Открытый интегрированный урок логопеда и психолога. Логопедия Логопедические занятия для школьников

Повторить знания о гласных и согласных звуках, об обозначении их на письме;
- формировать навык правописания слов с сочетаниями «жи», «ши»;
- развивать орфографическую зоркость учащихся, мышление, воображение, устную и письменную речь;
- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Наглядность: конверты с заданиями (разрезные картинки, деформированный текст), сюжетные картинки: кота Леопольда, мышей.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Психолог:

Здравствуйте ребята!

Посмотрите, пожалуйста, на наших гостей и поздоровайтесь с ними.

Садитесь. Откройте свои конверты и соберите картинки, кто у вас получился? (дети собирают разрезные картинки)

Герои каких мультфильмов перед вами?

А давайте с вами отправимся в волшебную страну знаний, но для того, чтобы нам с вами туда попасть нужно, сделать волшебные упражнения и надеть волшебную шапочку. Готовы?

Упражнения:

Разомните каждый пальчик на одной и другой руке;
- возьмите карандаш, и покрути его в ладонях;
- теперь потрите ладошки друг об друга и погрейте ими щёчки.

Упражнение «Шапочка».

Итак, мы с вами очутились в волшебной стране знаний, кто побывает в этой стране становится самым добрым, умным, внимательным и научиться правильно говорить. А кто нас учит правильно говорить и писать ло – го– пед…

Давайте позовём нашего логопеда!

2. Основная часть.

Посмотрите на доску.
- Что вы видите? (Буквы)

Ж А И Ш У Ы

На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).
- Что можно составить из букв? (слоги).
- Запишите в одну строчку слоги с буквой Ж, а в другую с Ш.

ЖА ЖУ ЖИ
ША ШУ ШИ

Какая гласная оказалась лишней? (Ы)
- Почему?

А кто догадался над, чем мы будем сегодня работать? (Слова с сочетанием ЖИ-ШИ)

Да. Мы с вами находимся в удивительной стране знаний где, вспомним, как пишутся слова с сочетанием ЖИ и ШИ.

В этой удивительной стране
Грамотными были все,
Я там тоже побывала
Очень многое узнала.

Ой, ребята, а кто это плачет? (появляется кот Леопольд)

Леопольд: Какой я несчастный кот. Эти мыши мне всё время пакостят, вредничают. Вот и сейчас отправили меня из нашего мультика в эту страну. И я не могу обратно попасть. Ведь мыши расставили разные ловушки с заданиями, а выполнить задания я не могу, коты ведь в школе не учатся. Помогите мне ребята!

Логопед: Поможем, ребята коту Леопольду, выполним задания?

Но чтобы задания выполнить правильно, нужно помнить заклинание о сочетании ЖИ-ШИ.

Давайте вместе повторим:

ЖИ – ШИ пиши с гласной И.

Итак, 1 задание «Накорми мышей».

Образуйте слова и запишите их.

У ЧИ Е КАМЫ МЫ

(ежи, чижи, ужи, камыши, мыши, уши).

Какое правило, мы применяли для написания слов?

Молодцы! Вы справились с 1 заданием.

А сейчас давайте отдохнём и сыграем в игру.

«Один — много» (устно)

Уж –……(ужи)
Мышь –…..(мыши)
Карандаш — ……(карандаши)
Манеж – …….(манежи)
Ёж – ……(ежи)
Этаж – …..(этажи)
Стриж – …..(стрижи)

Итак, 2 задание (загадки кота Леопольда)

Леопольд: Мыши загадали мне загадки. Давайте ребята вместе их отгадаем, а отгадки запишем в тетрадь.

1. Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина)

2. Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши)

3. Каждой весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые (шишки)

4. Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф)

5. Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют! (лыжи)

Логопед: Молодцы, ребята. Мы еще одно задание выполним! Пора и отдохнуть.

Решили, мыши кота тренировать
И стали спортивные задания давать.
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся,
Руки в стороны, вперёд!
В кулачок и на бочок.
На одной ноге постой- ка,
Будто ты солдатик стойкий!
А сейчас постой на правой.
Будто ты солдатик бравый.

3 задание.

Посмотрите, ребята кот Леопольд приготовил нам следующее задание. (на карточках)

Составить и записать предложения. Подчеркнуть сочетания «жи»-«ши».

Кот, у, Тишка, жил, Миши.
Веры, лыжи, у, новые.
Пушистые, снежинки, кружились.

Молодцы ребята! Мы выполнили ещё одно задание мышей. А сейчас поиграем в игру «Кто больше?».

Придумайте слова на изученное правило. (дети придумывают слова устно).
- Составьте предложение со словом …

А вот и последнее 4-е задание.

Вам, ребята, нужно продолжить предложение: «Если бы я встретился с волшебником, то я бы пожелал…» (дети составляют свои предложения)

А что бы пожелал, ты кот Леопольд?

Леопольд: Я бы пожелал, чтобы ребята учились на 4 и 5; чтобы все жили дружно, и, конечно, чтобы я сейчас же вернулся к себе в мультфильм домой.

Логопед: Ребята, сбылось желание кота Леопольда. Значит, мы с вами все задания выполнили верно.

3. Заключительная часть.

Психолог: Ребята, понравилось ли вам путешествие по стране знаний?

Много было интересных заданий?

А на какое правило были эти задания?

Надеюсь, что в ваших тетрадях ошибок на это правило не будет!

Ребята, за вашу помощь кот Леопольд оставил вам подарки.

Минина Наталия Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ №4, г. Салехард

Виктория Майгурова
Конспект открытого занятия учителя-логопеда «Путешествие в страну звуков»

Конспект НОД учителя -логопеда Майгуровой В. В.

Тема: «Путешествие в страну звуков»

Цели: Познакомить детей с понятием «звуки», их разновидностью, способах образования; дать понятие «буква», формировать фонематическое восприятие, развивать навыки звукового анализа и синтеза, обогатить и уточнить словарный запас детей по темам: «Транспорт», «Органы речи», упражнять детей в подборе слов – антонимов, формировать навыки правильного речевого дыхания, совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений с речевым проговариванием, развивать просодические компоненты речи. Развивать психологическую речи базу (внимание, память. логическое мышление, воображение, воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками в совместной деятельности, активировать познавательный интерес детей.

Материал: мультимедийное оборудование, экран, кукла Звуковичок, индивидуальные зеркала, по количеству детей. колокольчик, набор карточек с гласными буквами, символы гласных звуков, ковер, кружочки с номерами от 1 до 10

Ход деятельности:

Логопед: - Ребята, в гости к нам пришел Звуковичок. Дети, а вы любите путешествовать? А вы хотели бы отправиться путешествие? Приглашаю вас в волшебную страну.

Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

Ответы детей: наземный, воздушный, водный, волшебный.

Логопед: - А мы отправимся на ковре самолете.

Дети, возьмите билеты, с номерами посадочных мест. Проходите и занимайте места согласно номеру вашего билета.

Звучит музыка ветра.

Логопед: - Чтобы нам быстро добраться до волшебной страны. а во время полета нам не было страшно, мы выполним релаксационные дыхательные упражнения.

«Глубокий вдох через нос» (Левой рукой контроль на животе)

«Долгий выдох через рот» (Правой рукой контроль у рта)

Дети, глаза закрываем, открываем. Когда услышим звук колокольчика.

Физкультурная минутка «Любопытная Варвара»

Логопед: - Дети, вот мы и прилетели в волшебную страну. Давайте посмотрим, где же мы оказались.

Любопытная Варвара

Смотрит влево

Смотрит вправо

Смотрит вверх

И смотрит вниз

Мышцы шеи напряглись

Возвращаемся обратно

Расслабляться так приятно.

(Возвращаемся в исходное положение).

Логопед: - Дети. а во время пути было тихо или вы что-то слышали? А с помощью чего мы различаем звуки?

Ответы детей: - Мы различаем звуки с помощью ушей – органов слуха.

Экспериментальная работа

Дети, посмотрите на экран (на экране появляются буквы).

А теперь подойдем ко мне, закроем глазки (в этот момент звучат речевые звуки).

Логопед: - Что же вы видели на экране?

Ответы детей:- На экране мы видели буквы. Но не слышали. Буквы это видимое изображение.

Логопед: - А, что вы слышали?

Ответы детей: - Мы слышали звуки, но не видели.

Логопед: - Дети, мы отправляемся в город Звукоград. Там живут звуки нашей речи.

«Мы в город звуков речи

Идем и ждем мы встречи

Со звуками родными

Они ведь там живут

И есть у нас желанье

Красиво говорить

И всех без исключения

Сегодня удивить»

Ребята, люди обладают бесценным даром – Речью. Животные умеют издавать звуки, но это не речь, они не могут разговаривать друг с другом.

Работа с зеркалами (знакомство с органами речи)

С помощью чего мы произносим звуки? Отгадайте загадки.

Можно их тянуть трубой

Или просто их открой

Просят даже наши зубки

Шире открывайтесь – (губки)

Когда мы едем – они работают,

Когда мы не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить. Они заболят –(зубы).

Он скакать во рту привык

Шаловливый наш (язык).

Игра «Какие бывают звуки» (подбор слов антонимов)

Звуки бывают:

высокими – низкими,

тихими - громкими,

грубыми – нежными

долгими – короткими,

А еще звуки бывают:

теплыми - холодными

Поднесите тыльную сторону руки ко рту и подуйте на нее, пропев песенку «Змеи»:

ШШШШШШШШШШШШШ….

Дети, какая воздушная струя?

Ответ детей: Воздушная струя теплая

А теперь поднесите ладошку и пропойте песенку «Насоса».

Какая воздушная струя?

Ответы детей: Воздушная струя холодная.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

(Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

(Потереть ладошкой о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

(Пальцы в «замок».)

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

(Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут, как зайчики.

Логопед: - Дети. чтобы красиво и четко говорить, нужно тренировать наши органы речи. Давайте, проведем артикуляционную гимнастику (гимнастика проводиться за столом перед зеркалом)

1) – Назовите первый звук в словах:

«Широко рот открываю, звук веселый напеваю» - ааааааааа.

2) – Назовите первый звук в словах:

«Губы наши колесо звук получиться» - оооооо.

3) – Назовите первый звук в словах:

«Губы я трубой тяну и пою звук» - ууууууу

4) – Назовите первый звук в словах:

И – И – И

«Губы к ушкам потяни и получишь звук» - ииииии

5) – Назовите первый звук в словах:

Э – Э – Э

«Эге – гей! Звуковичок кричит, изо рта язык торчит» - ээээээ

6) – Назовите последний звук в словах: коты, столы,

Ы – Ы – Ы

«Ну –ка зубки покажите и пропой скорее» - ыыыыы

Логопед; - Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко.

Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки. Если звуки надевали эти рубашки, то они становились видимыми и превращались в буквы. Но стоило только снять рубашки, то звуки вновь становились невидимыми.

Подберите каждому символы – звуку, его букву.

Дети подбирают буквы к символам-звукам.

Логопед: - Ребята, путешествие наше заканчивается. Что мы узнали о звуках?

Ответы детей: - Звуки слышим и произносим, но не видим.

Логопед: - Что мы узнали о буквах?

Ответы детей: - Буквы видим и пишем, но не слышим.

Логопед: - Дети, давайте скажем спасибо Звуковичку за познавательное путешествие. А теперь занимаем наши места, закрываем глаза, считаем до 10 и обратно.

Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Использование музыкальных упражнений и песен в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда на логопункте Автоматизация поставленных звуков является одной из актуальных задач в работе логопеда по звуковой культуре речи. На своих занятиях я активно.

Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия № 1748 "Вертикаль" СП ДО "Теремок" КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект открытого интегрированного занятия. Старшая группа. (Составила Мельниченко О. В.) Тема: «Путешествие в страну звуков» Цель: Закреплять.

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие Маши в Страну звуков» Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Задачи: Образовательные: - познакомить с гласными звуками; - закрепить.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР «Путешествие в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: знакомить со звуком «И». Правильная артикуляция звука «И». Уметь определять место звука в словах. Расширять.

Имея небольшой стаж работы в коррекционной школе, я сделала для себя выводы о необходимости тщательной подготовки к урокам чтения в старших классах

  • Развитие диалогической речи

    Научно-практическая статья будет интересна учителям, воспитателям и логопедам, работающим в коррекционных школах и школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью)

  • Конспект подгруппового логопедического занятия «Дикие животные»

    Данный конспект направлен на практическое усвоение грамматических категорий по теме «Дикие животные»

  • Конспект НОД «Нейропсихологический подход при формировании у детей подготовительной к школе группы предпосылок овладения чтением и письмом»

    Данный конспект непосредственной образовательной деятельности разработан для учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Также может быть использован воспитателями логопедических и коррекционных групп. Разработан для детей 5–6 лет логопедической группы. Материал может применяться педагогами для формирования предпосылки к овладению чтением и письмом у детей старшего дошкольного возраста, используя нейропсихологический подход

  • Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет) по речевому развитию «В гостях у сказки»

    Данный материал будет полезен учителя-логопедам, воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет). Направлен на активизацию и обогащение словарного запаса детей по русским народным сказкам

  • Использование нетрадиционных приемов работы: элементов театрализованной деятельности, песочной терапии в коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

    Методическая разработка основана на опыте работы с детьми имеющими речевые нарушения. Данная методическая разработка для старшего дошкольного возраста, включает нетрадиционные методы для коррекции речевых нарушений. В своей работе могут использовать как учителя-логопеды, так и воспитатели коррекционных групп

  • Методическая разработка может быть использована воспитателями и учителями-логопедами дошкольной образовательной организации. Она рассчитана на работу с детьми 6-7 лет. В методической разработке представлено создание условий для введения звука [л] в речь на уровне слогов и слов через организацию индивидуального логопедического занятия с использованием интерактивного метода «сторителлинг» для детей старшего дошкольного возраста на тему «История лампы».

  • Формирование связного высказывания у дошкольников с ОНР посредством семантических полей

    Статья адресована учителям-логопедам и воспитателям, работающим с детьми 5–7 лет с ОНР. Предлагаемые материалы помогут в расширении словарного запаса и развитии связной речи дошкольников и младших школьников. Разработанный и апробированный комплекс упражнений и занятий в опоре на понимание «семантического поля» позволяет устранить ошибки и трудности в подборе лексических средств построения связного высказывания, обеспечивает условия для уточнения значения слова и активного употребления усвоенных понятий в речи

  • Лексические

    • активизация и обогащение словаря по теме «Наземный транспорт»;
    • уточнение и закрепление знаний об основных назначениях транспорта (пассажирский, грузовой, специальный);
    • повторение значения сигналов светофора;
    • актуализация слов, обозначающих составные части грузовой машины.

    Грамматические

    • развитие навыков построения высказываний-рассуждений;
    • упражнение в образовании существительных множественного числа, закрепление умения согласовывать числительное с существительным.

    2. Коррекционно — развивающие:

    • развитие мыслительной деятельности детей;
    • развитие мелкой и общей моторики;
    • развитие у детей смекалки и сообразительности;
    • развитие памяти и внимания;
    • развитие координации речи с движением;
    • развитие диалогической речи (умение отвечать на вопросы учителя).

    3. Воспитательные:

    воспитание самостоятельности и активность на занятии.

    Оборудование:

    • демонстрационный материал - рисунки с изображением наземного транспорта;
    • круги из цветного картона: ЖЁЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ;
    • грузовичок из картона для повторения «Шутки» с использованием плаката;
    • плакат с изображением составных частей грузовой машины;
    • фломастеры.

    Лексический материал:

    Наземный транспорт: легковая машина, автобус, троллейбус, трамвай, электричка, грузовик, экскаватор, пожарная машина, машина скорой помощи

    Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация»

    Ожидаемый результат (для учителя-логопеда): Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о наземном транспорте.

    Ожидаемый результат (для обучающихся): Закрепить знания о наземном транспорте, совершенствовать грамматическую сторону речи на материале данной темы.

    Время занятия – 30 минут

    Ход занятия:

    I. Организационный момент

    Цель: Активизировать субстантивный словарь по теме «Транспорт».

    Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а чему оно посвящено, вы скоро поймёте сами. Сегодня вы будете не просто учениками, вы водители автомобилей! Возьмите по одной перевёрнутой карточке и садитесь в свои машины (садятся за парты, сзади на стульях изображения наземного транспорта).

    Логопед: Теперь по очереди будем называть у кого что изображено на картинке. Я начну. У меня грузовик…(Дети продолжают по цепочке.) Как же называется всё это, одним словом?
    Дети: Машины, транспорт.

    Логопед: Верно, вот вы и назвали сами тему занятия, это транспорт! Именно о нём мы и поговорим.

    II. Основная часть

    Беседа с детьми по теме «Виды транспорта»

    Цель беседы: Повторить основные виды транспорта.

    Логопед: На прошлом занятии я рассказала вам о видах транспорта. Какие из них вы запомнили? Я помогу: транспорт, который передвигается под землёй какой? — подземный; транспорт, который передвигается по воде какой?, по небу? — воздушный, по земле? – наземный.
    Дети: Наземный, воздушный, водный и подземный.

    Логопед: Молодцы, вы постарались вспомнить все виды транспорта, но мы сегодня поговорим об одном из них, который окружает нас каждый день — о наземном транспорте.

    Логопед: Итак, ребята, транспорт, который передвигается по земле — наземный. Назовите наземный транспорт, который вы видите каждый день на улицах нашего посёлка.

    Дети: Легковые и грузовые машины, автобусы и т.п. Какой ещё наземный транспорт вы знаете? Те, кто затрудняются ответить, посмотрите на ваши стульчики, там находятся подсказки!

    Дети: троллейбусы, трамваи и т.п. (при затруднении демонстрируются изображения).

    Логопед: Молодцы, ребята, вы были внимательны и точны. Итак, мы с вами назвали: легковой и грузовой автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус.

    Физкультминутка «Машина»

    Цель: Упражнять в координации речи и движения.

    Логопед: Давайте встанем у своих мест и повторяйте за мной.

    Не летает, не жужжит, (Два раз руки выдвигаем вперёд, затем ставим на пояс.)
    Жук по улице бежит. (Дважды руки выдвигаем в стороны, затем ставим на пояс.)
    И горят в глазах жука (Два раза выдвигаем руки вверх и ставим на пояс.)
    Два блестящих огонька (Присесть.)

    Логопед: Подумайте и скажите, для чего нужен транспорт?
    Дети: Он перевозит людей и грузы.

    Логопед: Молодцы, мы каждый день встречаем на улицах разный транспорт, который перевозит грузы и людей. Но машины создаются не только для того, чтобы на них ездили или перевозили грузы. Есть автомобили, которые созданы для оказания помощи в различных ситуациях. Их называют специальным, или служебным транспортом. Мусоровозы убирают мусор, снегоуборочные и поливальные машины чистят дороги, «скорая помощь» помогает людям, попавшим в аварию, или тем, кому требуется помощь врача и т.д. Чтобы нам вспомнить некоторые такие машины, я предлагаю угадать транспорт, который я зашифровала для вас. Двум желающим нужно будет переставить буквы на доске в обратном порядке, а остальные проверяют!

    Специальная техника:

    ЪЩОМОП ЯАРОКС Скорая помощь
    АНИШАМ ЯАНРАЖОП Пожарная машина

    Сигналы светофора

    Логопед: Вы отлично справляетесь с заданиями. А сейчас мы с вами повторим сигналы светофора. Вы знаете, что обозначает красный сигнал? Дети (…) А жёлтый, зелёный? (Дети отвечают).
    Логопед: Правильно. Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! Жёлтый: Жди сигнала для движенья. Зеленый свет нам путь открыт.

    Логопед: Ребята, представьте себя на несколько минут шофёрами. Вращая руками воображаемый руль, мы будем быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то налево, то направо. И вы, как шофёры, должны правильно реагировать на зелёный, красный, жёлтый сигналы. Когда я показываю красный кружок — вы «застываете» (можно вызвать ведущего)

    А в конце нашего занятия для того чтобы лучше запомнить транспорт, я предлагаю вам соединить нарисованную машину и её контур (предлагаются индивидуальные карточки, на которых предлагается соединить рисунки транспорта и их силуэты линиями)

    III. Итог

    Логопед: О чем мы говорили сегодня?
    Дети: О наземном транспорте.

    Логопед: На какие еще группы по назначению можно разделить транспорт?
    Дети: На пассажирский, грузовой и специальный.

    Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи.
    Тема: Парные звонкие и глухие согласные

    Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель-логопед специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Гремячинска
    Описание: Овладеть грамотным обозначением парных звонких и глухих согласных в словах - задача не из легких. Эффективность ее решения зависит от множества факторов, в том числе от сформированности у учащихся умений фонетико-графического характера. К ним относятся: 1) умение верно соотносить звук и букву; 2) умение проводить последовательное разграничение парных звонких и глухих согласных (во время коррекционной работы осуществляется тактильно - вибрационный контроль, используются пиктограммы); 3) умение определять положение (позицию) звука в слове и качество звука (звонкость или глухость) в разных позициях. Материал будет полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям.
    Цель: Закрепление программной темы: «Звонкие и глухие согласные»;
    Задачи:
    Образовательные:

    1.Формировать умение анализировать звуки по плану;
    2.Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные вопросы;
    3.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.

    Коррекционные:
    1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
    2. Развитие фонематического слуха.
    3. Развитие голоса
    4. Развитие общей моторики

    Воспитательные:
    1. Формирование самоконтроля за речью детей.
    2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему.
    3. Воспитание уважения к людям труда.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
    Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас.
    Чтобы наша речь была красивой, правильной мы должны запомнить очень важное правило:
    Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
    Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
    Все вместе повторяем правило вслух. (слайд 1)

    2. Объявление темы занятия. Целеполагание.

    Логопед: Посмотрите внимательно на таблицу, догадайтесь, над какой темой мы будем работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются все ответы учащихся). (слайд 2)
    Логопед: Тема занятия – «Парные звонкие и глухие согласные». (слайд 3)
    Наше занятие будет проходить празднично, интересно в форме ярмарки.
    Петрушка (кукла на руке):
    Почтенные господа! Пожалуйте все сюда!
    Народ собирается, Ярмарка открывается!
    У Петрушки на голове колпачок, я нарядно одета, давайте, и вы наденете колпачки. (слайд 4)
    У вас на парте лежат карточки. Читаем их вслух. (Первые три карточки зачитываем индивидуально, четвертую карточку читаем все вместе.)

    1. Научимся различать и правильно произносить звонкие и глухие согласные. (слайд 5
    2. Будем говорить правильно и красиво. (слайд 6)
    3. Узнаем много интересного о ярмарке. (слайд 7)
    Об этом мы поговорим на занятии и сделаем маленькие открытия.
    4. Сочиним маленькое стихотворение о ярмарке. (слайд 8)

    3. Артикуляционная гимнастика.

    Логопед: Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику. «Сказка о веселом язычке»
    Жил – был веселый язычок в своем домике. Губы – это первые дверки у домика. Зубы – это вторые дверки у домика. (слайд 9)
    Выполняем упражнение: «Улыбочка и заборчик»
    И потолок в этом домике есть, он называется небо. (слайд 10)
    «Подними свой язычок вверх, найди потолок».
    Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем. А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике. Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, вот так: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш». А когда просыпается, то поет песни. И так громко он это делает, что все слышат, вот так: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! И стенки домика Голоска начинают дрожать. Дотрагиваемся ладонью до горлышка. (слайд 11)

    4. Работа с изолированными звуками по плану.

    Логопед: Петрушка, ты хочешь узнать, какие бывают согласные?
    Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары.
    Задание: давайте попробуем произнести звуки парами и определить, почему согласные называются парными? Звук, рядом с которым пустой квадратик мы произносим тихо, а рядом с которым колокольчик мы произносим громко и сразу называем, какое упражнение выполняют наши органы речи.
    У каждого учащегося лежит своя карточка с заданием. Дети читают карточки вслух по очереди. Последний столбик читаем вместе с логопедом: когда мы произносим согласные …
    (на экран проецируются по очереди слайды 12, 13, 14, 15, 16, 17)
    Логопед: Ребята вы правильно вспомнили звонкие и глухие согласные и определили в чем их сходство и отличие.
    Итак, мы сделали первое важное открытие: «Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию. Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата». (слайд 18)

    5. Сообщение нового материала.

    (На экран проецируется слайд 19)
    Логопед: Раньше на Руси проходили ежегодные народные ярмарки.
    Устраивался большой торг с увеселениями, развлечениями. (слайд 20)
    Ярмарка гудела, шумела и представляла собой огромную толпу торгующих и покупающих людей. Недаром говорят: «Шум как на ярмарке!». (слайд 21) На ярмарках устраивались кукольные представления, главным героем которых был веселый Петрушка. (слайд 22, 23) Ярмарка – всегда настоящий праздник, веселье, смех, радость. (слайд 24)
    Ребята, а как вы думаете, что такое ярмарка? (Ответы учащихся)
    Мы сделали второе маленькое открытие:
    Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость! (Читаем вместе вслух) (слайд 25)

    6. Развитие фонематического слуха.

    (слайд 26)
    Логопед: Какое на ярмарке веселье без музыки, ты согласен Петрушка?! Посетим рынок на ярмарке. Пусть каждый из вас выберет понравившийся музыкальный инструмент, а Петрушка будет продавцом.
    Петрушка: Ай да товар, ай да красота,
    Неслыханное чудо, невиданное диво!
    Дети выбирают музыкальный инструмент и садятся с ним на место. Назовите, пожалуйста, кто что выбрал и определите, есть ли в слове парный согласный, звонкий он или глухой? Как назвать гармошку, бубен, погремушку, дудку, барабан, колокольчик одним словом?
    Задание 1: Поднимите инструмент, название которого начинается с глухого согласного, со звонкого согласного? Вы правильно справились с заданием.
    Задание 2: У вас на партах лежат карточки с парными глухими и звонкими согласными. У каждого по одному согласному. Вы должны найти пару вашему согласному у других ребят, выйти вместе, правильно назвать пару согласных букв и определить, какой согласный звонкий, а какой глухой. Другие ребята проверят, правильно ли вы выполнили задание. (слайд 27)

    7. Физминутка.

    Логопед: Давайте, организуем маленькое представление с музыкальными инструментами.
    Мы с вами будем веселиться и танцевать.
    Звучит веселая музыка.
    Выполняем речевую физминутку с движением со словами:
    Балалайка, Балалайка,
    Побренчи-ка, поиграй-ка!
    Барабань-ка, барабан!
    Разверни бока баян!
    К небу поднимаем трубы,
    Громко, громко дуем в трубы.
    В бубен бьем, бренчим, дудим,
    Барабаним и трубим!

    8. Дифференциация звуков в слогах, чтение слогов по таблице.

    (слайд 28, 29)
    Логопед: Ребята, как звучали наши музыкальные инструменты? (громко). Произнести слоги парами, изменяя силу и высоту голоса. Одни слоги мы будем произносить громко, другие тише, вместо схемы вставьте нужный пропущенный слог. Чтение карточек индивидуально и хором.

    9. Сообщение дополнительного нового материала

    Логопед: Ребята, проводятся ли ярмарки теперь? (Ответы детей) (слайд 30)
    И сейчас в России проводятся ярмарки. На ярмарку народные умельцы привозят множество изделий, сделанные своими руками; привозят на ярмарку и другой различный товар: мед, осенний урожай и многое другое. Проходят они также шумно, празднично, весело и интересно! Благодаря умельцам и создаются такие праздники. (слайды 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42) Я уверенна, среди вас есть те, кто любит рисовать, лепить, вышивать, мастерить. Умеете?
    Слушаются высказывания детей.

    10. Творческое задание, рефлексия.

    Логопед: Все вместе составим маленькое стихотворение на тему: «ЯРМАРКА» по схеме. (слайд 43)
    ЯРМАРКА
    – шумная, веселая, яркая!
    Веселит, шумит, торгует,
    Радость в дом приносит.
    Ярмарка – труд людей прославляет!
    Читаем вслух получившееся стихотворение. (слайд 44)
    Петрушка: Чтобы случаев не было таких неясных,
    И ответов не было плохих.
    Прислушайтесь к звучанию согласных,
    Чтоб не путать звонких и глухих!
    Логопед: Чему вы сегодня научились? Что узнали нового и что еще хотели бы узнать?
    1. Мы сегодня учились закреплять, правильно произносить звонкие и глухие согласные. Нашли ответы на все вопросы и сделали маленькие открытия.
    I открытие: «Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию. Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата».
    II открытие: «Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость!» (слайд 45)
    2. Оценка работы детей на занятие.
    3. Оценка занятия детьми.
    У вас, ребята, хорошее настроение! У меня тоже прекрасное настроение!
    Я хочу, чтобы ваша ярмарка сегодня продолжилась у вас в классе с друзьями за чашкой чая с баранками и чтобы своими впечатлениями об этой ярмарке вы поделились с окружающими вас людьми.
    Спасибо. До свидания!

    Презентация на тему: Парные звонкие и глухие согласные