Ом мане падма хум значение. Польза повторения мантры ом мани падме хум. Татуировка Сак Янт

Пожалуй, самый известный среди священных индуистских и тибетских символов – знак «Ом» , олицетворение звука, который создал все во Вселенной. Еще его знают как «Аум » и «Сохам ». Он имеет много толкований.

Символ Ом, иероглиф

Например, можно считать «Ом» неназываемым именем Творца, Всевышнего, Дао. Его стоит рассматривать не только в качестве ритуальной символики, а гораздо шире. Считается, что в нем заложен глубокий метафизический смысл, пронизывающий само человеческое сознание. Что ж, давайте рассмотрим подробнее, о чем нам сообщает знак и звук «Аум», какие есть трактовки символики и в чем смысл тату «Ом».

Различные толкования знака «Ом»

Толкований символа «Ом» существует несколько: он выражает как графический знак, так и комбинацию звуков . Откуда же появилась вера в то, что «Аум» имеет сакральное значение и несет глубокий духовный посыл?

Индийские духовные науки гласят, что Богом изначально был создан звук, из вибраций которого произошел мир и все в мире. Сама метрия и все наше существование исходили из священного звука. Как сказано в Упанишадах, «Ом» – это в форме звука.

Значение знака «Ом» или «Аум» рассматривается в разных учениях с некоторыми отличиями, но в этих подходах, безусловно, есть много общего.

  1. Буква «А» понимается как начало чего-то, рождение (адиматва). Буква «У» – развитие, движение, трансформация (уткарша). Буква «М» олицетворяет разрушение, распад (мити). В рамках этого взгляда на значение священного знака «Аум» имеется общее мнение, что это особая энергия (Бог), управляющая закономерными процессами создания, развития и разрушения Вселенной.
  2. Весь знак символизирует Творца с его творениям, а каждая из букв означает мужской, женский и средний род.
  3. Знак «Ом» понимается также в плане времени – прошедшего, настоящего и будущего. Сам же символ подразумевает Творца, который находится вне времени.
  4. Стоит также понимать священный символ как учение матери, отца и гуру . А в целом он означает познание собственного Я, осознание внутренней божественности.
  5. Буква «А» истолковывается как вак (речь), «У» – манас (ум), «М» – прана (дыхание жизни) . Целостный символ олицетворяет живой дух , являющийся частью божественного духа. В рамках этого подхода также три буквы можно истолковать как длину, ширину и высоту, а символ подразумевает Силу, космическую энергию, Бога, не ограниченного формой и размерами.
Украшения со знаком Ом, фото амулета

Итак, «Ом» имеет тройной символизм. Помимо вышеперечисленных примеров, он проявляется еще в таких эквивалентах:

  • качества (гуны) – раджас (энергия), саттва (чистота), тамас (невежество);
  • человек – тело, душа, дух;
  • божества – Брахма, Вишну, Шива и т.д.

Чтобы понять все величие этого символа, необходимо обладать религиозными знаниями, проникнуться священностью знака.

Использование «Ом» в разных религиозных направлениях

Индийский знак «Ом» в индуизме является самым священным. Его произносят в самом начале мантр и священных текстов. Он символизирует триединство Ригведы, Яджурведы и Самаведы. Звук «Аум» воспринимается как три времени суток, способности человека (желание, познание, действие) и три уровня существования (небеса, воздух, земля).

Буддийский знак «Ом» позаимствован из индуизма. Используется он в мантрах, ритуалах, и олицетворяет (Будда, Дхарма, Сангха); Тело, Речь и Ум Будды.

В «Ом» используется как мантра . Звук последовательно создается в трех частях тела – область живота («А»), грудь («У»), макушка («М»).


Удивительно, но это используется и в мировой культуре. Например, группа “The Beatles” использовали мантру в припеве одной из своих песен. Джордж Харрисон же поместил символ на обложки нескольких своих альбомов. И даже в фильме «Матрица» в одной из песен можно услышать мантру «Ом».

Как выглядит знак «Ом»

Визуально знак «Ом» выглядит в алфавите санскрита как лигатура, состоящая из букв «А», «У», а также анусвары, произносимой как «М».

На санскрите «Ом» – это одна буква, а графически символ представлен из сочетания трех букв, над которыми видно изображение полумесяца с точкой наверху. Как утверждает Шри Виноба Бхаве, и санскритское слово «Аум», и латинское «Omne» имеют один корень. Они выражают вездесущность и всемогущество, а перевести их можно как «да будет так», «истинно». Кроме того, существует еще, по меньшей мере, 19 значений этого слога.

Сегодня не так уж редко наносится в качестве тату знак «Ом». Однако, перед его нанесением необходимо знать особые правила. Этот символ можно изображать только на коже верхней части тела, но ни в коем случае не ниже пояса. Как уже стало понятно, это не просто интересный рисунок. Это магический символ, содержащий непостижимую священную тайну бытия . Иногда знак изображают как отдельный от других элементов символ, но также крайне популярно его нанесение в оформлении, например, цветка лотоса или кольца, выполненного из многосложного орнамента.


Тату Ом мани падме хум

Какое придает значение тату знак «Ом»? Кроме того, что он украшает тело, люди, не близки к религиозным учениям, верят, что с его помощью можно найти выход даже из самых сложных жизненных обстоятельств. Он умело направляет человека к правильному выходу.

Те, кто стремится стать на путь очищения разума, например, практикующие определенное религиозное направления индуизма, наносят тату «Ом», значение которого заключается в том, чтобы помочь человеку преодолеть тяжелые испытания на пути к просветлению.

Толкование «Ом» как священного звука

Как рассматривается толкование «Ом» как символа, мы уже рассмотрели. Но также этот символ известен в качестве священного звука, используемого в мантрах.

Звук «Аум» считается первичным звуком, независимым от культурного контекста. Можно сказать, что этот звук вмещает в себя весь алфавит, так как для его произношения необходимо пройти поэтапную метаморфозу.

Так, открытый рот от «А» к «М» движется к его закрытию. И это имеет глубокий священный смысл. Рассматривая это явление с точки зрения метафорической дешифровки, следует, что:

  • звук «А» произносится с открытым ртом, что олицетворяет состояние бодрствования, активности;
  • звук «У» – переходной этап, формирующийся из открытости, но путем закрытия рта, что символизирует состояние сна;
  • звук «М» – происходит полное смыкание губ, интерпретируемое как состояние глубокого сна, запирание дверей во внешний мир.

«Ом» – это звук четвертого измерения, невидимого для органов чувств человека, воспринимающих исключительно материальный мир.

О чем гласит мантра «Ом Мани Падме Хум»

Уже было указано, что звук «Ом» часто используется в религиозных мантрах. Они скрывают глубокий священный смысл, часто олицетворяемых, например, в одной из самой известных мантр «Ом мани Падме Хум». Татуировка с ее изображением может толковаться по-разному. Дословно с тибетского языка переводится как «О, драгоценность в цветке лотоса!». Но ее наделяют более широким значением.

Принято считать, что это мантра бодхисатвы сострадания Авалокитешвары, состоящая из шести слогов, каждый из которых направлен на спасение существ из шести миров – богов, демонских сущностей, человека, животных, духов и тех, кто обитает в подземном мире. Например, полагают, что каждое слово в тату «Ом Мани Падме Хум» означает следующее:

  • слово «Ом» – тело, речь и ум Будды;
  • «Мани» – любовь, искреннее сострадание, пробуждение;
  • «Падме» – мудрость;
  • «Хум» – единство практики и мудрости.

Знак «Ом» способен стать талисманом для человека, находящегося в непростом жизненном положении или не знающим, какое решение будет правильным. Этот символ и священный звук поможет тому, кто в него свято верит.

Читайте далее:

В особенности популярная в Тибете.

Написание мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ на Тибетском

Написание мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ на Санскрите

Описание

Любящие глаза наиболее всего почитают в Гималаях. Этот Йидам - выражение наивысшего сочувствия нашей Будда-природы. Ченрезиг считается покровителем Тибета, где его мантру, ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, стали произносить самой первой. Многих великих лам, таких как Далай-лама , Кармапа или Калу Ринпоче , считают его излучениями. Однако быть излучением Авалокитешвары - не исключительная привилегия тибетских Учителей; ими могут быть все, кто трудится на благо других и распространяет любовь, лежащую вне ограничений нашей личности, не омраченную привязанностью, ревностью, пристрастиями. Если кто-то пронизан такой энергией, это указывает на присутствие Любящих Глаз.

История Авалокитешвары

Тханка Авалокитешвары

Для того чтобы глубже понять смысл мантры Ченрезига , нужно больше узнать о том, кем или чем он является; попробуем приблизиться к нему со стороны его «биографии», описанной в многочисленных легендах.

Много кальп тому назад жил царь Цангпочёг, который очень хотел иметь сына, и для этого постоянно совершал подношения Трем драгоценностям Прибежища. Среди даров были цветы лотоса, собранные слугами на близлежащем озере. Как-то раз один из помощников обнаружил посередине озера очень большой лотос и рассказал об этом царю. Тот сразу понял, что его желание близко к осуществлению, и немедленно отправился на озеро. За это время цветок распустился, а в его чаше люди обнаружили прекрасного шестнадцатилетнего юношу с белым светящимся телом и всеми физическими признаками совершенного Будды. Юноша произнес: «Ужасно, что все существа испытывают столь сильные страдания!». Правитель и его свита совершили перед ним простирания и пригласили во дворец. В знак чудесного рождения царь дал юноше имя «Рожденный в Лотосе». Царь рассказал о случившемся своему Учителю, Будде Безграничного Света (Амитабхе), который поведал, что юноша - проявление активности и сочувствия всех Будд, его имя Авалокитешвара и он пришел, чтобы освободить существ.

Любящие Глаза испытывал огромное сочувствие ко всем существам во всех шести мирах. Он видел, что иллюзия вечного «я» вовлекает их в бесконечный круговорот колеса сансары ; осознав бессмысленность и ужас всего этого, он попросил всех Будд помочь ему освободить существ. Будды ответили, что ему придется развить глубочайшую любовь и сочувствие, научиться ни на миг не прекращать работу и никогда не отчаиваться, не опускать рук; для того чтобы Ченрезиг мог осуществить все это, Будда Амитабха дал ему особые поучения и Посвящения.

После этого Авалокитешвара пообещал трудиться до тех пор, пока все существа не будут освобождены из сансары. Также он дал слово не уходить в нирвану, пока последнее существо не выйдет из круговорота существования. Если же останется малейшая привязанность к эго, сказал Бодхисаттва, пусть мое тело расколется на тысячу кусков.

Через какое-то время Авалокитешваре показалось, что он завершил свой труд. Однако через мгновение, когда он снова взглянул на обусловленные миры, оказалось, что положение даже ухудшилось. Он снова начал излучать свет во все сферы, но существа пребывали в такой запутанности, что работа стала казаться бесполезной. Он испытал глубокое разочарование и подумал: «Пространство воистину бесконечно. Я уже освободил очень многих, но бесчисленные существа продолжают страдать. Все это бессмысленно, и лучше бы я начал работать над собственным Освобождением». В этот миг он нарушил свой Обет Бодхисаттвы , и его голова раскололась на тысячу частей. В отчаянии он призвал на помощь Будду Амитабху и всех Будд. Амитабха собрал все осколки и придал Любящим Глазам новую форму: теперь у него было 100 рук и 11 голов: 9 «мирных», а десятая - голова Махакалы , шестирукого защитника. Сверху же он водрузил свою голову, скрепив ею всю конструкцию. Эта мощная форма не должна была испытывать трудности в своей сочувственной работе.

Значение мантры

Буквальный перевод (который, как правило, не используется для практики) таков: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!», или «Ом! Драгоценно-лотосовый! Хум!».

В текстах сказано, что Будда Амитабха просил Любящие Глаза учить существ в шести мирах шестислоговой мантре «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ», так как она помогает избежать перерождений в «низших» сферах существования. Каждый из шести слогов соотносится с одним из миров:

  • ОМ закрывает вход в миры богов, которые, хотя и наслаждаются жизнью, попусту тратят время, поскольку им слишком хорошо, чтобы думать о Дхарме; они выпадают из «рая», когда хорошая карма заканчивается.
  • МА препятствует попаданию в миры полубогов - могущественных существ, одержимых гордостью, которые непрестанно борются за место в сфере богов и накапливают дурную карму.
  • НИ освобождает от мира людей.
  • ПЕ закрывает врата в миры животных, где, согласно Гампопе, можно провести целую кальпу.
  • МЕ избавляет от попадания в сферы голодных духов, которые никогда не могут насытиться и ужасно страдают.
  • ХУНГ запирает двери в так называемые ады - миры параноидальных состояний, где существам кажется, что их непрерывно терзают и мучают, из-за чего существование там кажется бесконечным.

Шестислоговая мантра - это имя Любящих Глаз, и, повторяя ее, мы призываем Ченрезига и соединяемся с его полем силы - благословением, сочувствием и желанием трудиться на благо всех существ. Это работает также, когда мы представляем себя в его форме.

Каждая религиозная традиция имеет ряд практик, которые позволяют адептам той или иной веры глубже постигнуть смысл традиции и приблизиться к итоговым целям. К примеру, если речь идет о буддизме, то основной целью тут является освобождение от колеса Сансары (личное либо всех живых существ), а значимым символом следует назвать мантру Ом Мани Падме Хум - бодхисаттвы Авалокитешвары.

Благодаря активной популяризации восточных религий на территории западного мира, различные мантры становятся известными многим людям, но не каждый хотя бы примерно представляет себе суть такой религиозной практики. Конечно, тема является более чем глубокой и, объективно говоря, многие тратят здесь не 20 минут на прочтение статьи, а годы изучения и практики. Тем не менее можно предоставить краткий ликбез о мантре Ом Мани Падме Хум, значении этих тибетских слогов и других интересных деталях.

Варианты значения мантры

Нужно изначально понять: перевод и значение Ом Мани Падме Хум может существенным образом отличаться. И речь не только о том, кто об этом рассказывает, но и о том, кто слушает. Ведь когда лама (или другой транслятор Дхармы) оказывается в обществе, к примеру, начинающих практиков, то для этих людей нужно дать понятное объяснение, которое актуально именно на этом этапе. Но когда-то передача учения идет опытным практикам, тогда содержание подобного общения становится более глубоким.

Тут может использоваться сравнение с какой-то математической формулой. Например, сейчас практически каждый образованный человек знает: Е=МС2, но понимание этой формы будет совершенно разным у студента филологического факультета, который вообще физикой не интересуется, и профессора кафедры физического факультета. Ситуация с буддийскими мантрами обстоит похожим образом.

Далай-лама и Авалокитешвара

Как известно, Далай-лама является воплощением Авалокитешвары, который, в свою очередь, как известно, является бодхисаттвой сострадания. Авалокитешвара дал обет не оставлять сансару до того, как все остальные существа не обретут природу Будды и благополучно не переберутся в Нирвану. При чем тут слоги Ом Падме Хум, задумается читатель.

Мантра, о которой идет речь, является коренной мантрой для Авалокитешвары, то есть фактически представляет собой звуковую эманацию этого существа, а также его суть и молитву к нему. Например, в индуизме имена Господа считаются неотличимыми от него самого, поэтому произнесение этих священных имен в форме мантр имеет такое высокое значение. Далее рассмотрим более подробно, в чем заключается смысл мантр в разных традициях, а сейчас нужно просто уяснить: рассматривая мантра и фигура бодхисаттвы Авалокитешвары более чем близки.

Таким образом, близкими оказываются и Далай-лама с этой мантрой. Поэтому сначала рассмотрим именно его трактовку :

  • Ом - коренной слог (так называемая биджа или семенная мантра, а также первый звук который появился в этом мире, то есть в восточных религиях фраза звучит так: Вначале было слово (точнее слог) и слово было Ом), который на самом деле состоит из букв А-У-М. Они, в свою очередь, символизируют тело, речь и ум, соответственно и двоякую природу, то есть загрязненную и чистую этих проявлений человеческого бытия;
  • Мани - альтруизм, рожденный состраданием, качество, которое стремятся развить не только бодхисаттвы, но и все буддисты, они стараются действовать на благо всех живых существ в глобальном и локальном смысле, качество антиподом которому является эгоизм, хотя, конечно, строго говоря, такое противопоставление не совсем верно;
  • Падме - мудрость, то есть глубокое понимание мира, понимание истины обо всех аспектах действительности, именно такое качество позволяет освободиться от страданий и освобождать других существ;
  • Хум - объединение альтруизма и мудрости, которые представляют собой соединение сердца (альтруизм, чувственный аспект, искреннее сострадание ко всем) и ума (мудрость, глубокое понимание и умение верно действовать), и такой союз имеет огромное и глубокое значение, кроме остального, этот союз дает возможность преобразовать загрязненные тело, речь и ум в чистые.

Если резюмировать смысл этой трактовки, то речь идет о методе, благодаря которому живые существа могут обрести освобождение и природу Будды. Для этого нужно развивать в себе альтруизм и мудрость, соединить эти качества.

Если мудрость и альтруизм пребывают в союзе, они очищают тело, речь и ум, то есть такой человек начинает действовать идеально и в полном соответствии со своей истинной природой. Помимо этого, мантра также указывает и на Авалокитешвару, который достиг идеала альтруизма и мудрости. Он ведет другие живые существа к освобождению, благодаря своему безграничному состраданию. Соответственно, повторение этой мантры настраивает практика на развитие в его личном пути, но также и взывает к Авалокитешваре, пример которого является достойным подражания для практикующего буддиста.

Литературный перевод и образы

Каждое из рассматриваемых слов (слогов) также имеет и литературное значение и даже вполне может использоваться в повседневной речи. На обывательском уровне они составляют некое подобие короткого стиха и для сочетания Om Mani Padme Hum перевод выглядит следующим образом :

  • Ом - Всевышний, первоначало;
  • Мани - драгоценность, кристалл;
  • Падме - лотос;
  • Хум - сердце.

Таким образом, возможные варианты интерпретации могут говорить о :

  • Всевышнем, который есть драгоценность в лотосном цветке сердца;
  • Наличии в сердце первоначала, которое подобное драгоценности в лотосе.

Также распространенным переводом является нечто наподобие: «О, драгоценность в лотосе!». Эти слова могут менять значения и интерпретироваться по-разному, в зависимости от контекста и уровня прочтения, поэтому и простор для переводов столь велик.

Помимо этого, тут следует учитывать и наличие буддийской символики, которая может оставаться неявной для непосвященного. К примеру, лотос - не просто цветок, а символ чистоты и буддийского идеала. Ведь лотос растет из тины, из земли и грязи озерного дна, но не затрагивается грязью и раскрывается красивейшим творением на поверхности.

Этот чудесный цветок не касается воды, хотя и растет в воде. Есть и другие удивительные качества, которые становятся объектами для буддийской медитации и концентрации, используются как символы идеальных взаимоотношений живого существа с этим миром.

Соответственно, тут лотос не просто лотос, а глубокий символ, который во взаимосвязи с остальными (не менее глубокими) символами дает многогранное звучание этой мантры.

Использование священных слогов

В большинстве буддийских школ начальный уровень практики начинается с так называемого очищения, которое включает в себя начитку мантр . Адепт берет обет начитать какое-то количество (как правило, 10 тысяч или 100 тысяч) и таким образом очищает себя для перехода на новую ступень. Рассматриваемая тут мантра тоже может быть частью подобного обета.

Однако многие используют и более банальные способы применения. Не зная перевода на русский, набивают Ом Мани Падме Хум как татуировку на теле, ведь тибетские слоги или санскрит выглядят так экзотично и загадочно. Конечно, ничего негативного такой символ означать не может, но и эффекта вне практики от этого немного.

В буддизме советуют именно разбираться в значении священных слогов. Ведь в отличие от индуизма, тут сам по себе священный звук не имеет прямой идентификации со Всевышним и Его эманацией в звуковой форме. Об этом отличии и скажем более подробно далее.

Другие варианты для практики

Если говорить о популярных и универсальных буддийских мантрах, то помимо означенной (шестислоговой) следует вспомнить и о девятислоговой (по другим источникам десятислоговой, смотря как читать) мантре: Ом Ушниша Бимал (Бимале, Вимале) Хум Пе (Пема, Пхат). В скобочках даны другие варианты произношения.

Эти слоги оставил знаменитый проповедник Падмасамбхава, который принес буддизм на территорию Тибета. Фигура тоже весьма интересная и далеко не просто проповедник. Тем не менее, биография Падмасамбхавы заслуживает отдельного рассмотрения.

Эта мантра считается защитником дома и способна даровать нужное людям. Для того чтобы исполнилась какая-то просьба, следует просто практиковать повторение. Согласно буддийской традиции, просто узнать о существовании этих слогов является большим счастьем для любого живого существа, настолько велика мощь этого священного сочетания звуков.

Отличия буддийских и индуистских мантр

В каждой традиции варианты чтения святых слов отличаются. Тема является весьма глубокой, но нужно представлять себе хотя бы поверхностно в чем наблюдаются основные отличия. Ом Мани Падме Хунг - мантра изначально буддийская , то есть относится к этой традиции и в основном используется именно людьми, которые себя к данной традиции причисляют.

При этом в рамках даже самой традиции (тем более, если учитывать наличие как минимум четырех основных течений в буддизме) разные ламы могут давать немного разные трактовки, может варьироваться методика практики. Например, чаще всего начитывание ведется весьма активно и произнесение в итоге становится похожим на своеобразный гул или гудение. Такие звуки легко увидеть на записях с молящимися монахами.

Хотя есть также и ламы и простые практики, которые читают мантру не спеша. Каждый слог произносится отдельно и четко.

Вибрации, визуализация и имена Господа

Если вернуться к различиям в практике мантр, то для индуизма основным фактором является звук. Как правило, в мантре содержатся различные имена Господа и эпитеты, которыми он описывается и прославляется. Звук считается неотличимым от самого Господа, является своеобразной его экспансией, то есть правильное произнесение звука выполняет основную функцию и именно на этом акцентируют внимание индуисты, они стараются верно произносить сочетание звуков.

В буддизме к повторению мантр добавляется визуализация и различные другие практики. Возможно использовать различное произношение, но используется специальная концентрация, которая может быть весьма глубокой. Часто повторение сочетается с выполнением различных практик и работой ума, которая требует тренировки, а в индуизме зачастую достаточно просто повторять искренне, с верой и нужным произношением.

Также требуется понимание значения мантры. Полезно рассуждать и размышлять на тему мантры, знать как переводится каждый слог, изучать сочетания, делать собственные исследования. Ведь в буддизме стараются достигнуть сочетания мудрости и метода.

В данном варианте под методом понимается повторение мантры, которое дает различные блага практикующему, а под мудростью понимается умопостижение мантры и медитация на эти слоги и значение таковых. Таким образом, буддийская традиция советует не просто заучивать какие-то слоги, но стараться глубоко постигнуть этот сакральный смысл. При этом также простых умствований мало, нужно регулярно добавлять метод, то есть попросту практиковать повторение священных слогов.

Очень часто среди практик медитации и использования мантр встречаются такие, которые отличаются от других. Скорее всего, они относятся к учению, которое пришло к нам из Тибета. Всемирно известное место обретения духовности и просветления, со временем, перестало быть таинственным и недоступным. И сегодня можно изучить как древние тексты, некогда хранившиеся в строжайшем секрете, так и особенные практики (например, пение ом мани падме хум).

Многие знаменитости сегодня отправляются в Тибет, чтобы постигнуть мудрость и обрести истинные знания. Известно, что жизнь многих из них после подобных путешествий меняется, а сам человек заявляет об обретении понятия об истинном счастье.

Тибетский буддизм и йога

Соседствующие религии – йога и буддизм – развивались территориально в одной местности – в Индии. Имея долгую историю и параллельное развитие, эти два направления, тем не менее, отличаются. Конечно, непосвященному человеку Запада найти эти отличия достаточно сложно, почему сегодня их часто путают. И все же разница в них есть.

Она не только в философских воззрениях, но и в используемых практиках, а также процессах самих практик. Основным отличием тибетского буддизма является способ передачи знаний. Самые важные истины учащийся перенимает у своего учителя, всецело доверяя ему и в него веря. Из этой практики родился институт Далай-лам, который существует и поныне.

Именно тибетский буддизм более всего приближен к йоге, за что другие направления иногда называют религию Тибета «ненастоящий буддизм». Все дело в практиках, которые здесь используются. Во многом они похожи на йогу: мантра, пранаяма (дыхательные упражнения), визуализация божественных образов и прочее. Наверное, поэтому тибетский буддизм стал также быстро распространяться в западном обществе, как и йога.

При этом в отличие от йоги, в буддизме не признается поклонение богу и посвящение себя ему. Здесь Будды почитаются, как просветленные, которые достигли своего максимума, но по разным причинам предпочли остаться на земле. То есть божества, почитаемые в буддизме, не являются создателями и творцами мира. Они просто советчики, которые живут среди людей, направляя их на путь истинный.

Существует много людей, которые сегодня пытаются совместить буддизм и йогу в единое учение. Однако независимо от того, к которой из великих религий лежит ваше сердце, использование приемов каждой из них дает поразительный эффект. И даже если вы только начали изучать практику йога или буддизма, стоит попробовать каждый вариант, чтобы найти свой собственный путь развития духовности.

Значение мантры

В тибетском буддизме существует мантра, которая является самой популярной в современном мире. Ее текст – ом мани падме хум – передавался долгое время от учителя к ученику, и по сей день не раскрыты все его возможности. Древняя мантра, обладающая мистической силой, произносилась тибетскими монахами, и этот процесс сопровождался перебиранием четок. В исполнении этого текста ощущается великая сила, поскольку она обращена к Будде – главному богу в пантеоне Тибета.

Согласно буддийскому учению, распространенному в этом поистине загадочном месте, данная мантра позволяет входить в резонанс с вибрациями Космоса и бесконечной Вселенной. Периодическое воспевание непростых звуков «ом мани падме хум» позволяет достигнуть состояния Нирваны, которая является целью тибетских практик. Ведь она позволяет получить полное освобождение от всего неправильного (заблуждения) и всего движущегося (суета).

Человек, который воспевает данную мантру, получает такие важные добродетели как любовь, всеобщее сострадание и милосердие. Благодаря использованию этого сильного инструмента можно очиститься от окружающего негатива и получить защиту от дальнейших вредоносных воздействий.

Также эта великая тибетская мантра имеет несколько названий, которые связаны с ее структурой и символизмом – «шестислоговая», «лотосная» и прочие. Считается, что важное значение имеют, прежде всего, шесть слогов, из которых она состоит.

Они приравниваются к количеству миров, из которых складывается существующее пространство:

  1. мир богов,
  2. мир воинственных небожителей асуров,
  3. мир людей,
  4. мир животных,
  5. мир вечно голодных демонов прета,
  6. мир ада.

Также к названию имеет отношение значение слов, которые используются в тексте.

Oм Мани Падме Хум — это самая важная мантра в буддизме. Считается, что все учение Будды содержится в этой молитве, и она не может быть переведена дословно на простую фразу или даже на несколько предложений. Тем не менее, многие ее переводят как «Хвала жемчужине, сияющей в лотосе».
Люди, которые узнают о молитве естественно, хотят знать — что она означает. Думаю уместно рассказать немного о ней, так, чтобы у людей, которые хотят использовать эту мантру в своей практике медитации, было некоторое представление того, что они делают, и людям, которым только любопытно, поймут немного лучше эту молитву и почему она настолько важна для тибетских буддистов.

Мантра Ом Мани Падме Хум.
Мантра, в просторечии мантра « Mани», наиболее широко используемая из всех буддистских молитв, и открыта для любого, кто чувствует себя вдохновленным, чтобы практиковать ее — она не требует предварительного инициирования ламой (мастером медитации).
Шесть слогов молитвы, часто произносимыми тибетцами — Ом Ма Ни Пад Ме Хум — написаны ниже на тибетском алфавите:

Молитва возникла в Индии; поскольку она перемещалась из Индии в Тибет, произношение изменилось, потому что некоторые из звуков на индийском санскрите были тверды для тибетского произношения.

Санскрит — Ом Мани Падме Хум — Мантра Авалокитешвары.
Тибетский язык — Ом Мани Пем Хунг — Мантра Ченрезига.

Как же правильно произносить?

Есть притча о подобной проблеме.

Искренне верующий человек, занимающийся медитацией, после многих лет сосредоточения на определенной мантре (молитве), достиг достаточного понимания, чтобы начать обучение. Смирение ученика было далеко от совершенства, но учителя в монастыре не беспокоились.

После нескольких лет успешного обучения, ученик оставил все мысли обучения у кого-либо еще, но услышав о знаменитом отшельнике, живущем поблизости, не стал отказываться от такой возможности, она была слишком захватывающей.

Отшельник жил один на острове в середине озера, таким образом, ученик нанял человека с лодкой, чтобы добраться до острова. Ученик был очень почтителен к старому отшельнику. Когда они попили чай, заваренный с травами, ученик спросил отшельника о его духовной практике. Старик сказал, что у него не было никакой духовной практики, за исключением мантры, которую он повторил все время про себя. Ученик был рад: отшельник использовал ту же самую молитву, которую он использовал самостоятельно — но когда отшельник стал произносить мантру вслух, ученик был в ужасе!

«Что случилось?» спросил отшельник.
«Я не знаю, что сказать. Я боюсь, что Вы потратили впустую всю свою жизнь! Вы произносите молитву неправильно!»
«О, Дорогой! Это ужасно. Как я должен говорить ее?»

Ученик дал правильное произношение, и старый отшельник был очень благодарен, прося оставить его одного, чтобы он мог начать сразу же молиться.

На обратном пути через озеро ученик, теперь убежденный что он уже опытный учитель, обдумывал печальную судьбу отшельника.
«Старику повезло, что я приходил. По крайней мере, у него будет немного времени, чтобы попрактиковать правильно, прежде чем он умрет». Именно тогда, ученик заметил, что лодочник выглядел совершенно потрясенным, и повернулся, чтобы увидеть, что отшельник стоит с почтением на воде, рядом с лодкой.

«Извините меня, пожалуйста. Я очень не хочу беспокоить Вас, но я забыл правильное произношение. Не могли бы Вы повторить для меня снова?»
«Вы, очевидно, не нуждаетесь в этом», произнес, заикаясь, ученик; но старик упорствовал в своем вежливом вопросе, пока ученик не пришел в себя и не сказал ему снова способ, которым он думал, что молитва должна произноситься.

Старый отшельник повторял молитву очень тщательно, медленно, много раз, пока он шел по поверхности воды назад к острову.

Смысл этой мантры.

ОМ , состоит из трех букв, А, У, М; которые символизируют возвышенные чистые тела, речи и умы будд и бодхисаттв (существ с пробуждённым сознанием) .

Мани , означает драгоценность, символизирует метод (способ), великое сострадание и любовь. Так же, как драгоценный камень способен выполнять внешние потребности живых существ, точно так же, любовь и сострадание способны выполнять внутренние потребности живых существ.

Падме , означает лотос, символизирует мудрость.
Подобно тому, как лотос вырастает из грязи, но не загрязняется ею, аналогично, мудрость «высших знаний» вырастает из обычного ума, но не загрязняется обычными мыслями.

Хум , указывает союз. Объединение духовного метода и мудрости приводит к чистому возвышенному телу, речи и уму просветленных существ.

Значение шести слогов велико и обширно.

Шесть слогов, Ом Ма Ни Пад Ме Хум , означает, что через путь практики, который является союзом любви и сострадания с мудростью, вы можете преобразовать ваше нечистое тело, речь и ум в чистое возвышенное тело, речь и ум Будды. Польза от начитывания этой мантры безгранична и не может быть полностью описана даже Буддой. Он сказал, что песок Ганги и капли воды в океане можно пересчитать, но не пользу от повторения этой мантры. Эта мантра – проявление великой любви и сострадания всех Будд. Она помогает нам развивать любовь и сострадание, чтобы сделать нашу жизнь, наполненную смыслом. Также эта мантра приносит исцеление и может использоваться как молитва за другое разумное существо.

Вера и повторение этой мантры каждый день столько раз, сколько вы можете, имеет энергию, чтобы растворить негативную карму. В буддийских школах Махаяны она практикуется как часть ежедневной практики. Монахи сидят часами, повторяя эту мантру в позе лотоса.

Ее можно говорить или петь медленно или быстро, как песню. Независимо от того, как вы повторяете ее, эта мантра работает, помогая вам избавиться от созданной негативной кармы, накопленной от ваших плохих действий.

Авалокитешвара — бодхисаттва абсолютного сострадания, и поющий ее мантру вызывает ее дух и поэтому, обычно вы будете чувствовать некоторое время теплое ощущение после пения.
Некоторые практикующие говорят, что видели ее в откровении или чувствовали, как будто некоторое окутывание ее руками вокруг себя. Эмоции всегда будет пробуждаться во время пения ОМ Мани Падме Хум, некоторые плачут, это связано с очищением негативной кармы.