Введение. Понятие отрасли. отрасль машиностроения Экономические основы производства в машиностроении

Экономика машиностроения

Экономика машиностроения представляет собой комплекс вопросов экономических отношений предприятий в условиях конкурентной среды в рамках отрасли.

Изменения форм производства и хозяйства привели к появлению современной рыночной системы, которая направлена на удовлетворение потребностей потребителя.

Рынок – это система экономических отношений, основанная на базе товарно-денежного оборота.

Важные социально-экономические функции, выполняемые рынком:

  1. Играет роль связующего звена между производством и потреблением, через прямые и обратные связи.
  2. Выявляет полезность тех или иных видов товаров и услуг, позволяет оценить стоимость.
  3. Конкуренция на рынке служит отличным инструментом регулирования объемов производства, позволяет выявить лидеров и отстающих среди предприятий.

Типы рынков:

  • Свободный рынок. Предприятия на нем имеют максимальную свободу, нет вмешательства со стороны государства.
  • Нелегальный рынок. Подразделяется на теневой (ведется с нарушением правил купли-продажи) и черный (подпольная торговля вещами, которые запрещены к продаже).
  • Регулируемый рынок. Рынок, поддерживаемый государством, подчиненный определенному порядку и закрепленный в правовых нормах.

Замечание 1

Машиностроение одно из наиболее материалоемких производств. Более 60% его затрат приходится на материалы, покупные и комплектующие изделия, 30% составляют затраты на оплату труда. К тому же машиностроение самая энергоемкая отрасль промышленности.

Особенности машиностроительного производства требуют знания и правильного применения экономических законов.

Отбор продукции данной отрасли, способной удовлетворить рыночный спрос при наличии жесткой конкуренции, осуществляется на основе технико-экономических показателей и их методической оценки.

Так же выбор технологи производства основывается на экономических факторах, критериях оптимальности. Любая область деятельности на машиностроительном предприятии тесно связанна с экономическим анализом, который позволяет рационально использовать ресурсы.

Формы машиностроительных предприятий

Существует огромное множество машиностроительных предприятий, каждое из них отличается по размерам, видам продукции и способам владения собственности.

Выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Ведущее место на рынке принадлежит коммерческим организациям (товарищества, общества, кооперативы, государственные, муниципальные и унитарные предприятия).

Товарищества. Субъекты предпринимательских отношений, имеющие свои юридические и организационные признаки. Существует два основных вида товарищества: товарищество на вере и полное товарищество.

Для организации товарищества необходим складочный капитал. Данный капитал служит для регистрации товарищества, а также является стартовым капиталом для организации работы товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью. ООО – коммерческая организация, капитал, которой разделен на доли, определяемые учредительными документами.

Участники ООО несут убытки только в размере внесенных ими вкладов.

Законодательство достаточно сурово относится к ООО, так как такие организации имеют большее распространение, но в них довольно часто встречаются финансовые злоупотребления.

Акционерное общество. Данная форма предприятий наиболее распространена в отрасли машиностроения.

АО – коммерческая организация с уставным капиталом, распределенное на число равных долей, которые фиксируются в акциях.

АО бывают двух типов: закрытое акционерное общество (ЗАО) и открытое акционерное общество (ОАО).

В ОАО – акционеры вправе отчуждать свои акции без согласия других акционеров.

В ЗАО же акции распространяются только между своими акционерами, число которых не может превышать 50.

Экономические ресурсы машиностроительного предприятия

Определение 1

Экономические ресурсы – это источники и средства, которые обеспечивают производственный процесс (природные, трудовые, оборотные средства, информационные ресурсы, финансовые ресурсы).

Основные фонды – это средства производства, такие как земля, производственные здания, машины, сооружения, оборудования и тп.

Основные средства – это денежное выражение физического капитала, вложенного в основные фонды.

Основные фонды могут быть производственными (непосредственно участвующие в процессе производства) и непроизводственные (имеют вспомогательное отношение к производству).

Если основной фонд участвует в производственном процессе постоянно, то его называют постоянным основным фондом.

ОПФ разделяется на активную часть (средства труда, воздействующие на предметы труда, изменяя их свойства) и пассивную часть (средства труда которые не воздействуют на предметы труда).

К ОПФ относят также и интеллектуальную собственность (продукт творческого труда, который оформлен юридическим документом).

Потенциальная производительность ОПФ представляет собой производственную мощность, которая характеризует максимально возможный выпуск продукции за календарный год.

Расчет производственной мощности является частью технико-экономического плана машиностроительного производства. На его основе рассчитывается объем выпускаемой продукции в соответствии с потребностью рынка. Расчет мощностей так же используется для разработки плана по использованию капитала предприятия.

Оборотные фонды – это полностью потребляемая часть производственного фонда, полностью переносит свою стоимость на изготовленный продукт и полностью возмещается в процессе реализации продукции.

Существуют так же производственные запасы, которые не участвуют в производственном процессе, и находятся на предприятии в объемах, которые обеспечивают непрерывность производственного процесса.

По формированию оборотные средства можно разделить на собственные (часть уставного капитала, формируемого из взносов учредителей в момент создания предприятия, и пополняемого за счет прибыли) и привлеченные (находятся у предприятия во временном пользовании и подлежат возврату).

Контрольная работа по экономике машиностроения

Тема: «Определение отрасли»

Введение

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов).

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Машиностроение - это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Современный уровень машиностроения в России, его научно-техническая и производственная базы не отвечают на сегодняшний день возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.

Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.

1. Понятие отрасли. Отрасль машиностроения

Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитие страны. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия сферы народного хозяйства можно объединить в две группы: материальное производство и непроизводственная сфера. В свою очередь эти сферы делятся на отрасли.

Отраслевая дифференциация промышленности - возникновение все новых и новых ее отраслей - это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда.

Различают три формы общественного разделения труда:

1. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);

2. Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;

3. Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии.

Все формы общественного разделения труда взаимосвязаны.

Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых материалов, техническая база производства и технологический процесс, профессиональный состав кадров. По этим же признакам различаются и отдельные производства.

Отрасль - это группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Материальное производство включает:

· Промышленность;

· Сельское и лесное хозяйство;

· Грузовой транспорт;

· Связь (обслуживающая материальное производство);

· Строительство;

· Торговля;

· Общественное питание;

· Информационно-вычислительное обслуживание и др.

В непроизводственную сферу входят:

· Жилищно-коммунальное хозяйство;

· Пассажирский транспорт;

· Связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население);

· Здравоохранение;

· Физическая культура и социальное обеспечение;

· Народное образование;

· Культура и искусство;

· Наука и научное обслуживание;

· Кредитование и страхование;

· Деятельность аппарата органов управления.

Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс включает в себя 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них как средства производства.

2. Классификация отраслей машин остроения, деление их на группы

В состав комплексных отраслей входят:

· Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;

· Химическое и нефтяное машиностроение;

· Станкостроительная и инструментальная промышленность;

· Приборостроение;

· Автомобильная промышленность;

· Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;

· Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;

· Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;

· Авиационная промышленность;

· Судостроительная промышленность;

· Промышленность средств связи.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их можно объединить в следующие группы:

1. Группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;

2. Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

3. Электротехника, приборостроение. Станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности;

4. Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).

Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта:

1. Отрасли импортозамещения. В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке;

2. Отрасли экспортной ориентации. В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа- и судостроение. Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки.

Условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям.

3 . Факторы, определяющие изменен ие отраслевой структуры отрасли

Можно выделить следующие группы факторов, определяющих изменение отраслевой структуры отрасли:

1. Научно-технический прогресс - развитие науки и техники способствует развитию новых отраслей, выделению из уже существующих отраслей новых подотраслей, либо ликвидации предприятий или отраслей, не соответствующих требованиям времени;

2. Темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения - влияние данного фактора сопоставимо с эффектом мультипликатора, ускорение или замедление развития отраслей, потребляющих продукцию предприятий машиностроения, определяет развитие соответствующих отраслей машиностроения;

3. Рост материального благосостояния и культурного уровня населения - изменения в составе потребностей населения напрямую определяют развитие отраслей, производящих продукцию, способную удовлетворить данные потребности.

Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым ее систематический контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства.

4. Показатели для анализа отраслевой структуры п ромышленности

Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используют следующие показатели:

1. Доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

2. Доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

3. Коэффициент опережения - выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:

Коп = Тотр / Тпром,

где, Коп - коэффициент опережения,

Тотр - темп развития отрасли или комплекса,

Тпром - темп развития промышленности.

4. Соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями. Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в развитии экономики страны;

5. Доля военно-промышленного комплекса в общем объеме промышленного производства;

6. Соотношение между группами А (производство средств производства) и Б (производство предметов потребления).

В общем плане отраслевая структура промышленности характеризует:

1. Уровень технического развития страны;

2. Степень экономической самостоятельности страны;

3. Уровень производительности общественного труда.

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства периодические повторяются, изменение текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Для нашей страны характерно опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же, имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения отличалась «утяжеленностью» и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась достаточно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 1980-х гг. рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший 1990-х гг. в обвальное падение.

Современное состояние машиностроения показывает необходимость продуманной политики государства в отношении оптимизации отраслевой структуры. Совершенствование отраслевой структуры отрасли должно основываться на анализе макроэкономических пропорций экономики. Установление научно обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда.

5 . Факторы, способствующие совершенствованию отраслевой структуры машиностроения

Эффект от совершенствования отраслевой структуры машиностроения может проявляться в следующем:

1. Рост взаимопроникновения и перераспределения ресурсов осваиваемых производств, с повышением уровня качества продукции от применения наукоемких технологий;

2. Постепенное снижение себестоимости производства за счет эффективного использования ресурсов;

3. Постепенное замещение импортного производства продукцией отечественного машиностроения;

4. Развитие инфраструктуры отраслей машиностроения.

В результате совершенствования отраслевой структуры машиностроения должно сформироваться ядро - совокупность хозяйствующих субъектов, эффективно реагирующих на изменения конъюнктуры рынка и выпускающих конкурентоспособную продукцию.

6. Сырьевые и топливно-энергетические материальные ресурсы , их рациональное использование

Все материальные ресурсы, используемые в промышленности в качестве предметов труда, условно подразделяются на сырьевые и топливно-энергетические.

Сырьевые ресурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для производства различной промышленной продукции.

Под сырьем (сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу или переработку которого затрачен труд и который под его воздействием претерпел определенные изменения. К сырью обычно относят продукцию добывающей промышленности (руда, нефть, уголь, песок, щебень) и сельскохозяйственную (зерно, картофель, свекла), а к материалам - продукцию обрабатывающей промышленности (черные и цветные металлы, цемент, мука, пряжа).

Различают:

1. Основные материалы - это материалы, которые в натуральной форме входят в состав готового продукта, составляя его материальную основу;

2. Вспомогательные материалы - это материалы, не входящие в состав готовой продукции, а только способствуют ее формированию.

Топливо и энергия по своей экономической природе относятся к вспомогательным материалам, но в силу особой значимости они выделяются в самостоятельную группу ресурсов. Различают потенциальные и реальные топливно-энергетические ресурсы:

1. Потенциальные топливно-энергетические ресурсы - это объем запасов всех видов топлива и энергии, которым располагает тот или иной экономический район, страна в целом;

2. Реальные топливно-энергетические ресурсы в широком смысле слова - это совокупность всех видов энергии, используемых в экономике страны.

К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести:

1. Улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса;

2. Более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях;

3. Правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива - недопущение потерь т снижения качества;

4. Комплексное использование сырья;

5. Химизацию производства;

6. Использование отходов производства;

7. Вторичное использование сырья и др.

7. Краткий анализ отраслей машиностроения. Отраслевые тенденции В машиностроительном комплексе в ноябре 2009 года отмечено существенное улучшение динамики производства. По сравнению с ноябрем 2008 года спад производства в целом по трем машиностроительным отраслям составил - 17.2% - это лучший показатель за все предыдущие месяцы 2009 года. Однако в наибольшей степени такое улучшение обусловлено фактором низкой базы.

Машиностроение стало одной из немногих отраслей обрабатывающего сектора промышленности, в которой объем производства в ноябре 2009 года был ниже, чем в ноябре 2008 года. Если же сравнивать результат с ноябрем 2007 года, то спад производства за этот период составил более 25%.

Лучшая динамика в ноябре 2009 года наблюдалась в производстве крупного энергетического оборудования, а также в производстве бытовой техники и электроники.

Выпуск гидравлических турбин увеличился по сравнению с ноябрем 2008 года в 2 раза, производство стиральных машин и телевизоров - почти на 20%. Причем объем производства телевизоров в ноябре 2009 года был одним самых больших за последние два года. Он был всего на 0.7% ниже, чем в сентябре 2008 года, когда объем производства телевизоров в России достиг трехлетнего максимума. Рост производства бытовой техники и электроники происходит не столько за счет увеличения спроса на эту продукцию, сколько за счет оптимистических ожиданий производителей и торговых организаций, которые стали заполнять склады в надежде на скорое увеличение потребительского спроса.

Финансовое положение в транспортном машиностроении остается самым тяжелым среди всех отраслей промышленности.

Сальдированный финансовый убыток к началу ноября 2009 года превышал 60 млрд. руб. Это связано с низким внутренним спросом на продукцию российского автомобилестроения, отсутствием доступа к заемному капиталу, большой просроченной задолженностью.

По объему просроченной кредиторской задолженности, как и по объему просроченной дебиторской задолженности, транспортное машиностроение является лидером среди всех отраслей обрабатывающего комплекса российской промышленности. При этом существенная доля просроченной задолженности приходится на задолженность по банковским кредитам, которая за год выросла почти в 10 раз.

Список литературы

1. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 336 с.: ил.

2. Миронов М.Г., Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 320 с.

3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 304 с.: ил.

4. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 576 с. ил.

5. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 272 с.: ил.

6. http://www.akm.ru/rus/analyt/analyt/mashin.htm,

ЗАО «Анализ, Консультации и Маркетинг», аналитический бюллетень «Отрасли российской экономики: производство финансы, ценные бумаги», 18 января 2010 г.

В современных рыночных условиях хозяйствования на российских предприятиях ведущей отрасли промышленности базируется на основных вопросах экономических отношений предприятий в условиях постоянно возрастающей конкурентной среды в рамках машиностроительной отрасли.

Быстрыми темпами обновляется техника и оборудование на предприятиях, что повышает динамику развития всего машиностроения.

Происходит процесс обновления и рост объема выпускаемой продукции, совершенствуется технология и специализация производства, повышается квалификация имеющихся кадров, культура и техника общего управления. Все это отвечает особенностям современного развития экономики машиностроения и предъявляет жесткие требования к системе руководства предприятием.

В целом экономика машиностроения для всех работающих в отрасли ставит первоочередные задачи по приобретению и повышению экономических знаний, являющихся необходимым условием для увеличения эффективности промышленного производства. Для того, чтобы быстро и правильно решать возникающие экономические вопросы, касающиеся развития предприятия, принимать и внедрять в производство рациональные решения, обоснованно определять мероприятия по повышению организационного и технического уровня производства, а так же тщательно анализировать производственную и хозяйственную деятельность предприятия, необходимо иметь глубокие экономические знания и профессионально ориентироваться в экономике производства.

Переход к рыночной экономике по западному образцу в 90-е годы прошлого века довольно болезненно сказался на машиностроительную отрасль России, объемы выпуска продукции снизились, что напрямую было связано с общим сокращением внутреннего отечественного рынка и отсутствием заказов от главных потребителей продукции. Произошло вытеснение с рынка отечественных производителей зарубежными фирмами, предприятиями малого бизнеса, предлагающими свой ассортимент продукции на более выгодных условиях продажи.

Машиностроение, по сравнению с другими производствами, характеризуется большей трудоемкостью выпускаемой продукции, капиталоемким и фондоемким производством.
Выпуск изделий большой сложности требует наличия высокой квалификации кадров и разнообразия рабочих профессий. Комплекс машиностроения является основой экономики, поэтому машиностроительным предприятиям необходим расширенный внутренний рынок, обеспечивающий заказами и позволяющий улучшить финансовое состояние машиностроительного комплекса.

За последнее десятилетие экономические показатели отмечают повышение эффективности машиностроительного производства, сократилась доля убыточных производств в общем числе отраслевых предприятий, возросли производительность труда рабочих, рентабельность, как показатель отношения общей прибыли к затратам, и фондоотдача, что повлекло улучшение финансово - экономических показателей по машиностроению в целом. По динамике и темпам роста производства данная отрасль в настоящее время поднялась и остается на лидирующих позициях в российской промышленности.

машиностроение казахстан индустриальный инновационный

Машиностроение как основа экономического развития страны

Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, являющийся ведущим среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех работающих в хозяйстве Казахстана. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях национальной экономики материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня. .

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.

Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро. Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья.

С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность, станкостроение, производство электротехники и точных приборов.

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Рассмотрим группировку машиностроительных отраслей по факторам размещения для нашей страны (таблица 1)

Таблица 1 Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения

Машиностроение является важнейшей отраслью экономики любого индустриально развитого государства. Производя всевозможное оборудование, машины, станки, приборы, а также товары для населения, машиностроение обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей экономики.

Устойчивое развитие и надежное функционирование машиностроения во многом определяют энергоемкость и материалоемкость экономики, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и, в конечном итоге, экономическую безопасность страны.

В развитой рыночной экономике машиностроительная отрасль традиционно носит социально-ориентированный и инфраструктурный характер. Машиностроение с учетом достижений технического прогресса может определять и регулировать конкурентные условия для большинства отраслей промышленности.

Рисунок 1 Отраслевой состав машиностроительного комплекса

Машиностроительная отрасль включает в себя более 20 подотраслей: энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническую, станко-инструментальную и инструментальную промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильную, подшипниковую промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронную промышленность.

В экономически развитых странах на долю машиностроительных производств приходится от 30 до 50% и более общего объема выпуска промышленной продукции (в Германии - 53,6%, Японии - 51,5%, Англии - 39,6%, Италии - 36,4%, Китае - 35,2%). Прибыль, получаемая от машиностроительной отрасли, обеспечивает полное техническое перевооружение всей промышленности развитых стран мира каждые 8-10 лет. При этом доля продукции машиностроения в ВВП стран Евросоюза составляет 36-45%, в США - 10%.

Опережающее развитие машиностроения, осуществляющего насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями, является, в конечном счете, основным источником инновационного развития и дальнейшего экономического роста страны, повышения эффективности и производительности общественного труда и роста благосостояния населения.

Фундаментом инновационного развития нашего государства является в первую очередь развитое, сбалансированное отечественное машиностроение, в максимальной степени реализующее перспективную схему полного производственного цикла. В Казахстане принята государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 гг .

Выбор машиностроительных подотраслей, вошедших в число приоритетов при разработке Программы ФИИР, в основном соответствует этому рецепту, так как в качестве критериев использовались привлекательность их развития в Казахстане и реализуемость, то есть достижение планируемых результатов.

Совокупная оценка привлекательности была рассчитана по следующим критериям:

  • - потенциал внутреннего и внешнего спроса;
  • - производительность труда в под отрасли;
  • - доля малого и среднего бизнеса в под отрасли.

В результате в отраслевые приоритеты индустриально-инновационного развития на среднесрочную перспективу включены шесть под отраслей машиностроения, что обеспечит им государственную поддержку:

  • 1) Нефтегазовое;
  • 2) Транспортное (включая автомобилестроение);
  • 3) Горнорудное;
  • 4) Электротехническое;
  • 5) Сельскохозяйственное;
  • 6) Оборонное.

В Казахстане имеются 23 крупных предприятия сельскохозяйственного, нефтегазового, металлургического и горно-шахтного машиностроения. Такие предприятия могут являться потенциальными центрами производства, которые могут быть весьма перспективным направлением развития отрасли машиностроения в области или регионе, где они расположены.

Эффективное машиностроительное производства может развиваться и в форме малых и средних предприятий, обслуживающих и поддерживающих в рабочем состояния технологические системы, выпускающих запасные части, во всех отраслях промышленности.

Также необходимо сбалансировать затраты на финансирование составляющих процесса внедрения научных результатов, иначе финансирование науки можно заранее считать убыточным проектом. Ускорить процесс обновления может только государство, само вкладывающее деньги в перевооружение или создание новых технико-технологических инновационных центров либо создающее такой инвестиционный климат, при котором в подобные центры устремится частный капитал.

Казахстанское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет, скорее всего, развиваться в следующих направлениях:

  • - выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий нефтегазового и горнорудного комплексов с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;
  • - производство наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала;
  • - участие в совместных с иностранными компаниями проектах, предполагающих производство технологически сложных изделий, в том числе для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом;
  • - точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий, как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Машиностроительная промышленность Казахстана в настоящее время, несмотря на положительную динамику развития, продолжает занимать незначительную роль как на внутреннем рынке, так и в экспорте. Необходим комплексный анализ состояния и перспектив этой важной отрасли промышленности с учетом как можно большего числа факторов и условий, влияющих на ее эффективность и конкурентоспособность.

Введение

Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии - 50 %, в Германии - 48, в Швеции - 42, в США - 40, во Франции - 38, в Великобритании - 36 %. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21 % промышленной продукции.

Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремонтное производство, а также малую металлургию, является материальной базой технического перевооружения. От него в решающей степени зависит производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства.

Главная задача машиностроения - обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

^ Предметом экономики машиностроения является изучение законов развития данной отрасли, исходя из законов рыночной экономики. Вместе с тем экономика машиностроения как конкретная экономика включает общественно-практические задачи. К важнейшим из них относится разработка теоретических основ и практических методов организации, планирования и управления машиностроительной промышленностью, обеспечивающих оптимальные темпы роста продукции, научно-технического прогресса и повышение эффективности производства.

^ Экономика машиностроения как наука изучается и развивается путем проведения научных исследований в научно-исследовательских учреждениях и вузах. Эти исследования ведутся в различных направлениях, их цель- изучение законов развития машиностроения и разработка конкретных рекомендаций для использования в хозяйственной практике.

Основные направления научно-исследовательской работы в области экономики машиностроения включают следующие вопросы.


  1. Экономические особенности продукции отрасли, в частности, закономерности появления, совершенствования и старения одних видов продукции и создания новых более производительных и эффективных, темпы обновления (смены видов) продукции. Практическая реализация этих исследований направлена на создание экономических и организационных предпосылок совершенствования хозяйственного механизма для сокращения цикла «исследование - производство» новых видов изделий, ускорения смены устаревших видов продукции более совершенными и обновления действующего парка оборудования во всем народном хозяйстве.

  2. Закономерности развития объемов, темпов и пропорций отрасли, что находит свое практическое преломление в совершенствовании методов построения отраслевых планов и системы управления отраслью.

  3. Закономерности развития производительных сил отрасли (техника, кадры) в их взаимосвязи с экономикой отрасли и особенно с эффективностью научно-технического прогресса и повышением производительности труда.

  4. Особенности разделения и обобществления труда в машиностроительной промышленности и основанные на них формы организации отраслевого производства (специализация, кооперирование, концентрация, территориальное размещение).

  5. Производственные фонды отрасли, закономерности их развития, использования и воспроизводства.
6. Методы определения и пути повышения эффективности производства в машиностроении

^ Экономика машиностроения как учебная дисциплина должна дать студентам основы теоретических знаний и практические методы, необходимые для экономической работы или для понимания экономического содержания работы в других областях деятельности (конструирование машин, разработка технологических процессов и т.д.). Экономика машиностроения как учебная дисциплина связана с рядом других дисциплин, а именно: экономика предприятия, микро-и макроэкономика, менеджмент предприятия, инновационный менеджмент, инвестиционное проектирование, теория организации, организация машиностроительного производства, управление персоналом, финансы предприятий.

МЕСТО И РОЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ

В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

^

1. Промышленность России в условиях рынка

1.1. Промышленность и её место в развитии

общественного производства

Россия находится на новом этапе своего развития - этапе становления ее нового общественного устройства. Дальнейшее развитие Российской Федерации на этом этапе во многом зависит от величины ее экономического потенциала.

Жизненное пространство России составляет ^ 17,1 млн кв. км. Это - 3/4 территории СССР в границах 1990 г. Население России - около 147 млн чел., трудовые ресурсы - почти 73 млн чел.

В России проживает 3% населения планеты, а на ее территории сосредоточено 35% общих запасов мировых ресурсов и более половины запасов стратегического сырья. По их суммарной оценке каждый россиянин оказывается в 3-5 раз богаче американца и в 10-15 раз - любого европейца. Запасы лесных ресурсов России равны 81,6 млрд куб. м, что составляет 95 процентов бывших общесоюзных. Площадь сельскохозяйственных угодий достигает 650 млн га - 2/3 бывшей общесоюзной. В материально-технологическом аспекте Россия - единственная в мире страна, самодостаточная для интенсивного социально-экономического развития.

В настоящее время развитие российской промышленности переживает сложный этап перехода от плановой экономической системы к рыночной форме хозяйствования. В условиях трансформационной экономики промышленность России является частью сложного комплекса отраслей. Особое место машиностроения в структуре промышленности обусловлено тем, что оно оказывает определяющее воздействие на развитие производительных сил и производственных отношений.

Промышленность, в особенности тяжёлая индустрия, является основой расширенного воспроизводства в экономике. Она непрерывно воспроизводит средства производства как для собственного развития, так и для других сфер рынка.

Развитие промышленности способствует рациональному размещению производительных сил, всестороннему развитию экономических районов России и эффективному использованию различных видов природных ресурсов.

Промышленный потенциал России представлен топливно-энергетическим и оборонным комплексом. На территории РФ основной проблемой остаётся обеспечение развития, эффективного функционирования и обеспечение роста промышленности и одной из ведущих её отраслей – машиностроения. Социально-экономические катаклизмы, национально-государственное размежевание, разрыв традиционных экономических связей, падение жизненного уровня и покупательского спроса привели к инвестиционному спаду и кризису промышленности.

Незначительные темпы роста отдельных подотраслей машиностроительной отрасли не оказывают существенного влияния на общий спад промышленности. В настоящее время необходимо формировать и реализовывать промышленную политику России таким образом, чтобы создать предпосылки для нормального функционирования и возможного роста машиностроения, а также обеспечения условий для постоянного расширения внутреннего спроса на отечественную машиностроительную продукцию.

Основными факторами, способствующими приросту физического объёма машиностроительного производства являются следующие:

1) наращивание физических объёмов производства в топливно-сырьевых отраслях с целью увеличения экспортных поставок;

2) относительная стабилизация реальных денежных доходов населения;

3) резкое замедление темпов спада инвестиций в основной капитал по объектам производственного назначения;

4) активизация в ряде производств импортозамещения за счёт выпуска взаимных продуктов совместными предприятиями;

5) увеличение производства некоторых видов продукции, вызывающее по технологической цепи рост производства другой машиностроительной продукции;

6) значительное увеличение инвестиций в реальный сектор экономики.

Развитие промышленности способствует рациональному размещению производительных сил, всестороннему развитию экономических районов страны, целесообразному использованию богатых природных ресурсов.

Промышленность является основой укрепления обороноспособности страны, так как производит все виды и средства современной военной техники.

Несмотря на то, что в процессе реформирования постсоветской экономики доля промышленных предприятий в общей численности предприятий и организаций существенно снизилась (прежде всего за счет резкого роста их числа в сфере торговли и услуг), она и в настоящее время остается весьма значительной.

Таким образом, промышленность определяет уровень развития общества и не может не быть в центре внимания государства по указанным выше причинам. Поэтому промышленная деятельность, прежде всего, объективно нуждается в развитой и хорошо скоординированной системе государственного регулирования. В настоящее время в сложившейся кризисной ситуации государство обязано взять на себя ответственность за поддержку промышленности, используя для этого стимулирующее развитие рыночных отношений. В этих условиях необходимо с помощью многочисленных правовых, политических, экономических средств воспрепятствовать развитию процесса деиндустриализации России, сохранить ее промышленный и научно-технический потенциал как базу возрождения экономики и, в дальнейшем, обеспечения социально-политического развития, достойного нашей страны.

1.2. Характеристика промышленного потенциала России

Производственный потенциал России представлен в основном топливно-энергетическим и оборонным комплексами. На долю Российской Федерации приходится большая часть топливно-энергетических ресурсов бывшего СССР, в том числе 86% разведанных запасов нефти, 84% газа и газового конденсата, 70% угля. В общесоюзном производстве топливно-энергетических ресурсов удельный вес России превышал в свое время 85%. По отношению к уровню бывшего Союза на территории Российской Федерации добывали 90% нефти и газового конденсата, 79% естественного газа, 56% угля, производили 63% электроэнергии.

Значительное место занимают отрасли топливно-энергетического комплекса и в народном хозяйстве России. На них приходится около 40% капитальных вложений в промышленность, почти треть основных производственных фондов, пятая часть трудовых ресурсов страны. При этом удельный вес комплекса по ряду показателей растет. Так, за 80-е гг. его доля в общем объеме капитальных вложений в народное хозяйство России возросла с 12 до 17,5%, а в общем объеме промышленно-производственных основных фондов - с 27,5 до 31%. В то же время в упадочном состоянии длительное время находятся отрасли инфраструктуры, аграрно-промышленное производство, машиностроение и особенно вся социальная сфера услуг.

Промежуточное положение между этими двумя полюсами занимают отрасли по производству конструкционных материалов - металлургия, химическая и цементная промышленность. По качественным показателям сильно отстает строительный комплекс. Промышленный потенциал России по состоянию на 01.01.1991 г. был представлен 27 212 объединениями и предприятиями, состоящими на самостоятельном балансе.

В настоящее время, как следует из табл. 2.1, число предприятий в промышленности несравненно выше, однако необходимо учитывать действие процессов приватизации, децентрализации и реструктуризации, которые в период реформ коснулись прежде всего промышленных предприятий.

Внушительны показатели развития российской промышленности в рамках бывшего СССР.

В 1990 г. промышленностью Российской Федерации было выработано от общего производства в СССР: чугуна - 54%, стали - 58%, готового проката черных металлов - 57%, стальных труб - 61%, металлорежущих станков - 47%, кузнечно-прессовых машин - 65%, нефтеаппаратуры - 81%, химического оборудования - 64%, сельскохозяйственных машин - 60%, экскаваторов - 61%, минеральных удобрений - 50%, пиломатериалов - 82%, бумаги""- 85%, цемента - 61% и т. д.

На территории Российской Федерации создавалось более половины всех образцов новой техники.

Существенны абсолютные размеры производства во многих отраслях промышленности и сегодня.

Тем не менее, основной проблемой экономического развития России остается на протяжении всех посткоммунистических лет обеспечение развития, роста экономики и ееведущей сферы - промышленности.

Социально-политические катаклизмы, национально-государственное размежевание, разрыв традиционных экономических связей, падение жизненного уровня и покупательского спроса, инвестиционный кризис привели к небывалому спаду в промышленности.

Действительно, начавшийся с 1992 года переход от планово-распределительной системы управления экономикой к рыночным методам хозяйствования вызвал чрезвычайно глубокий структурный кризис российской промышленности. Предпосылки этого кризиса в значительной степени были накоплены в советский период: сложившаяся к 90-м годам структура промышленного производства не соответствовала рыночной системе функционирования экономики, а микроэкономическая среда, представленная промышленными предприятиями и их руководителями, персоналом с навыками управления, присущими планово-распределительной системе, не могла мгновенно и безболезненно адаптироваться к новым условиям хозяйствования.

Серьезный спад производства, начавшийся в 1991 году, был неизбежен: объем промышленной продукции в 1998 году, как показывают данные табл. 2.2, составил менее половины уровня 1990 года. Происшедшее говорит о том, что, с одной стороны, экономика страны избавлялась от производства избыточной и ненужной в условиях рынка продукции (сокращение военных расходов, отказ от реализации дорогостоящих неэффективных инвестиционных проектов, сокращение производства устаревшей и низкокачественной продукции, не пользующейся широким спросом как населения, так и промышленных предприятий).

Среди факторов, обусловливающих некоторый прирост физического объема промышленного производства, следует отметить следующие:

Наращивание физических объемов производства в топливно-сырьевых отраслях с целью увеличения экспортных поставок (в условиях ухудшающейся внешнеторговой конъюнктуры из-за снижения мировых цен) во избежание значительных потерь объема валютной выручки (это в первую очередь относится к нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, рыбной промышленности);

Относительная стабилизация реальных располагаемых
денежных доходов населения, что обусловило сокращение
темпов спада производства в легкой и пищевой промышленности, увеличение спроса на продукцию других отраслей (например, полиграфической промышленности);

Резкое замедление темпов спада инвестиций в основной капитал по объектам производственного назначения, что наряду с другими факторами способствовало стабилизации машиностроительного производства, имеющего значительный удельный вес в общем объеме выпуска промышленной продукции, а также замедлению спада в производстве строительных материалов;

Активизация в ряде производств импортозамещения за счет выпуска ввозимых продуктов совместными предприятиями, а также предприятиями, работающими по лицензиям зарубежных фирм, особенно в некоторых подотраслях пищевой промышленности (выпуск фруктовых соков, безалкогольных напитков, кондитерских изделий, сигарет) и машиностроения (производство холодильников, телевизоров цветного изображения, персональных ЭВМ);

Увеличение производства некоторых видов продукции, вызвавшее по технологической цепи рост производства других (особенно яркий пример - наращивание выпуска легковых автомобилей, обусловившее увеличение изготовления листового проката, шин, автомобильного бензина);

Значительное увеличение производства алкогольных напитков вследствие принятых мер государственного регулирования по предотвращению их нелегального производства и контрабандного ввоза.

Как это ни парадоксально, приросту производства в ряде случаев способствовало ослабление реальных спросовых ограничений из-за продолжающегося платежного кризиса, активизировавшего бартерные операции. В этих условиях обеспечивался прирост производства видов продукции, обладающих высокой степенью ликвидности на бартерном рынке.

Однако наметившиеся позитивные тенденции в динамике промышленного производства в последние годы пока еще не создали предпосылок для его устойчивого роста, поскольку не сложились достаточные условия для стабильного расширения внутреннего спроса на отечественную промышленную продукцию, которое повлекло бы за собой и рост спроса на инвестиционные ресурсы.

Не вызывает сомнений положение, что первостепенную роль в процессе восстановления и укрепления промышленного потенциала России должна сыграть соответствующая государственная политика в этой отрасли.

1.3. Механизм развития промышленности в условиях рыночной экономики

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что чем выше уровень индустриального развития, тем всеохватней и глубже становится регулирующее воздействие государственного механизма на экономику в целом и на промышленный комплекс. Понятно, что для этого нужна стабильная и выверенная правовая система.

По оценке специалистов, в сфере правового регулирования в области промышленности у нас ныне действует более 200 различных нормативных актов. Эти акты издавались на разных этапах реформ, то есть появлялись тогда, когда необходимо было срочно решить тот или иной вопрос, а поэтому были плохо согласованы между собой и нередко до сих пор противоречат друг другу.

В отечественной законодательной практике сложился свой подход к разработке законов конкретной отраслевой направленности. Так, были подготовлены проекты законов, регулирующих отдельные аспекты промышленной деятельности: «О нефти и газе», «Об угле», «Об использовании атомной энергии», «Об электроэнергетике», «О государственном оборонном заказе», «О поставках продукции; для федеральных государственных нужд», «О свободных экономических зонах», «О концессионных договорах», «О промышленной безопасности» и многие другие.

Эти проекты разработаны различными ведомствами, разноплановы и не состыкованы между собой. И главное - в своей совокупности они законодательно не перекрывают всю промышленную деятельность.

Неупорядоченность правового регулирования, несомненно, создает дополнительные сложности в осуществлении промышленной деятельности, препятствует наряду с другими причинами развитию предпринимательской активности, сдерживает возможный промышленный рост.

Для обоснования необходимых направлений промышленной политики можно обратиться к нашему собственному историческому опыту и практике зарубежных государств. В Российской империи до судебной реформы 1864 года было более 150 различных узаконений, регулирующих отдельные стороны деятельности фабрично-заводской и ремесленной промышленности, первые из которых были изданы еще в 1719 году. На их основе был создан единый кодифицированный нормативный акт - Устав о промышленности 1887 года, новая редакция которого появилась в 1893 году. Устав состоял из трех книг, 7 разделов, 30 глав и 528 статей и действовал до революции 1917 года. Он определял виды фабрично-заводской промышленности и ремесленной деятельности, основы управления заводами, фабриками и мануфактурами и контроля за их деятельностью со стороны государства, порядок учреждения заводов и фабрик, права и обязанности их владельцев, порядок предоставления льгот и преимуществ владельцам фабрик и заводов при осуществлении выгодной государству промышленной деятельности, порядок учета образцов промышленной продукции, клеймения товаров, а также правила производства по делам о нарушении промышленных и ремесленных постановлений. В отдельных главах содержались нормы специфических видов промышленной деятельности: производстве пороха, взрывчатых веществ, золотых и серебряных изделий, минеральных масел, нефти и продуктов ее перегонки, а также нормы трудового и пенсионного законодательства.

Кроме того, в России был принят Горный устав, который регулировал деятельность горнодобывающих предприятий. Действовали и другие нормативные акты отраслевого характера.

Законодательство иностранных государств, регулирующее промышленную деятельность, достаточно развито и обширно. В некоторых странах это один законодательный акт, опирающийся на нормативные акты меньшей юридической силы, в других - система законодательных актов, комплексно перекрывающих всю промышленную деятельность. Так, испанский закон о промышленности, принятый в июле 1992 года, закрепил принцип свободного основания промышленного производства. Одновременно был установлен разрешительный порядок для отдельных его видов, опасных для общества. Закон сформулировал цели программ содействия развитию промышленности, определил механизм государственного воздействия на эту сферу. В законе урегулированы общие вопросы промышленной безопасности и качества выпускаемой продукции. Специальный раздел посвящен промышленной статистике и информации. Установлены санкции за нарушение закона, порядок их применения и полномочия соответствующих органов.

В США и Германии действуют по нескольку десятков законодательных актов, регламентирующих как общие вопросы промышленной деятельности, так и частные проблемы отдельных отраслей: атомной, военной, горнодобывающей.

Таким образом, государственная промышленная политика должна, исходя из вышесказанного, регулировать все стороны промышленной деятельности, независимо от форм собственности, отраслей промышленности и категорий промышленных производств, что мы и наблюдаем в странах с развитой экономической структурой и промышленностью в частности.

Основываясь на этом, путем принятия соответствующих законодательных актов в России должна быть создана стабильная юридическая база для последовательного и целенаправленного развития нормативного регулирования указанной сферы. Это позволит избежать принятия противоречивых, дублирующих и взаимоисключающих друг друга актов. Правовое регламентирование отдельных отраслей промышленности или видов промышленной деятельности, имеющих свою особую специфику, может при этом осуществляться специальным законодательством.

Едва ли не самой главной чертой государственной промышленной политики должна быть система государственного воздействия на промышленность в условиях господства рыночных отношений. При этом необходимо очертить допустимые границы вмешательства государства и его органов в промышленную деятельность, дать исчерпывающий перечень методов государственного воздействия на нее. В этой связи представляется принципиально важным закрепление основных целей, принципов, направлений и механизма реализации государственной промышленной политики, в том числе и через государственные целевые программы; следует конкретизировать функции, права и обязанности федеральных государственных органов, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления применительно к сфере промышленной деятельности.

Для реализации разработанной политики целесообразно создать и завершенную систему органов по регулированию промышленной деятельности на местах. Во многих регионах уже существуют департаменты и комитеты по промышленности, которые могли бы действовать по принципу двойного подчинения.

Если говорить о системе мер контроля, то прежде всего необходимо упорядочить лицензирование промышленной деятельности.

Государство должно гарантировать доступ к промышленной информации заинтересованным лицам и право на ее приобретение, а также право граждан и общественных объединений на получение полной и достоверной информации о видах и степени опасности промышленных производств, последствиях возможных аварий и правилах поведения при них. Этому праву должна соответствовать обязанность собственника или администрации промышленного предприятия предоставить необходимую информацию.

Помимо чисто юридических аспектов, большей частью регламентирующих промышленную деятельность, государственная промышленная политика предполагает выработку стратегических направлений развития промышленности, приоритетных целей такого развития и стимулирования их реализации.

Естественно, проработка этих приоритетных направлений должна быть выполнена в полном соответствии с тенденцией движения современной эпохи к наукоемкому способу производства, примечательному компьютеризованными рабочими местами, технологиями и производительными силами в целом. Исходя из этого, стратегически промышленная политика России должна быть направлена на последовательное и поэтапное формирование в стране предприятий и отраслей высоких и наукоемких технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, интегрированного на взаимовыгодных кооперационных и партнерских основах со всеми регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья.

Для выхода на конкурентоспособный уровень производства необходимо стимулировать обновление или технологическое перевооружение производства, подготовку и переподготовку значительной части управленческого персонала, кадров рабочих новых специальностей и профессий, формирование и реализацию мер по развитию производственной, социальной и рыночной инфраструктуры.

Конкурентные преимущества научно-производственного потенциала России можно максимально использовать для последовательного импортозамещения и расширения экспорта продукции обрабатывающих отраслей индустрии.

Важнейшим аспектом промышленной политики государства является структурная политика, которая предполагает выделение приоритетных направлений промышленной деятельности, секторов или отраслей, развитие которых необходимо в первую очередь в силу их влияния на экономическую ситуацию в целом. В числе таких направлений структурной политики в России сегодня должны быть следующие:


  • разработка и производство прогрессивных видов продукции;

  • развитие базовых составляющих промышленного комплекса (базовые отрасли, подотрасли, предприятия и их объединения, базовые технологии) и процессов их структурного реформирования (образование крупных корпоративных структур, территориально-промышленных зон с особым статусом, создание малых предприятий на площадях,
    высвобождаемых в результате реорганизации и ликвидации крупных и средних предприятий);
осуществление процедур структурных реформ, обеспечивающих перепрофилирование избыточного научно-производственного потенциала и поэтапную ликвидацию структурно-депрессивных и экологически опасных объектов науки и производств.

Приоритетные направления промышленной деятельности связаны с отраслями, формирующими ядро четвертого и пятого технологических укладов (электроника, авиастроение, автомобилестроение, отраслевая наука в части разработки технологий XXI века), обеспечивающими создание и развитие технической базы народнохозяйственного комплекса (станкоинструментальная промышленность, электроэнергетическая, приборостроение); выпускающими продукцию для отраслей инфраструктуры (дорожно-коммунальное машиностроение, промышленность строительных материалов); удовлетворяющими первоочередные потребности населения (пищевая, легкая и текстильная, медицинская промышленность).

Таким образом, центральной задачей промышленной политики должно быть сохранение и развитие прогрессивных базовых производств, формирующих приоритетные для промышленного комплекса технологии, обеспечивающих все остальные отрасли и производства современной техникой и материалами. Эти производства и могут составить основу развития и процветания российской экономики.