЙКА ЩЕЛЧОК

ЧАЩА КОЩУНСТВО

ЧЕРЕМУХА ПЛЮЩ

МЕЧТА ПЛАЩ

РАЗВЕДЧИК ЩУКА

МИЧМАН МЕЩАНСТВО

ОЧЕРК ЩИПЦЫ

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Ласточка день кончает, а соловей начинает.

Сухие листочки на сучках-сучочках.

Река течет, печка печет.

Золотое решето черных домиков полно,

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

Цветет невеличка - будет земляничка.

Волки рыщут - пищу ищут.

Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Н. Заболоцкий

И сыплет щедрою рукой

Червонцы челяди ямской.

Н. Некрасов

На добром щекастом лице Симакова быстро бегали вечно смущенные глаза.

В. Тендряков.

Ноги чувствовали сквозь подошву раскаленный щебень шоссе.

М. Гаршин

Щегольство словами, значение которых не совсем ясно ще­голяющим, заметно у многих, и это очень плохо.

М. Горький

  1. Тексты для контрольной проверки

ДИКЦИОННОЙ ЧЕТКОСТИ ВСЕХ ЗВУКОВ.

(Пословицы, загадки, стихи, скороговорки,

сказки и присказки)

Разберитесь в содержании, определите паузы и логические ударения. Разберитесь в дикционных и орфоэпических особен­ностях предлагаемых текстов.

Пословицы

При работе над пословицами тренируйте широкое звучание гласных.

Пословицы о Родине.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

На чужой стороне и весна не красна.

На родной стороне и камешек знаком.

Чужая сторона и без ветра сушит и без зимы знобит.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Всякому мила своя сторона.

При солнце тепло, при Родине добро.

Пословицы о слове.

Слово - олово.

Не шути словом - слово пуще стрелы ранит.

Бритва скребет, а слово режет.

От одного слова да навек ссора.

Слово - не обух, а от него люди гибнут. Не болтай наугад – клади слова в лад.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Кстати промолчать, что большое слово сказать.

Слово не стрела, а к сердцу льнет.

Птицу кормом, а человека словом обманывают.

Сладкий язык и змею из норы вытащит.

Доброе слово дороже богатства. На добром слове кому не спасибо.

Ласковое слово, что вешний день.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Ласковое слово и кость ломит. Иная похвала хуже брани.

То же слово, да не так бы молвить.

На льстивые речи не мечись, на грубу правду не сердись.

Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.

Не дав слова, крепись, а дав, держись.

Живое слово дороже мертвой буквы.

(Старшая группа)

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришли гости! Посмотрите на них и поздоровайтесь!

А теперь подойдите ко мне и посмотрите, кого я вам принесла. Это игрушки Чебурашка и Щенок. Они живут в младшей группе и совсем не умеют различать звуки! Они даже не знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята с какого звука начинается слово Чебурашка? Правильно со звука Ч. А с какого звука начинается слово Щенок? Правильно, со звука Щ! И сегодня мы с вами будем играть с этими звуками и учиться различать их. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать!

1-ое задание.

Нужно закончить слово, подходящим слогом ЧА или ЩА, чтобы получились слова

Добы… Встре…

Закончи слово слогом ЧУ или ЩУ

Кру… Та…

Сви… Ка…

Кри… Сту…

Молодцы, ребята. А сейчас садитесь на свои места.

2 задание .

Внимание на экран. Ребята, нужно отгадать какие слова здесь зашифрованы. Для этого выделяем первый звук в названии каждой картинке и соединяем в одно слово.

Щука, Роща, Почки, Грач.

3-е задание.

Послушайте новую скороговорку:

Щеткой чищу я щенка

Щекочу ему бока.

Ребята, в каких словах встречался звук Ч?

В каких словах вы услышали звук Щ?

А в каком слове встретились оба звука?

Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?

А теперь эту скороговорку повторят только девочки.

Сейчас м ы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.

А теперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.

Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.

Молодцы!

4-е задание. Подойдите все ко мне и встаньте на любое свободное место на ковре. Сейчас мы будем определять, где стоят звуки Ч и Щ, в начале слова, в середине или в конце.

Если вы услышите звук ч или щ в начале слова, нужно поднять руки вверх и потянуться на носочках.

Если эти звуки будут звучать в середине слова, то нужно поставить ноги вместе, а руки развести в стороны.

Если вы услышите эти звуки в конце слова, то нужно присесть и положить руки на коленки.

Итак, слушаем слова: щетка, бабочка, бочка, щит, чайник, овощи, лещ, ящик, удочка, плащ.

Возвращаемся на свои места.

5-е задание.

И сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.

Внимание на экран.

(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, каменщик, экскаваторщик, крановщик, дрессировщик.)

https://fotki.yandex.ru/next/users/len6573/album/264161/view/1143036?page=0

Физ.минутка

Раз-подняться, потянуться.

Два-согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире,

Пять-руками помахать,

Шесть- на место сесть опять.

6-задание.

Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки Ч и Щ, и рядом лежит большой лист, на котором мы видим портреты Чебурашки и Щенка. Сейчас вы будете дарить эти картинки зверятам. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку?

http://eshka-nn.ru/page/avtomatizaciya_zvuka_ch_kartinki/
http://icqprosto.ru/new/avtomatizatsiya-zvuka-shh/

Ребята, Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!

Дети, какие звуки мы сегодня учились различать? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?

Дифференциация звуков [Ч] — [Щ] в предложениях

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку речевого материала для дифференциации звуков [Ч] — [Щ] в предложениях. Звуки [Ч] — [Щ] иногда смешиваются детьми и очень важно до поступления в школу научить ребенка различать их. Это поможет будущему школьнику избежать в младших классах ошибок на письме.

Подборкой с успехом могут воспользоваться не только логопеды, но и родители для домашних занятий.

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Повторить словосочетания и предложения со звуками [Ч] и [Щ]:

Чёрный щенок, копчёная щука, плачущий человек, коричневый плащ, горячая щека, чистильщик обуви, чужие вещи, чудесное угощение, чугунный щит, сочные овощи, щепотка чая, почтовый ящик, щебечущий щегол, колючая щётка, чищеные овощи, чистое помещение, пучок щавеля, овощная начинка, птичий щебет, точный подсчёт, прочный щит, чистый плащ, молочная пища, колючая щетина, золочёная цепочка, печенье в ящике, птичий щебет, рычащий щенок, чистые щёчки, скучающий человек, учёный часовщик, часть вещей

В чаще грачи. У Миши ящичек. На двери прибита дощечка. Мы ели копчёную щуку. У мальчика щётка.

Носильщик несёт вещи. Свеча едва освещала избушку. В буфете сгущённое молоко и копчёная колбаса. Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу. Сорока нас встречала и громко трещала. В печке весело трещат дрова. Зазвенела роща молодая, зазвучали птичьи голоса. Щенок бежал за чабаном. В пирожки положили начинку из овощей. Чаще и чище чистите зубы! Лечо - блюдо из овощей. Лена взяла щипчиками кусочек печенья из вазочки.

Дедушка учил внучонка читать и считать. Мы купили щетку, чтобы чистить одежду. Вычищенные вещи сложили в чемодан. Щеглы ищут в листьях овощей личинок бабочек и мух и клюют их. Часовщик чинит часы. Точильщик точит ножи. Птенчики пищат в гнезде. По лесу рыщет серый волчище. В музее выставлены щиты и мечи. В почтовый ящик опущено письмо. В клетке четыре щегла. В коридоре лежат чужие вещи. В этом помещении работают учёные. За окном слышен птичий щебет. Мама готовит сочные овощи.

Повтори чистоговорки, скороговорки и пословицы:

Точу клещи, мечи,