Медицинское право. Право пациента на информацию о состоянии здоровья Информацию о состоянии здоровья пациента предоставляет врач

Комментарий к статье 22

  1. Информация о реальном состоянии своего здоровья, получить которую имеет право каждый пациент, в соответствии с комментируемой статьей включает в себя сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе, о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Учитывая сложность медицинской терминологии, информация должна предоставляться в доступной для пациента форме. Еще одно необходимое требование к форме предоставления информации – деликатность, поскольку речь идет о частной жизни гражданина.

Информацию о состоянии здоровья пациенту предоставляет лечащий врач или иной медицинский работник, принимающий непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья несовершеннолетних, больных наркоманией, в возрасте от 16 лет и старше и иных несовершеннолетних в возрасте от 15 лет и старше, как и лиц, признанных недееспособными в установленном законом порядке, предоставляется их законным представителям.

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

В данном случае под медицинской документацией имеется в виду медицинская карта амбулаторного больного, история болезни стационарного больного, результаты обследований и иные письменные источники, содержащие информацию о состоянии здоровья, проводимом обследовании и лечении. Чтобы получить на руки медицинский документ, его копию или выписку из него, пациент или его законный представитель должны обратиться с письменным заявлением на имя главного врача медицинской организации. Исходя из текста комментируемой статьи, пациент может получить на руки не только копии и выписки, но и оригинал медицинского документа. На практике же пациенты зачастую сталкиваются с проблемами в случае необходимости получить медицинские документы. При этом медицинские работники ссылаются на врачебную тайну, устное распоряжение руководителя медицинской организации и на другие причины. Это связано, прежде всего, с тем, что до настоящего времени нормативно-правовой документ, четко регламентирующий порядок и сроки выдачи медицинских документов пациентам, не принят.

Отказ в предоставлении медицинской организацией отражающих состояние здоровья медицинских документов, их копий и выписок из медицинских документов может быть обжалован в судебном порядке, и, исходя из судебной практики, исковые заявления по данным фактам удовлетворяются не во всех случаях. Так, например, Красноярским краевым судом было рассмотрено дело о признании незаконным решения должностного лица учреждения об отказе в предоставлении документов. Заявитель, отбывающий наказание в исправительном учреждении, проходил лечение в стационаре, после чего обратился к должностному лицу учреждения о предоставлении ему копий медицинского заключения врачебной комиссии, в чем ему было отказано. Решением суда в удовлетворении требования отказано, поскольку должностное лицо учреждения в рамках своих полномочий и в установленный законом срок дало письменный ответ на обращение заявителя, в котором разъяснило ему порядок ознакомления с медицинской документацией. Кроме того, действующее законодательство РФ запрещает осужденным иметь при себе испрашиваемые документы (см. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 23 сентября 2015 г. по делу N 33-10416/2015).

  1. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его волеизъявления. Если пациент говорит врачу, что он не хочет обсуждать свой диагноз и методы лечения, то врач не может идти против воли человека и настаивать на даче и получении больным информации. Во всех остальных случаях информация о состоянии больного, предусмотренная ч. 1 комментируемой статьи, должна быть предоставлена пациенту в полном объеме.

Особого внимания заслуживает вопрос о получении пациентом информации о состоянии здоровья в случаях возможного неблагоприятного прогноза заболевания. Многие практикующие врачи считают, что они имеют право и даже обязаны не сообщать пациенту тяжелую травмирующую информацию о его заболевании, если речь идет о тяжелых заболеваниях или состояниях, не поддающихся эффективному лечению. Многие пациенты согласны с такой позицией, это их право, и закон обязывает врача не сообщать таким пациентам информацию против их воли. Но оправданна ли позиция пациента, не желающего знать о своей болезни, даже если эта болезнь возможно неизлечима? Представляется, что в данном случае психологический аспект может играть как положительную, так и отрицательную роль. Никто кроме самого пациента не может решить, будет ли он бороться за свою жизнь и соглашаться на все предложенные методы лечения и операции, чтобы получить шанс на выздоровление, либо потеряет надежду и пустит все на самотек, поэтому получение тяжелой информации о болезни на каждого пациента оказывает различное воздействие.

Отказываясь от получения информации, пациент целиком и полностью полагается на то, что его врач сделает все, что необходимо, и наилучшим образом. Но такая уверенность нередко приводит к негативным последствиям. Например, если пациенту сделали операцию по поводу онкологического заболевания, то в последующем ему предписано регулярно проходить курсы лечения специальными препаратами. Но если пациент не знает своего диагноза и возможных последствий, его жизнь и здоровье целиком и полностью зависят от медицинских работников, следящих за графиками обследования и прохождением курсов лечения. При наличии у пациента всей необходимой информации он сам может следить за процессом и контролировать все сроки. Кроме того, если пациент не знает своего диагноза, он лишен возможности обратиться за консультацией к другим специалистам, так как просто не видит в этом необходимости.

Если пациент хочет получить всю информацию, в том числе и о неблагоприятном прогнозе заболевания, то обязанностью врача является передача этой информации в такой форме, чтобы это негативно не повлияло на существующее состояние здоровья больного. Такая информация также может быть передана близким и родственникам пациента, но только в том случае, если сам пациент не запретит сообщать указанным лицам о его заболевании и прогнозах. Кроме того, пациент может определить иное доверенное лицо, которому надлежит сообщить о его состоянии здоровья.

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Комментарий к статье 23

  1. Право на получение информации о факторах, влияющих на здоровье, – конституционное право граждан, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и основанное в том числе на международных нормах. Один из принципов Декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН в Рио-де-Жанейро, проходившей 3 – 14 июня 1992 г., предусматривает, что “на национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации”.

Право на получение указанной информации, помимо комментируемого Закона, установлено и иными законодательными актами. Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды. Статья 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне” устанавливает, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, а также о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности и т.д.

Статья 8 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, как и комментируемая статья, регламентирует право граждан получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Кроме того, право граждан на получение соответствующей информации закреплено в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, Федеральном законе от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ “О гидрометеорологической службе”, Федеральном законе от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ “О радиационной безопасности населения”, Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов” и т.д.

Праву граждан получать соответствующую информацию соответствует обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организаций эту информацию предоставлять. Так, к полномочиям органов государственной власти РФ в соответствии со ст. 5 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” относятся подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ.

  1. Порядок предоставления информации, о которой говорится в комментируемой статье, установлен Приказом Минздрава России от 2 декабря 1999 г. N 429 “О порядке предоставления информации”, которым утверждены Порядок предоставления гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их правовой формы, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также Порядок организации деятельности пресс-службы Центра госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации и на транспорте (водном и воздушном).

Порядок предоставления гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их правовой формы, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг регулирует формы предоставления органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ информационных услуг, то есть информации общего назначения и специализированной информации пользователям (потребителям) независимо от их организационно-правовой формы.

Информация общего назначения о санитарно-эпидемиологической обстановке и деятельности госсанэпидслужбы предоставляется органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, другим органам и организациям, которым в соответствии с действующим законодательством РФ предоставлено право запрашивать и получать информацию, бесплатно.

Гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их организационно-правовой формы, бесплатно предоставляется информация о действующих нормативных правовых актах в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также о заболеваемости населения, о результатах выполняемых в рамках госсанэпиднадзора лабораторных и инструментальных исследований объектов среды обитания в объеме, предусмотренном официально утвержденными формами статистического наблюдения.

Информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в письменной форме, в виде текстов, таблиц и графиков по сетям электронной и почтовой связи, через средства массовой информации (СМИ) в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей). Специализированная информация, для получения которой требуется анализ и обработка данных государственного статистического наблюдения, предоставляется за плату в установленном порядке.

Информационное взаимодействие организаций госсанэпидслужбы с населением, СМИ, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в организациях государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ осуществляется пресс-службой центра Госсанэпиднадзора, Порядок организации деятельности которой также утвержден Приказом Минздрава России от 2 декабря 1999 г. N 429 “О порядке предоставления информации”.

3. Говоря о праве граждан на получение информации о факторах, влияющих на здоровье, необходимо обратить внимание на такой нормативно-правовой документ, как Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 “Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду”. Данным Положением установлен порядок предоставления указанной информации Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды юридическими и физическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими сбор информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении. Предоставление указанной информации осуществляется с целью обеспечения потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении; своевременного выявления и прогнозирования загрязнения окружающей природной среды, развития опасных природных явлений и резких изменений погоды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения, безопасности полетов авиации, мореплаванию и наносить ущерб окружающей среде и отраслям экономики; ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Информация общего назначения и специализированная информация о состоянии окружающей природной среды представляется в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в соответствии с Положением о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Перечень информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, а также перечень территориальных органов, которым эта информация предоставляется, определяются Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Информация о состоянии здоровья пациента предоставляется лечащим врачом пациенту или лицам, указанным в части второй статьи 18 настоящего Закона. Совершеннолетний пациент вправе определить лиц, которым следует сообщать информацию о состоянии его здоровья, либо запретить ее сообщение определенным лицам.

Информация о состоянии здоровья пациента излагается лечащим врачом в форме, соответствующей требованиям медицинской этики и деонтологии и доступной для понимания лица, не обладающего специальными знаниями в области здравоохранения.

По просьбе несовершеннолетнего либо в целях осознанного выполнения им медицинских предписаний по согласованию с его законным представителем лечащим врачом несовершеннолетнему предоставляется информация о состоянии его здоровья и выбранных методах оказания медицинской помощи в доступной для его возраста форме с учетом психофизиологической зрелости и эмоционального состояния пациента.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся порядка выдачи выписок из медицинской документации, см. Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 N 200.

По желанию пациента, уполномоченных им лиц или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, организации здравоохранения выдают выписки из медицинских документов, медицинские справки о состоянии здоровья и другие документы, содержащие информацию о состоянии здоровья пациента, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 N 344-З)

Использование информации о состоянии здоровья пациента в образовательном процессе и научной литературе допускается только с согласия пациента либо лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.07.2012 N 426-З)

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся ответственности за разглашение врачебной тайны, см. ст. 178 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Информация о факте обращения пациента за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболевания, диагнозе, возможных методах оказания медицинской помощи, рисках, связанных с медицинским вмешательством, а также возможных альтернативах предлагаемому медицинскому вмешательству, иные сведения, в том числе личного характера, полученные при оказании пациенту медицинской помощи, а в случае смерти - и информация о результатах патологоанатомического исследования составляют врачебную тайну.

Предоставление информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, допускается по запросу в письменной форме и (или) в виде электронного документа, оформленного в соответствии с законодательством Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи:

Министерства здравоохранения Республики Беларусь, главных управлений, управлений (отделов) здравоохранения областных исполнительных комитетов и Комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета в целях организации оказания медицинской помощи пациенту, осуществления в пределах их компетенции контроля за правильностью ее оказания или при угрозе распространения инфекционных заболеваний, а также при осуществлении государственного санитарного надзора;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

организаций здравоохранения в целях организации оказания медицинской помощи пациенту или при угрозе распространения инфекционных заболеваний;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

органов уголовного преследования и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

органов внутренних дел о явке (неявке) лица, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в государственную организацию здравоохранения для прохождения медицинского осмотра, а также о прохождении (непрохождении) этим лицом медицинского осмотра;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 15.07.2010 N 166-З; в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в связи с осуществлением такой деятельности;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 07.01.2012 N 344-З; в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

страховых организаций, Белорусского бюро по транспортному страхованию для решения вопроса о назначении страховых выплат;

местных органов военного управления для медицинского освидетельствования граждан при призыве на воинскую службу;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

органов дознания в связи с проведением экспертиз для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

органов внутренних дел о прохождении (непрохождении) медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, самоходных машин, наличии заболевания или противопоказания, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

нанимателя в связи с проведением расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

Кроме случаев, указанных в части седьмой настоящей статьи, без согласия лица, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, государственная организация здравоохранения предоставляет засвидетельствованную копию заключения врачебно-консультационной комиссии о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, по запросу в письменной форме и (или) в виде электронного документа, оформленного в соответствии с законодательством Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи:

(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

управлений (отделов) образования местных исполнительных и распорядительных органов - в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

детских интернатных учреждений, государственных учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домов семейного типа, опекунских семей, приемных семей - в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях, семьях;

(в ред. Законов Республики Беларусь от 10.07.2012 N 426-З, от 16.06.2014 N 164-З)

прокурора.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

(часть восьмая статьи 46 введена Законом Республики Беларусь от 15.07.2010 N 166-З)

После смерти пациента разглашение информации, составляющей врачебную тайну, не допускается, за исключением случаев:

предусмотренных абзацами четвертым и одиннадцатым части седьмой настоящей статьи;

если при жизни пациент дал в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь, письменное согласие на разглашение информации, составляющей врачебную тайну, после его смерти в отношении определенного либо неопределенного круга лиц;

предоставления информации лицам, указанным в части второй статьи 18 настоящего Закона.

(часть девятая статьи 46 введена Законом Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

В целях организации оказания медицинской помощи пациенту, а также предотвращения распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний информация, составляющая врачебную тайну, может направляться организацией здравоохранения в иные государственные организации здравоохранения, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

(часть десятая статьи 46 введена Законом Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

Организации здравоохранения обязаны представлять информацию, составляющую врачебную тайну, без согласия пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, а также без запроса, указанного в абзаце первом части седьмой настоящей статьи:

в правоохранительные органы при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий, в том числе дорожно-транспортных происшествий, а также в случаях, если состояние или заболевание пациента могут угрожать жизни и (или) здоровью людей, в порядке и по перечню, установленным Советом Министров Республики Беларусь;

в органы государственного управления, осуществляющие организацию мероприятий и координирующие деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, актов терроризма и массовых беспорядков, в отношении лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, актов терроризма и массовых беспорядков;

  • Медицинская этика и медицинское право
  • Правовое регулирование оказания медицинской помощи
    • Основные законы, регулирующие охрану здоровья граждан
    • Концепция охраны здоровья в Российской Федерации
    • Договор на оказание медицинской помощи
    • Платные медицинские услуги
    • Государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи
  • Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам
    • Основные гарантии
    • Запрещение эвтаназии
    • Определение момента смерти человека, трансплантация органов или тканей
    • Проведение патологоанатомических вскрытий
  • Права граждан в области охраны здоровья
  • Права пациента
    • Общие положения
    • Право на свободу совести и вероисповедания
    • Способы защиты прав пациента
    • Материальное возмещение вреда
    • Обязанности пациента
    • Право граждан на информацию о состоянии здоровья
    • Согласие на медицинское вмешательство
    • Отказ от медицинского вмешательства
    • Оказание медицинской помощи без согласия граждан
    • Врачебная тайна
  • Права отдельных групп населения
    • Права семьи
    • Медицинские права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту
    • Медицинские права задержанных, отбывающих наказание, заключенных под стражу
    • Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
    • Искусственное прерывание беременности
    • Медицинская стерилизация
  • Медицинская экспертиза
    • Основные виды врачебных экспертиз
    • Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
    • Независимая медицинская экспертиза
  • Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников
  • Правовые основы медицинского страхования граждан
    • Общие понятия медицинского страхования
    • Права и обязанности медицинских учреждений в системе медицинского страхования
  • Юридическая ответственность медицинских работников
    • Дисциплинарная ответственность медицинских работников
    • Гражданско-правовая ответственность медицинских работников
    • Административная ответственность медицинских работников
    • Страхование профессиональной ответственности
  • Уголовная ответственность медицинских работников за преступления, связанные с исполнением профессиональных обязанностей
    • Понятие преступления применительно к медицинской деятельности
    • Отдельные виды преступлений медицинских работников в уголовном законодательстве Российской Федерации
    • Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ
  • Преступления медиков, связанные с исполнением служебных обязанностей и против правосудия

Право граждан на информацию о состоянии здоровья

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получи lb имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения (ч 1 ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»).

Пациент имеет право на адекватную информацию о состоянии своего здоровья. В статье 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» говорится об обязанности врача сообщать больному по его требованию полную и правдивую информацию о состоянии его здоровья и прогнозе, даже если он неблагоприятный. Частичное предоставление информации искажает действительность и может вводить в заблуждение относительно истинного положения дел, что иногда неблагоприятно отражается на принятии каких-либо важных решений больным и его близкими. Это касается не только принятия решений относительно медицинских вмешательств, но и решений по имущественным сделкам, сроков завершения больным важных для него и его близких дел материального или духовного плана.

Дезинформация больных грубо нарушает их права и иногда приводит к отказу от необходимых и оптимальных методов лечения, к материальным потерям. К сожалению, до сих пор приходится сталкиваться с подобной практикой. При отказе в предоставлении пациенту медицинской информации пациент имеет право обратиться в суд для разрешения ситуации в гражданском порядке с вполне уместным требованием возмещения причиненного ему морального вреда, а в некоторых случаях - материального вреда и упущенной выгоды.

Непредоставление гражданину информации в случаях, смотренных Законом (ст. 31 «Основ»), либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации при отсутствии причинения реального вреда влечет наложение административного штрафа на Должностных лиц (ст. 5.39 КоАП).

Для наступления административной ответственности важна субъективная сторона - осознание виновным прямого умысла в предоставлении неполной или ложной информации. Например, больного со злокачественным новообразованием заведомо ложно информируют о доброкачественности процесса. Результатом заведомо ложной информации может быть недооценка своего состояния и отказ введенного в заблуждение больного от своевременной операции, последующее образование метастазов. Врач обязан был предвидеть возможность и неизбежность таких последствий, так как изучал естественное развитие данного патологического процесса.

Информация о состоянии здоровья предоставляется только самому больному, если он достиг 15-летнего возраста (16 лет дня больных наркоманией), и запрещается предоставлять эту информацию другим лицам. Иными словами, нельзя против воли человека, достигшего 15 лет, предоставлять информацию личного и интимного характера (заболевание, беременность, половые связи, сексуальные наклонности, привычки и т.д.) даже его родителям, иным близким. В противном случае, это будет расцениваться как нарушение профессиональной тайны, за что также предусмотрена гражданско-правовая ответственность (например, возмещение морального вреда) вплоть до уголовной (в соответствии со ст. 137 УК РФ).

В практике передки случаи, когда при неблагоприятном прогнозе развития заболевания об этом первыми узнают от врача близкие пациента, а не он сам. У больного же человека могут быть свои соображения, обусловленные родственными и наследственными отношениями, кому из близких можно было бы доверить его тайну, иные сведения, а кому нет.

Гражданин имеет право ознакомится с записями в медицинской документации. Это желание может у него появиться и возникает в случаях недоверия своему лечащему врачу. Однако здесь надо учитывать, что прочтение медицинских документов человеком, не имеющим медицинского образования, ввиду неправильного толкования записей может сформировать ятрогению и еще больше утвердить больного на пути ложных умозаключений. Например, больной, прочитав в истории болезни, что у него имеются «сигма и мезоколон», решил, что это названия неизлечимых заболеваний, и покончил с собой.

Для профилактики таких негативных явлений и возможного конфликта между больным и врачом представляется вполне разумной организация встречи больного с заведующим отделением или представителем администрации больницы для совместного изучения ими записей в медицинской документации, и получения больным консультаций по интересующим его вопросам.

Врач обязан заботиться о смягчении возможного негативного эффекта получения пациентом правдивой информации методами психотерапевтического и медикаментозного воздействия. Сам процесс информирования в любом случае при должном подходе может и должен нести с собой позитивный психологический заряд. Следует помнить, что объективно не оправданный, ложный оптимизм рано или поздно, по приведет, если не к «прозрению» больного, то к разочарованию в официальной медицине, к исковым заявлениям и жалобам во все инстанции.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли, т.е. человек сам имеет право принять решение об отказе в предоставлении ему такой информации; человек имеет право не знать состояния своего здоровья. Пока пациент не выразил свою просьбу в предоставлении ему полной информации о состоянии здоровья, врач не вправе навязывать ее. С другой стороны, врач обязан выяснить у своего пациента его желание быть информированным.

С точки зрения христианского вероучения (да и иных религий) ложь относительно прогноза жизни умирающим пациентам лишает их возможности покаяния, духовной подготовки к смерти путем молитв и примирения, духовного утешения через соответствующее участие в церковных обрядах (Таинствах Церкви). Верующему человеку не так страшно умирать, как страшно не подготовиться к смерти, которая задевает лишь бренное тело, освобождая вечную душу для новой жизни. Таким образом, «благая ложь» наносит урон душе. Осознание этого омрачает религиозные чувства близких покойного.

Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи (ст. 22 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

В отношении несовершеннолетних пациентов объем получаемой информации определен возрастом. Возраст, до достижения которого такая информация сообщается только законным представителям, а после достижения которого — исключительно самому пациенту, составляет 15 лет (в отношении больных наркоманией — 16 лет).

Справка. Законный представитель

К законным представителям относятся родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства, организации, в которых под надзором находятся недееспособные (не полностью дееспособные) граждане (ст. ст. 26 , 28 , 32 , 33 , 35 ГК РФ; ст. ст. 64 , 123 СК РФ; ст. ст. 7 , 8 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ; ст. 39 Закона от 02.07.1992 N 3185-1).

Информация в случае неблагоприятного прогноза

В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и (или) его супругу (супруге) или его близким родственникам (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил им об этом сообщать и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация (ч. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ). Таким образом, в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания врач имеет право, не спрашивая разрешения у пациента, сообщить информацию о состоянии его здоровья его родственникам, а единственным ограничением может быть активно высказанный запрет пациента на передачу такой информации другим людям.

Доступ к медицинской документации

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией и получать на основании такой документации консультации у других специалистов (ч. 4 ст. 22 Закона N 323-ФЗ).

Ознакомление с оригиналами медицинской документации, отражающей состояние здоровья пациента, происходит в часы работы медицинской организации в помещении, предназначенном для такого ознакомления, на основании письменного запроса пациента (или его законного представителя), который рассматривается руководителем медицинской организации или его заместителем (п. п. 2 — Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 29.06.2016 N 425н).

Также на основании письменного заявления пациент или его законный представитель имеют право получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов (ч. 5 ст. 22 Закона N 323-ФЗ).

Таким образом, пациент в равной степени имеет право на получение как оригиналов, так и копий медицинской документации.

Поскольку к медицинским документам, отражающим состояние здоровья пациента, кроме первичной медицинской документации на бумажном носителе, относятся и результаты специальных медицинских исследований (рентгенограммы, компьютерные и магнитно-резонансные томограммы, результаты УЗИ и т.д.), право на получение этих результатов (с учетом типа носителя специфической медицинской информации) у пациента также имеется. Таким образом, распечатанные снимки, томограммы, видеозапись хода операции и иные подобные результаты исследований, по нашему мнению, могут быть переданы пациенту по его требованию.

Достаточно часто возникают ситуации, когда пациенту нужно получить от врачей полную информацию о своем лечении, письменные справки, результаты анализов. Важно знать, что получение такой информации – неотъемлемое право каждого пациента. Давайте рассмотрим подробнее, в чем данное право заключается.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Такую информацию пациенту должны лично сообщать лечащий врач и иные медицинские работники, принимающие непосредственное участие в лечении.

Пациент либо его законный представитель вправе непосредственно знакомиться с медицинской документацией и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Однако для получения копий медицинских документов и выписок из них нужно написать заявление (в 2 экземплярах, чтобы на одном из них поставили отметку о приеме с входящим номером).

Стоит иметь в виду, что врач не обязан сообщать информацию и выдавать справки, если пациент прямо об этом не попросит. Также эта информация не может сообщаться пациенту против его воли.

Если пациент еще не достиг возраста 15 лет (16 лет для больных наркоманией) или признан недееспособным, то информация сообщается его законным представителям. Законными представителями детей являются их родители, а для взрослых граждан законные представители могут быть назначены лишь в случае признания их недееспособными через суд. Это означает, что врачи не могут сообщать информацию о здоровье пациента его родственникам без его предварительного согласия.

Исключение составляет случай, когда прогноз развития заболевания неблагоприятный. В этом случае врач должен сообщать информацию в деликатной форме самому пациенту или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам). Пациент имеет право запретить информировать родственников о своем диагнозе и выбрать другое лицо, которому эта информация может быть сообщена.

Во всех остальных случаях действует врачебная тайна. Рассмотрим подробнее, что она в себя включает (ст. 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

Разглашение данных сведений недопустимо не только врачам, но и другим лицам, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.

С письменного согласия пациента эти сведения могут быть разглашены в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

Предусмотрен ряд исключений. Так, разглашение информации, составляющей врачебную тайну, допускается:

  1. в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
  2. при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  3. по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
  4. в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему для информирования одного из его родителей или иного законного представителя (с учетом п. 2 ч. 2 ст. 20 ФЗ – случаи выявления наркомании);
  5. в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
  6. в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  7. в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  8. при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
  9. в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
  10. в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Данный перечень исчерпывающий, и в иных случаях нарушение врачебной тайны недопустимо.

По телефону Всероссийской бесплатной круглосуточной горячей линии для онкологических пациентов и их близких 8-800 100-0191 вы можете получить юридическую консультацию по правам пациента и другим вопросам, связанным с получением медицинской помощи.

Антон Радус, юрисконсульт Проекта «Ясное утро»