Тихон задонский праздник когда. Церковный Православный праздник августа. Традиции и обряды

26 августа Православная Церковь празднует память святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. В этот день состоялось прославление, а также второе обретение мощей этого замечательного святого, называемого Церковью «российским Златоустом».

Глубину и важность трудов епископа Воронежского высоко оценивали современники святителя. Спустя столетие его большим почитателем стал Н.В. Гоголь. Как свидетельствуют исследователи, поучения свт. Тихона Ф.М. Достоевский положил в основу поучений старца Зосимы, персонажа романа «Братья Карамазовы». Святитель Феофан Затворник наставлял современников: «Для уяснения религиозных понятий читайте святителя Тихона, св. Димитрия Ростовского, свв. Златоуста, Василия Великого и проч». «Св. Тихона читаете? - Добре! Никакая книга не может сравниться с его книгами».

По традиции в этот день был совершен крестный ход от храма Всех Святых Алексеевского монастыря в скитской храм святителя Тихона Задонского. Ранним утром настоятельница обители игумения Ксения с сестрами, старший священник и духовник монастыря протоиерей Артемий Владимиров, певчие, прихожане и паломники с духовными песнопениями прошли по спящим городским улицам, по аллеям парка Сокольники к скиту, скрытому в лесной прохладе Сокольников.

В скиту утреннее богослужение началось с водосвятного молебна, а затем собравшиеся с молитвой ожидали Крестный ход из монастыря. Под колокольный звон вошли крестоходцы в гостеприимно распахнутые двери. Храм наполнился до отказа. В этом году была организована трансляция богослужения из храма на улицу. Пожилые люди, прихожане с маленькими детьми, не заходя в храм, получили возможность участвовать в богослужении.

Праздничную Божественную литургию возглавил протоиерей Артемий Владимиров. Ему сослужил старший священник скита протоиерей Александр Симаков.

В своем слове по завершении литургии прот. Артемий Владимиров отметил, что в этот праздничный день «лучший всем нам подарок - такое обилие людей, которые стремятся здесь обновиться душой и телом в таинстве причащения, …насладиться тишиной и красотой этого места и …возвратиться во своя си обновленными и просвещенными».

Отец Артемий поздравил Матушку игумению с сестрами обители с престольным праздником и преподнес ей букет цветов.

В ответном слове Матушка Ксения поздравила всех присутствующих с престольным праздником и отметила, что и сама она, и сестры находят в скиту ту тишину и покой, которых так не хватает монастырю, стоящему у шумной городской автомагистрали, и с молитвенной радостью посещают храм свт. Тихона Задонского.

В праздничной сестринской трапезе приняли участие Матушка игумения с сестрами, духовенство, певчие, прихожане и сотрудники Алексеевской обители.

В храме святителя Тихона Задонского скита Алексеевской обители по пятницам служится молебен с акафистом свт. Тихону. По завершении молебственного пения протоиерей Александр Симаков проводит беседы на Священное Писание. Дату и время совершения молебнов и бесед можно уточнить в расписании.

В Богослужебных указаниях на 26 августа 2016 года значится: Пятница. Отдание праздника Преображения Господня. Свт. Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.

Для нас 26 августа - престольный праздник в скитском храме нашего монастыря. Еще в 1863 году новопостроенный храм в Сокольниках, на Ширяевом поле, был освящен в честь свт. Тихона, епископа Воронежского. Это произошло вскоре после прославления угодника Божия, совершившегося 13 августа 1861 года.

25 августа в храме свт. Тихона Задонского было отслужено всенощное бдение. В богослужении приняли участие старший священник и духовник монастыря протоиерей Артемий Владимиров, клирик монастыря, служащий священник храма свт. Тихона Задонского протоиерей Александр Симаков, а также игумен Тихон (Марилов). На богослужении, собравшем большое количество прихожан двух храмов Алексеевской обители, молилась матушка игумения с сестрами.

Утром 26 августа состоялся Крестный ход с Крестом и хоругвями. И так легко, радостно было идти по улицам просыпающегося города в это прохладное августовское утро. Неблизкий путь от храма Всех святых до нашего скитского храма-именинника показался совсем коротким. В Крестном ходе участвовали матушка игумения с сестрами, духовник обители протоиерей Артемий Владимиров, прихожане обоих храмов.

В скиту в храме свт.Тихона Задонского в это время был отслужен молебен, шла исповедь. С прибытием Крестного хода началась Божественная литургия. Литургию служили: протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Александр Симаков, игумен Тихон (Марилов).

Несмотря на будний день, храм был полон. Многие прихожане обители нашли возможность принять участие в литургии, почтить память святителя Тихона Задонского, разделить с нами радость скитского престольного праздника.

Причастие совершалось из двух Чаш.

Матушка игумения поздравила с престольным праздником служащего священника скитского храма протоиерея Александра Симакова, всех участников праздничного богослужения.

По окончании службы желающих угощали свежевыпеченными монастырскими пирожками.

В праздничной сестринской трапезе приняли участие духовник монастыря о.Артемий Владимиров, служащий священник храма святителя Тихона Задонского протоиерей Александр Симаков, игумен Тихон, прихожане и гости обители.

На трапезе читали житие святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.

По окончании трапезы сестры поздравили матушку Ксению - в день памяти святителя Тихона Задонского был совершен иноческий постриг будущей настоятельницы нашего монастыря.

Затем матушка игумения с сестрами прошли по тропе здоровья. Матушка рассказала сестрам о своем посещении Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, о страшном периоде, когда на святом месте безбожные власти устроили тюрьму с немыслимо жестокими условиями, выжить в которых было почти невозможно. Монах, которого оставили поддерживать работу монастырского маяка, наблюдая творившиеся зверства, потерял рассудок.

Матушка рассказала, что в СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) свозили представителей известных дворянских фамилий, духовенства, интеллигенции, ученых, военных, обвиненных по политической статье. Но были среди заключенных и уголовники.

Невыносимо больно даже слышать о том, что творили с несчастными бесправными, беззащитными заключенными их тюремщики.

Храм Голгофо-Распятского скита на о. Анзер был превращен в больничный изолятор и туда во время эпидемии тифа свозили заболевших. Умерших не выносили, и тяжело больные люди, лишенные даже теплой одежды, пытались согреться, укрываясь среди мертвых тел.

Склоны горы Голгофа на о. Анзер покрыты многочисленными захоронениями. В братских могилах покоятся многие тысячи безымянных узников Соловецких лагерей, ставших жертвами политических репрессий.

Также монастырские стены были осквернены и расстрелами, казнями несчастных людей, осужденных властями на смерть за веру в Бога, происхождение, образованность.

Многие церковные иерархи, священнослужители, монашествующие Русской Православной церкви прошли Соловецкие острова за годы существования здесь советских концлагерей. В их числе архиепископ Воронежский Петр (Зверев), умерший здесь от тифа в 1929 году. Матушка рассказала, что владыку сначала похоронили в общей могиле, но заключенные, чудом добившись разрешения, перезахоронили его. Когда вскрыли захоронение, тело владыки, лежащее поверх всех погребенных, было теплым. На месте захоронения арихепископа Петра (Зверева) был поставлен крест.

Трудно и больно слушать об этой такой недавней истории Соловецких островов. Но мы знаем и другое. Милостью Божией возрожден Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, его многочисленные скиты. С 2000 года творят молитву монашествующие Анзерского Голгофо-Распятского скита. И не оскудевает помощь Соловецких подвижников и новомученников всем, обращающимся к ним с верой и упованием на милосердие Господа нашего.

Код для блогов / сайтов

Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец, родился в 1724 г. в селе Короцко близ Валдая, в Новгородской губернии, в семье дьячка Савелия Кириллова и жены его Домники. Во святом крещении был назван Тимофеем.

“С тех пор, как я начал себя помнить, - вспоминал святитель Тихон, - в доме при матери нашей (отец семейства рано скончался. – Ред.) было нас четыре брата и две сестры; старший брат был дьячком, средний - взят в военную службу, а мы все еще малы были и жили в великой бедности, так что нуждались в дневной пище; мать наша сильно скорбела, как воспитать нас. В нашем приходе жил богатый, но бездетный ямщик, - он часто приходил к нам в дом, - и я полюбился ему. Он неоднократно просил меня у матушки и говорил: “Отдай мне Тиму своего, я его вместо сына воспитаю, и все имущество мое - его будет”. Матушка моя, хотя и отказывала ему, - жаль ей было отдать меня, но крайний недостаток в пропитании понудил ее отдать меня этому ямщику, и я хорошо помню, как, взяв за руку, она повела меня к ямщику. Старшего брата в то время не было дома. Когда же он возвратился, то спросил сестру: “Где матушка?” Та отвечала: “Повела Тиму к ямщику”. Брат, догнав матушку, стал пред ней на колени и сказал: “Куда вы ведете брата? Ведь ямщику его отдадите, то ямщиком он и будет. Я лучше с сумою по миру пойду, а брата не отдам ямщику. Постараемся обучить его грамоте, тогда он может в какой-нибудь церкви определиться в дьячки или пономари”. И потому матушка воротилась домой. Когда бывало дома есть нечего, я ходил на целый день боронить пашню у богатого мужика, чтобы только накормили меня хлебом. Вот в какой нужде воспитывался я”.

Уже в детские годы Тимофей обладал высокой духовной зрелостью. “Он обыкновенно избегал детских игр и любил говорить только о божественном, причем его отзывчивая душа горячо воспринимала всякую беду людскую: и лихую болезнь, и нищету неисходную, и всякую неправду... В воскресные дни и праздники маленький Тимофей, разрядившись в новенькие лапотки, раньше всех являлся в Короцкую церковь и бывал очень счастлив, если ему удавалось или как-нибудь услужить священнику в алтаре, или что-нибудь прочитать или пропеть в церкви”.

В начале 1737 г. (4 февраля и 5 марта) были изданы два указа императрицы Анны Иоанновны, согласно которым все молодые люди духовного происхождения, если они не имели образования и не учились в данное время в школе, должны были поступить на службу в армию. Эти указы, особенно строго исполнявшиеся в Новгородской епархии, побудили многих родителей из духовного сословия отдавать своих детей в духовную славянскую школу при Новгородском архиерейском доме. Мать Тимофея также решила устроить туда своего сына, но наплыв желающих был так велик (в училище собралось до тысячи мальчиков всякого возраста), что для бедного сына дьячка и сироты Тимофея не нашлось в этой школе места и его назначили к исключению из духовного звания и определили в военную арифметическую школу. Но и опять любовь братская спасла его. Другой старший брат Тимофея - Петр, бывший причетником в Новгороде, упросил начальство принять отрока в училище, обещая содержать его. Просьба была принята, и Тимофей под фамилией Савельев (по имени отца) был включен в число учеников.

Вскоре скончалась мать Тимофея. «А я начал, - вспоминал святитель, - продолжать учение на казенном коште и терпел великую нужду, по недостатку потребного к содержанию себя. И так бывало: когда получу казенный хлеб, то из оного половину оставлю для продовольствия себе, а другую половину продам: куплю свечу, с нею сяду на печку и читаю книжку. Но богатых отцов дети, соученики мои, играют или найдут отопки (стоптанные лапти), и начнут смеяться надо мною и оными махать на меня, говоря: «Величаем тя…» Когда же я посвящен был в викарного епископа и приехал в Новгород, то оные ж и пришли ко мне, по обыкновению, для принятия благословения, но я им сказал: «Вы, братцы, смеялись надо мной, когда мы были в Семинарии малолетними детьми, и отопками, как выше сказано, на меня махали, теперь же и кадилами будете кадить» – в то время иные из них священниками и диаконами были. А они мне: «Прости, владыка святый!» Я же сказал им: «Я шутя вам говорю, братцы».

Учился Тимофей Савельев хорошо. Он успешно переходил в высшие классы и занимался с таким усердием, что ему, ученику богословского класса, доверили преподавание греческого языка. О знании Тимофеем греческого языка, можно судить по следующим обстоятельствам: во-первых, Тимофей одновременно совмещал обязанности ученика и учителя, а во-вторых, он довольно быстро подготовил себе преемника по семинарской кафедре, своего ученика Феодора Сотского, который впоследствии стал видным официальным переводчиком с греческого языка при Св. Синоде.

Только на 30-м году своей жизни Тимофей Савельевич Соколовский (новую фамилию по обычаю того времени он приобрел в семинарии) окончил учебу. Причина, почему святитель так долго - с 1740 по 1754 годы, то есть 14 лет – учился, состояла, в том, что семинария тогда только начинала свое существование. В некоторых классах по необходимости приходилось оставаться не один год.

Уже в те годы обнаруживалась склонность Тимофея Соколовского к монашеской жизни. Он любил в ночное время читать святоотеческие книги и молиться. Однажды майской ночью, находясь в богомыслии, он узрел благодатное видение, о котором рассказал в конце своей жизни: «Я вышел из келлии на крыльцо, которое на северную сторону было, и стоячи размышлял о вечном блаженстве. Вдруг небеса разверзлись, и там такое сияние и светлость, что бренным языком сказать и умом понять никак невозможно; но только сие было кратко, и паки небеса во своем виде стали, и я от того чудного явления более горячее желание возымел ко уединенной жизни; и долго после оного видения чувствовал и восхищался умом, да и ныне, когда вспомню, то ощущаю в сердце моем некое веселие и радость».

10 апреля 1758 года Тимофей Соколовский был пострижен в монашество с именем Тихон. Через год его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря, а затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря, а вместе с этим членом Духовной Консистории.

Однажды, в день Пасхи, на Божественной литургии во время пения Херувимской песни Тихон подошел вместе с другими священнослужителями к архиерею, который вынимал частицы из просфор у жертвенника. «Помяни мя, Владыко святый”, - сказал Тихон по обычаю архиерейской службы архиерею, целуя его в плечо. Преосвященный Афанасий, и сам того не замечая, ответил: “Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем”. Отец Тихон смутился, но архипастырь, заметив свою ошибку, с улыбкой сказал ему: “Дай Бог вам быть епископом!» Удивительно, но как выяснилось позже, в этот самый день первенствующий член Св. Синода митрополит Димитрий (Сеченов) вместе с Смоленским епископом Епифанием избирали викария для Новгородской епархии. Уже написаны были имена семи кандидатов, выбор которых должен был состояться, как Смоленский епископ сказал митрополиту: “Прикажите написать жребий тверского ректора Тихона”. Митрополит отвечал: “Он еще молод, время не ушло”, - однако имя его было написано. Три раза кидали жребий, и три раза выпадал жребий Тихона. “Ну, знать, так Богу угодно, - сказал митрополит. - Я не туда назначал его”. После митрополит Димитрий сам говорил Тихону: “Я имел намерение перевести тебя в Троицкую лавру архимандритом”.

Хиротония архимандрита Тихона во епископа состоялась в 1761 году. «Я нигда и не мыслил о сем важном сане, чтобы быть мне епископом, а у меня мысли были непременно куда-нибудь удалиться в пустынной монастырь, пострищись в монахи и проводить уединенную жизнь. Но Всевышнего судьбе так угодно, что есмь, недостойный, – епископ».

Сразу после хиротонии епископ Тихон отправился в Новгород. На встречу архипастыря собралось очень много людей, желающих видеть своего святителя, который не так давно был учеником и учителем местной семинарии и которого издавна все привыкли уважать за его истинно благочестивую жизнь. Эта встреча надолго сохранилась в его памяти святителя Тихона. «Случилось, - рассказывал он после своему келейнику, - что между народом находилась, смотря на церемонию, и сестра моя родная, которая прежде вдовствовала в крайней бедности... Поутру же послал я за ней коляску, а она, приехавши, и не смеет войти ко мне в келлию. Я, отворяя двери, сказал ей: “Пожалуй, сестрица”, - и она, залившись слезами, вошла ко мне. “О чем ты плачешь, сестрица?” - спросил я. “Я плачу, - отвечала она мне, - от великой радости, братец! Вспомните, в какой мы бедности воспитывались при матушке, что, бывало, не имели и дневной пищи; а теперь вижу вас в таком высоком сане!” ...Я говорю ей: “Сестрица, ты почаще посещай меня, теперь есть на чем вам приехать ко мне; у меня есть прислуга, лошади и коляска для вас”. А она сказала: “Благодарствую, братец, но иногда и наскучу вам частым приездом”. - “Нет, родная, - сказал я ей, - я никогда не соскучу твоим посещением, я сердечно тебя люблю и почитаю”. Но недолго сестра святителя Тихона наслаждалась своей радостью: через месяц она умерла, и сам святитель отпевал ее.

В июне 1762 года во главе государства стала императрица Екатерина II. Двор, государственные деятели и высшее духовенство (Св. Синод в полном составе) должны были принимать участие в предстоящих торжествах. Для управления текущими делами Церкви на пост председателя Синодальной конторы было решено назначить викария Новгородского епископа Тихона, что свидетельствует о его способности решать сложные вопросы церковной жизни. 1 января 1763 года скончался Воронежский епископ Иоанникий. Екатерина II вынесла распоряжение: “Быть епископом Воронежским викарию Новгородскому”.

В течение четырех с половиной лет управлял Воронежской епархией епископ Тихон. Он неустанно трудился над исправлением нравов воронежской паствы, наставляя словом, но наиболее своей собственной праведной жизнью. В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай - празднование в честь Ярилы. В пределах войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы. Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования.

Епископские труды сильно подорвали и без того слабое здоровье епископа Тихона. В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой. «У него всегда простирались мысли ко уединению и пустынной жизни вспоминал впоследствии его келейник, - о чем он часто говаривал: «Если бы можно было, я бы и сей сан с себя сложил, и не токмо сан, но и клобук и рясу снял с себя и сказал бы себе, что я простой мужик, и пошел бы себе в самый пустынный монастырь и употребил бы себя в работу, как-то: дрова рубить, воду носить, муку сеять, хлебы печь и прочее; но та беда, что у нас в России сего сделать не можно».

Именно в уединении святитель Тихон стяжал обильные духовные дарования и стал великим учителем христианской жизни.

Первоначальным святитель поселился в самом глухом монастыре Воронежской епархии - Спасо-Преображенском Толшевском. Братия монастыря происходила исключительно из крестьян, и богомольцев приходило очень мало. Святителю Тихону нравился этот монастырь: «Вот здесь, - говорил он, - на монастырь походит, самая монашеская и уединенная здесь жизнь». Здесь он хотел провести остаток жизни. Однако из-за сильной сырости и плохой воды святитель был вынужден перебраться в Богородский Задонской монастырь, где и прожил около пятнадцати лет до конца своей жизни. Он занял небольшой каменный домик раядом с колокольней, состоящий из трех комнат (приемной, кабинета-спальни, комнаты для келейников), прихожей и кухни, пристроенной с западной стороны.

Но вскоре, восстановив здоровье, святитель стал скорбеть, что мало потрудился для Церкви, и хотел вернуть к пастырской деятельности, которую, как ему думалось, он оставил слишком рано. Смущала его и та мысль, будто бы он незаслуженно получает пенсию. В душеном смятении целыми днями святитель Тихон сидел, затворившись в своей келлии и не выходил из нее. Только слышны были его быстрые шаги по комнате и молитвы. Он ждал указания Промысла Божия и получил его через слова простого, но уважаемого старца Аарона, к которому отправил за советом своего келейника. Выслушав его старец Аарон сказал: "Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда". Kелейник передал это Преосвященному. "Если так, - сказал святитель, - не поеду отсюда", - и разорвал уже написанное прошение о возвращении на кафедру. Но не скоро обрел святой отшельник спокойствие. Он все еще не знал, на что употребить свои силы, чему, какому делу посвятить свое свободное время, которое прежде было отдано служению Церкви. И в таком неопределенном положении святитель Тихон провел целый год. Закончилась эта борьба довольно неожиданно. Как свидетельствует келейник святителя Тихона Иоанн Ефимов, “по прошествии года, однажды, лежа на диване, святитель стал вдумываться в свое положение и в свои мысли и так строго и решительно начал обдумывать их, что весь был облит чрезмерным потом. Потом он вдруг встал с дивана и громко воскликнул: “Господи! Хоть умру, но не пойду!” От этого часа уже не так стали беспокоить его такие мысли, а другой год, находясь там, проводил в спокойствии духа и в...веселии сердца, потому что был напоен духовной радостью”.

В уединении святитель полностью посвятил себя духовному деланию: молитве, богомыслию, литературным трудам. Вот что рассказывал о жизни святителя Тихона его келейник: «Ночи он имел привычку провождать без сна, а ложился на рассвете, - рассказывал клейник святителя. - Упражнением его были в ночное время молитвы с поклонами, но притом не хладные его молитвы были, но самые горячие, от сокрушенного сердца происходили, так что иногда и гласно вопил он: «Господи, помилуй! Господи, пощади!» И присовокуплял еще: «Кормилец, помилуй!» Сам же главою ударял об пол. Все же сие происходило в нем от великого внутреннего жара и любви к Богу.

Он имел обычай всегда во время обеденного стола слушать чтение Священного Писания Ветхого Завета; я же и читывал оное. Но при сем замечательно и то, как велика и горяча была его любовь к Богу. Он редко кушал без умилительных слез, а паче, когда читали книгу Исаии пророка. Иногда прикажет: «Паки читай сию же главу»; сам, положа ложку, начнет плакать. Он мало и редко разговаривал о светских делах, разве с благородными о военных действиях, и то редко говаривал, но первые его разговоры были о вечности.

Объявлю же и о нестяжательной келейной его жизни, ибо он имел только самое нужное и необходимое. Постеля у него была – коверчик постлан да две подушки; одеяла не имел он, но шубу овчинную, китайкою покрытую; опоясывался ременным поясом; также и ряса у него одна была, но и та суконная гарусная, да две зимы в лаптях ходил, но только в келлии в оных ходил, и скажет: «Вот как спокойно ногам в лаптях ходить»; Замечательно в нем было и то, что он весьма осторожен был, чтобы к какой вещи временной и тленной не привязан был ум его: придет, бывало, от обедни, снимешь обыкновенно с него рясу, станешь складывать, а он возьмет ее из рук моих и, бросив на пол, скажет: «Это бредня, братец; давай на стол скорей, я есть хочу». В келлии его никакого убранства и украшения не было, кроме святых картин с изображением Страстей Спасителя нашего и прочее, но все соответствовало его смиренномудрию и нестяжанию.

Объявлю теперь о милостивых и милосердных его деяниях. Он с охотою внимал гласу вопиющих к нему: питал сирот и беспомощных, милосерд был к нищете и убожеству – словом, он все раздавал, как-то: деньги, кои из казны получал и что привозили к нему старшины донских казаков; также из городов Воронежа и Острогожска благородные и купцы богатые присылали немалое количество денег, но он не только деньги, но и самое белье раздавал, а оставалось лишь то, что на себе имел. Иногда и то бывало, что приходящему бедному и откажет, но только расспросит, откуда и какой человек. На другой день приходил в сожаление, призовет меня и скажет: «Вчера отказал я такому-то бедному, возьми деньги, пожалуй, отнеси ему; так, может быть, и утешим его». И всем бедным, приходящим к нему, весьма удобный был приступ. Смиренномудрие в нем было удивительное: из приходящих поселян стариков сажал при себе и с ними ласково и много разговаривал о их сельской жизни и, снабдя их нужным, отпускал их радостными. Также близ монастыря живущих экономических бедных крестьян, а паче вдов и сирот, он на своем коште содержал и за них подушные и прочие казенные подати платил, хлебом кормил и одеждами одевал их – словом, во всех нуждах помогал им. Замечательно было: в который день приходящих бедных более бывало у него, и когда больше раздаст денег и прочего, в тот вечер он веселее и радостнее был; а в которой день мало или никого не было, в тот день он прискорбен был.

Малых детей экономических крестьян приучал он к обедне ходить, и чем же? Когда он из церкви пойдет, то они за ним все идут; войдет в переднюю келлию, и они за ним войдут, по три поклона земных положат, единогласно и громко скажут: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» А он скажет им: «Дети, где Бог наш?» Они так же единогласно и громко скажут: «Бог наш на небеси и на земли!» – «Вот хорошо, дети», – и погладит рукою всех по голове, даст по копейке и белого хлеба по куску, а в летнее время по яблоку оделит их. Когда же, по слабости своего здоровья, не бывал в обедне, то дети придут в церковь, посмотрят – нет Его Преосвященства в церкви, они и уйдут вон; когда же я приду к нему от обедни, то он спросит: были ли дети в обедне? Скажешь, что входили в церковь, посмотрели, что нет Вашего Преосвященства в церкви, и ушли по домам. Он улыбнется и скажет: «Это беда: они, бедные, ходят к обедне для хлеба и копеек. Что ты их не привел ко мне? Я весьма радуюсь, что они ходят к обедне».

Любвеобильности и заботе святителя Тихона о спасении душ человеческих говорит также следующий пример. Однажды некий помещик, вольнодумный и вспыльчивый, разговаривая со святителем, пришел в такую ярость от его суждений о Боге, ударил архипастыря по щеке. Святитель пал своему собеседнику в ноги говоря: «Простите меня Бога ради, что я ввел вас в такое исступление». Смирение и кротость святого отца настолько поразили гостя, что он со слезами упал к его ногам и умолял о прощении. Это было хорошим уроком для дворянина, и с тех пор он стал добрым христианином.

Однако несмотря на всю искренность действий святителя Тихона, недобрые люди находили поводы соблазняться его жизнью. Пересудам подвергались его выезды из монастыря в уединенную келлию, его подвиги благотворения, и особенно частое посещение темницы.

Однажды, когда он проходил мимо братской трапезной, то рабочие, рубившие дрова, стали бросать вслед ему поленья, произнося обидные слова: «Вон наш ханжа, ходит по монастырю, все ханжит». Возвратясь в свою келлию, Преосвященный попросил келейника позвать к себе монаха Митрофана, с которым и поделился своей скорбью. Старец Митрофан молвил: «Это, Владыко, вам хорошо, что делают вам озлобление: аще кого человецы укоряют и поносят, того Бог превозносит и прославит на небеси и на земли». Святитель сказал: «Благодарю тебя, о. Митрофан, что ты скорбь мою отогнал, знать, Господь тебя вразумил; хотя бы и мог отомстить им и несчастливыми сделать, но не хочу сего творить. Господь сказал нам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5, 44). В ответ на насмешки подвижник говорил: «Видно, Богу так угодно, что и служители смеются надо мной. Да я же и достоин этого за грехи мои и еще мало мне этого». И добавлял: «Ну, долго ли мне обидеть их? Да не только их, но и начальнику я скоро бы отмстил, но не хочу никому мстить, прощение лучше мщения».

Плодами подвижнической жизни святителя стали такие шедевры духовной письменности, как «Сокровище духовное от мира собираемое» и «Об истинном христианстве». По рассказам келейников святитель работал над книгами в особом, вдохновенном настроении. «Когда что-либо я писывал у него, - вспоминал келейник Иван Ефимов, - слово его столь иногда скоротечно из уст его проистекало, что я не успевал писать. А когда не столь Дух Святый в нем действовал, то от непространных его мыслей или от задумчивости отсылал он меня в свою келлию, а сам, став на колена, а иногда крестообразно распростерт, мАливался со слезами Богу о ниспослании Вседействующего. Призвав же паки меня, начнет говорить так пространно, что я не успевал иногда рукою водить пера». Сочинения святителя Тихона всегда были любимым чтением тех, кто ищет подлинной духовной жизни. «Пользуются ими многие, ищущие душевного спасения, - пишет келейник святителя Василий Чеботарев, - некоторых дознал я, кои от чтения его книг презрели суету мира сего, взяли крест свой и потекли во след Христа. О, сколь многих людей, жаждущих вечного спасения, духовная струя сия напояла в маловременной сей жизни, но и по преставлении его в блаженную вечность напояет своими душеполезными сочинениями!»

25 декабря 1779 г., в праздник Рождества Христова, находясь на богослужении святитель почувствовал себя как-то особенно плохо и даже был вынужден выйти их церкви. С этого времени и до самой кончины святитель никуда не выходил из своей келлии и только изредка принимал посетителей - самых близких к нему духовных чад, а в ночное время посещал заключенных. Еще более он углубился в свои излюбленные размышления о смерти и вечности. В чулане его домика стоял гроб, и смотря на него, святитель говорил: “Вот до чего довел себя человек, что, будучи сотворен от Бога непорочным и бессмертным, как скот зарывается в землю”.

В этот период своей жизни святитель Тихон много молился псаломскими словами: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть» (Пс. 38, 5). И вот однажды он услышал голос: «Конец твоей жизни будет в день недельный (воскресный. – Ред.)». Это известие святой отец как тайну открыл только схимонаху Митрофану. Именно в воскресенье 13 августа 1783 года святитель Тихон Воронежский скончался на 59-м году жизни. Погребли его в Задонском монастыре, под алтарем соборного храма в честь Божией Матери Владимирской в особом склепе. Согласно завещанию, оставшиеся вещи святого отца были распределены между теми, кому предназначались, или розданы бедным, а некоторые проданы и вместе с оставшимися деньгами (всего 14 руб. 50 коп.) розданы нищим. Сочинения в том же году были отправлены келейником в Святейший Синод.

С каждым годом место погребения святителя привлекало все больше и больше паломников. Многочисленные знамения, чудеса и исцеления происходили в монастыре по молитвам к святому.

Так, в Ельце восьмилетний мальчик заболел глазами. От ужасной боли он не находил покоя ни днем, ни ночью. За две недели веки перестали закрываться, а зрачки сделались белыми, как от бельма. Мать привезла больного сына в Задонск к врачам. Полтора месяца лечения нисколько не улучшили состояния больного. Тогда мать, как бы проснувшись, вспомнила о чудесных исцелениях у гроба святителя Тихона. После первой же молитвы мальчик уснул прямо у гроба святителя. Во сне он увидел старца, выходящего из царских врат и говорящего: “Кто грешен, молитесь!” Мальчик ответил: “Я грешен”, - и заплакал. Когда он, проснувшись, рассказывал этот сон, то уже четко видел все предметы.

Послушник Задонского монастыря, близкий ученик святителя, Никандр Бехтеев рассказывал, что через три года после кончины святитель Тихон в небесной славе явился своему другу по духу и жизни схимонаху Митрофану и сказал ему: «Отец Митрофан! Всемогущий Бог хочет прославить меня», - и потом сделался невидимым. «С того времени, - свидетельствует послушник Никандр, - потек от всех мест народ для поклонения святителю и начали служить при гробе его панихиды».

Постепенно все места, так или иначе связанные с жизнью святителя Тихона, стали приобретать известность. Два колодца в окрестностях Задонского монастыря, вырытые руками св. отца в местах, где он любил уединяться для молитвы и богомыслия, стали посещаться паломниками. В 1813 г. на одном из них была построена церковь в честь Божией Матери, а через несколько лет - богадельня. В 1833 г. было начато строительство женского монастыря, который впоследствии был назван Тихоновским. На другом колодце был сооружен скит, который впоследствии также был назван Задонско-Тихоновским.

Святейший Синод, рассмотрев изложенные обстоятельства и многочисленные свидетельства чудесных исцелений по молитвенным призываниям благодатной помощи Святителя, обратился с докладом к Его Императорскому Величеству Александру Николаевичу с предложением признать почившего Тихона в лике святых и нетленное тело его мощами святыми, а память Святителя праздновать в день преставления его 13 августа. На упомянутом докладе Святейшего Синода Государь Император собственноручно написал: «Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр».

На торжества открытия мощей святителя Тихона 13 августа 1861 года прибыло около 300 тысяч человек. Митрополит Санкт-петербургский Исидор, возглавлявший торжества, говорил: «Горел здесь светильник, поставленный Богом, - и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия… Поистине это был свет мира, соль земли… Светильник не угас… Он перенесен на свещник к Престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного…».

Жизнь святителя Тихона повлияла на самые разные слои русского общества. Светлый образ епископа-подвижника имел не только чисто религиозное, но и общекультурное значение. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский свидетельствовал о себе, что «давно с восторгом принял в свое сердце» образ святого Тихона Задонского и именно в его личности увидел образец прекрасного человека. «Почем мы знаем, - писал Достоевский, - может быть, именно Тихон-то и составляет наш русский положительный тип, который ищет наша литература, а не Лаврецкий, не Чичиков, не Рахметов и прочие».

После революции мощи святителя Тихона разделили судьбу многих русских святынь. 28 января 1919 года специальной комиссией было произведено освидетельствование мощей святителя Тихона. Однако вскоре останки святого вернулись в ту же серебряную раку, откуда были исторгнуты кощунственной рукой. Вскрытие гробницы святителя Тихона, особенно после явления нетленных мощей, быстро стерлось в народном сознании.

Возвращенные мощи святителя до весны 1922 года находились под опекой насельников Задонского Богородицкого монастыря, позже их хранителями стали раскольники-обновленцы, которые при содействии богоборцев захватили святую обитель, а в 1932 году святыня была передана антирелигиозному музею, организованному в бывшей Великокняжеской церкви Ельца, откуда попали в Орловский краеведческий музей. Там они пребывали в запасниках до Великой Отечественной войны. Во время боев, превративших Орел в руины, верующим удалось спасти и сохранить святыню.

Позднее, с наступлением мира, мощи святителя Тихона Задонского были открыто выставлены в кафедральном Богоявленском соборе города Орла. Произошло это в 1947 году. Однако во время новой атеистической кампании при Н. С. Хрущеве мощи Задонского чудотворца вновь оказались в запасниках местного краеведческого музея. Лишь в 1988 году чтимая чудотворная святыня передана была Орловской епархии. Здесь, в кафедральном соборе города Орла, они и пребывали до 1991 года, когда попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия мощи святителя Тихона торжественно возвратились туда, откуда были в свое время исторгнуты безбожной властью - под своды Владимирского собора Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. Произошло это в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского, 13 (26) августа 1991 года. С тех пор мощи Задонского чудотворца неотлучно пребывают во Владимирском соборе, являя неизбывную свою благодать прибегающим к помощи святителя с чистым сердцем, наполненным искренней верой.

Этот преподобный является чрезвычайно почитаемым православным богословом и деятелем. Жил он в XVIII столетии, а после кончины был торжественно причислен к лику святых чудотворцев Церкви. За свои заслуги перед Господом он получил титул епископа, что позволило Тихону расширить благотворительную деятельность.

Житие святого Тихона Задонского демонстрирует правильную духовную жизнь, в которую входит неустанный аскетизм и милосердие к своему окружению. Преподобный монах стремился к простой жизни и пище, не стеснялся тяжелого труда и прославился искренней любовью к Творцу.

Детство и отрочество будущего святителя

Тихон жил в XVIII столетии, которое отличалось широким распространением атеистических верований. Безбожники рассматривали веру в качестве обыкновенного этнографического признака большего количества людей. В России атеизм укоренился после внедрения реформ Петра Великого. Задача святителя состояла в поддержании авторитета христианства и борьбе против греха богохульства.

Читайте о святителе:

Отец будущего монаха числился дьячком (церковнослужитель без степени священства) в Новгородской губернии. Он умер, оставив свою жену с пятью детьми. Тихон появился на свет в 1724 г. и был назван Тимофеем. Старший его брат пошел по стопам отца, а средний отправился на военную службу. Тимофей и двое других детишек жили в большой бедности. В таких условиях он практически не имел шансов получить образование даже для должности церковного пономаря.

Икона Святителя Тихона Задонского

Однако особенную родительскую привязанность к Тимофею испытывал друг семьи, бездетный и богатый ямщик. Он проявлял большую заботу о подростке и желал усыновить его. Матушка решилась отдать сына, оценив губительное финансовое положение семьи. Однако старший брат, вовремя вернувшийся со службы, отговорил её тем, что сам достанет денег и попытается обучить Тимофея грамоте. Этот эпизод показывает, как Божья воля с раннего детства направляла судьбу будущего святителя.

Тимофей оставался в родительском доме до 14 лет, живя очень скудно и питаясь черным хлебом. Нередко он уходил на пахоту к богатому помещику, чтобы получить некоторое количество еды.

В этот период императрица Анна издала указ, в котором отмечалось, что все церковнослужительские дети, не обучающиеся грамоте, должны пойти на военную службу. Матушка Тимофея, в надежде спасти сына от такой судьбы, отправилась вместе с ним на рассмотрение в духовное училище. В благоустройстве на новом месте помог старший брат, взявший на себя обязанности присмотра за будущим монахом.

Интересно! Святитель получил от Господа дар видения будущего и совершения чудес, к тому же он мог читать мысли своего собеседника. Летописи приписывают Тихону Задонскому предсказания в период правления Александра Первого. Он видел победу русских войск и поражение наполеоновского замысла.

Годы обучения

В 1728 г. Тимофея зачисли в духовное заведение, которое через два года стало называться семинарией.

Юноша отличался способностью к знаниям и вскоре заслужил переход на бесплатное обучение. Однако Тимофей продолжал испытывать нужду и продавал половину своего пайка, чтобы купить свечей. Некоторые ученики из богатых семей глумились над его бедностью, но юноша не держал зла и продолжал смиренное самообразование.

  • Тимофей стоял выше всех сверстников и успешно сдавал экзамены на протяжении 14 лет. Здесь он поднаторел в грамматике, риторике и богословской философии. Длительность обучения была обусловлена малым количеством учителей в духовной семинарии. Будущий святитель закончил обучение в 1754 г.
  • Он получил должность учителя греческого языка, а также риторики и философии. Тимофей запомнился всем как скромный, доброжелательный преподаватель и человек благочестивого характера.
  • В этот период будущий святитель все более тяготел к Господу, изучал Священные Писания и стремился к богомыслию. Окружение подмечало: в этом человеке созревает великая духовная личность, которой будет суждено возродить авторитет религии в атеистический век.
  • Тихон Задонский принял окончательное решение об иноческой жизни после знамения на небесах.
На заметку! Святитель являлся одним из немногих монахов, поддерживающих в себе стремление быть честным и блюсти моральные принципы. Его слова никогда не расходились с последующими свершениями, а его мысли не противоречили добропорядочности.

Период монашества

В апреле 1758 г. Тимофей принял постриг и получил имя Тихон. После этого события духовенство отправило его в Санкт-Петербург, где святитель обрел чин иеромонаха. В здешней семинарии Тихон преподавал философию и получил пост префекта.

Святитель Тихон Задонский чудотворец

  • Через год работы в Санкт-Петербурге он был назначен архимандритом Желтикова собора в Тверской губернии. На новом месте отец преподавал богословский предмет и служил настоятелем одного из монастырей.
  • Святитель довольно быстро продвигался по духовной карьере . Многие братья оценили его благочестивый, смиренный нрав и пророчили ему высший чин епископства.
  • Два года Тихон Задонский преподавал в тверской духовной семинарии. В этот период выходит его книга, описывающая принципы истинного христианства, где начертано всеобщее назидание для отечественной православной традиции.
  • Сам Тихон никогда не помышлял о высочайшем ранге монашества, но у Господа были иные планы, и Он распорядился возвести святителя на место духовного учителя всего государства.
  • Вскоре произошла церемония выбора нового епископа. Сперва имя Тихона не было включено в список кандидатов, потому что он был достаточно молод для получения высшего сана. Однако архимандрит из Смоленска уговорил собрание принять кандидатуру тверского ректора. Жребий бросили трижды, и каждый раз выпадало имя святителя Тихона. Собрание согласилось, что судьба и Бог стоит на стороне молодого священника.
  • В возрасте 37 лет Тихон стал епископом. Он проповедовал христианское учение и побуждал братию и прихожан очнуться от глубокого сна, навязанного нынешним веком.

О других святителях православной церкви:

Интересночо! В Воронеже продолжали справлять праздник, прославляющий языческое божество по имени Ярило (бога солнца у славян). Это торжество заработало неприятную репутацию бесчинствами и отвратительным поведением справляющих. Святитель Тихон лично явился на этот праздник и всенародно обличил всех тех, кто вел себя аморально. Его слова подействовали совершенным образом, и это торжество прекратили справлять.

Жизнь в покое

Тяжелая работа в должности епископа расстроили здоровье преподобного Тихона Задонского. В 1767 г. он подал прошение на увольнение, свои последние годы провел в мирной монастырской жизни. В его распорядок дня входили продолжительные молитвы, чтения Священных Текстов, благотворительные деяния и составление полезных религиозных трудов. На сон Тихон отводил не более четырех-пяти часов в сутки.

Житие святителя Тихона, Задонского

Каждый день он приходил в храм, а дома часто приклонял колена перед изображениями святых и взывал о спасении всех существ. Когда святитель отправлялся в странствие по монастырским местам, он всегда брал с собою миниатюрный Псалтирь. Всю пенсию этот милосерднейший человек отдавал на нужды беднякам.

Свои долгом он считал посещение заключенных города Елец, где пытался утешить их и расположить к искреннему покаянию.

Его жизнь была проста, питался Тихон как обычный крестьянин. Садясь за стол, святитель вспоминал о нищих, голодных и тревожился о том, что не способен накормить каждого. Он обладал великой совестью и не стыдился глубоко кланяться тем, кого мог обидеть словом. Но всегда отвечал добром на оскорбление со стороны.

Святой Тихон был наделен даром видения будущего, он совершал чудеса и читал мысли своего собеседника.

Преподобный любил общение с простым народом, утешал несчастных и обездоленных, помогал финансами и вещами.

Обретение мощей

Перед смертью Тихон Задонский спрашивал у Господа о точном времени кончины, и ответ пришел утром. Всевышний обещал святителю вход в Небесную обитель через три года. После этого старец уединился в собственной келье, ему приготовили литургические одежды и гроб, перед которым он часто проливал слезы.

Однажды после божественного сновидения Тихон почувствовал себя дурно, левая щека и нога перестали слушаться. Преподобный принял болезнь с искренней радостью. О кончине стало понятно после сна, в котором народ помогал Тихону взобраться по лестнице в царство Божье.

В августе 1783 г. в возрасте 59 лет святитель отошел в мир иной. Останки, которые совершили многообразные чудеса , хранятся во Владимирском храме. Канонизация Тихона Задонского состоялась спустя 88 лет после его мирной кончины.

Заветы святителя

Благодаря обретенному знанию Священных писаний и врожденному благородству преподобный имел силу морально воздействовать на человека, ищущего спасения от страданий.

  1. Находите в несчастиях радость, потому что первое побеждается вторым. Такое правило подходит ко всем порокам.
  2. Всюду лицезрите Бога Всемогущего и Вездесущего. Это помогает человеку отдаляться от совершения преступлений против естества.
  3. Верующий должен понять, что всякий грех - чудовищная глупость, которая не приносит никакого счастья, так как все совершенное отражается на делающего.
  4. Чтобы получить пост начальствующий, человек обязан сделаться истинным христианином, имеющим рассудительный ум и крепкую волю.
  5. Имеющий высокую должность обязан быть проще, дабы не возгордиться и не забыть себя рассматривать объективно.
  6. Мудрый Тихон советует радоваться тем, кому даются тяжелые испытания, потому что Бог посылает столько, сколько человек способен вынести.
  7. Любовь истинная - приязнь бескорыстная ко всему окружению.

Тихону Задонскому, родившемуся в XVIII столетии, пришлось бороться с окружающим атеизмом. Несмотря на быстрое продвижение по церковному чину, святитель не поддался гордыни и продолжал вести простую жизнь, помогая беднякам и всякому просящему.

Оставив после себя множество заветов, Тихон Задонский до настоящего времени имеет колоссальную славу в православном мире.

Житие святителя Тихона Задонского, епископа

Народный праздник Тихон Страстной отмечается 26 августа 2019 года (по старому календарю - 13 августа). Церковь в этот день вспоминает преставление и второе обретение мощей Воронежского епископа Тихона (имя при рождении - Тимофей Соколов).

Родился святой в бедной семье. Рано потеряв отца, сам порой работал лишь за еду. Благодаря стараниям матери и старшего брата поступил в духовную школу в Новгороде. Затем была семинария, где он получил новую фамилию - Соколов. 14 лет провел в учении. После этого преподавал в Тверской семинарии богословие на русском языке, а не на латыни, как было принято. К нему на лекции приходило много желающих. В возрасте 34 лет принял монашеский постриг и стал именоваться Тихоном.

Пройдя тяжелый и интересный жизненный путь, этот святой был викарием Новгородской епархии, Епископом Кексгольмским и Ладожским, затем Воронежским и Елецким. После себя оставил немало трудов. Выйдя на покой, поселился в Задонском монастыре, где и скончался.

Традиции и обряды

Народный праздник назван в честь Тихона Задонского и иконы Божией Матери «Страстной».

Тихон считается покровителем этого дня и спасителем от депрессии, беснования, уныния (что является одним из смертных грехов).

26 августа проводили в наведении порядка и проветривании в погребе и сарае, перед тем, как туда будет положен урожай. Проверяли, не образовалась ли где плесень или гниль. Не забывали и про избу. Обходили дом с иконой в руках. В сенцах читали заговоры от дурного слова, глаза и чтобы отвадить со двора нечистую силу.

Приметы

Если над лесом стоит густой туман - урожай грибов будет отменным.

Если много грибов уродилось, так и хлеба будет много.

Если сова всю ночь ухает, значит, скоро погода переменится.

Если ветер еле дует - ближайшие дни будут тихими, а если ураганом носится - жди дождливый и ненастный сентябрь.