Лучшие эссе по социологии. Готовое эссе по обществознанию План эссе по социологии

Я учусь на первом курсе института философии,социологии и права,и мне удалось сделать первые шаги в понимании того,что такое социология как наука.
Я понимаю социологию как науку,которая изучает отношения в обществе и происходящие в нем процессы. В настоящее время социология одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы берут на вооружение другие науки об обществе: экономика,право,демография. Среди них социология начинает играть ту же роль,которую выполняет математика в естественных науках,так как социологические методы позволяют дать точную колличественную оценку многим процессам общественного развития.
Я решила уточнить,откуда взялось понятие социология,что она изучает и кто же ее представители.
Любая наука сначала возникает,заявляет о себе,очерчивает границы своего исследовательского пространства, и только после этого определяется ее статус. Для начала обратимся к истории. Изначально матерью всех наук была философия. Потом от нее отпочковались другие науки.
Термин "социология" был введен О.Контом. Именно он считается основоположником социологии. Становление социологии как науки в обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Макса Вебера и француского ученого Эмиля Дюркгейма.
Так как социология является наукой, то у нее тоже есть объект и предмет исследования,как и у других наук. О.Конт определил объект изучения социологии.
По мнению французского мыслителя объектом социологии является общество. Но и такие науки как история,экономика,политология,к примеру,тоже изучают общество,но как бы под своим углом зрения.
А вот предмет социологии определить уже сложнее.Дискуссии о нем продолжаются до сих пор. Представителей этой научной дисциплины много, ивсе выдвигают свои идеи по поводу предмета социологии. Трудно выделить одно единственно верное мнение, чтобы с ним согласились все. Дело в том, что наука молода, да и предмет видоизменялся уже ни один раз.
Почему же я выбрала именно социологию при поступлении в ВолГУ?
Конечно, я понимала, что социологи всегда необходимы и востребованы в государственных и коммерческих структурах, а также в политических и общественных организациях, тем более в обновленной России. Также я узнала,что социологи входят в десятку наиболее востребованных специалистов на рынке труда, как в зарубежных, так и в ведущих российских бизнесс-структурах.
Мне захотелось быть социологом, потому что социология-наука об обществе, а мне очень интересно изучать человека,отношения между людьми и специфику общества в целом.
Я убеждена, что социологическое образование помогает человеку осознать свои жизненные цели, потребности и интересы, а также понять собственное предназначение,направить свой потенциал не только на улучшение материальных условий своей жизни,но и на более эффективное и целесообразное взаимодействие с другими людьми,на совершенствование общества в целом.

ЭССЕ ПО СОЦИОЛОГИИ «СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Введение

1. Семья – малая группа или социальный институт?

2. Семья – сила!

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия , семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений, широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сохранится ли семья? Выдержит ли она те испытания, которые переживает наше общество сегодня? В чем сила семьи?

Ответы на эти вопросы я постараюсь осветить в данной работе. Для этого мне необходимо рассмотреть семью как малую группу и социальный институт.

Итак, цель работы – изучить особенности семьи как малой группы и социального института на современном этапе.

1. СЕМЬЯ – МАЛАЯ ГРУППА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ?

Для начала необходимо выяснить, что же такое малая группа и социальный институт?

В широком смысле понятие «социальная группа» – это любое социальное объединение людей – от группы сверстников до общества определенной страны. В социологии это понятие употребляется в более узком смысле – как «совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других». Члены группы ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими людьми как члены данной группы.

Для анализа социальной структуры общества необходимо, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала какая-либо элементарная часть общества, которая сочетала бы в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы была выбрана малая группа.

Наиболее удачное определение, на мой взгляд, этому понятию было дано Г. М. Андреевой: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Иными словами, малыми группами называются лишь те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты друг с другом. Например, одноклассники – члены малой группы, а ученики всей школы – большая социальная группа.

Как показывает социальная практика, для нормального функционирования человеческого общества необходимо закрепление некоторых типов социальных отношений с тем, чтобы они стали обязательными для членов определенной социальной группы. В первую очередь это относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены группы удовлетворяют наиболее важные потребности, необходимые для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Например, для воспроизводства материальных благ люди закрепляют и поддерживают производственные отношения, для воспитания детей – семейные отношения, а также отношения обучения и воспитания.

Процесс закрепления социальных отношений заключается в создании системы ролей и статусов, предписывающих правила поведения в социальных отношениях, и в определении системы санкций в случае неисполнения индивидами этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций воплощаются в виде социальных институтов, которые определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Отсюда «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества», где под общественными ценностями понимаются идеи и цели, под общественными процедурами – образцы поведения в групповых процессах, под системой социальных связей – совокупность ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Итак, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие: если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт – система социальных связей и социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что эти понятия неотделимы друг от друга, т. к. институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Иными словами, хотя институт формирует социальные связи и нормы, есть люди, между которыми эти взаимосвязи осуществляются, и которые используют нормы на практике. Именно люди организуют себя в различные группы, используя институциональные нормы. Таким образом, в каждый институт входит много групп, определяющих институциональное поведение. Следовательно, институты и социальные группы взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и изучать их раздельно.

Итак, исходя из вышеизложенного, я прихожу к выводу, что семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы.

Действительно, семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. По мнению Т. А. Гурко, «семья – совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом». Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций (сексуального регулирования, репродуктивная, функции социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая).

Семья как социальный институт представляет собой «совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками».

Институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т. п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт семьи – это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп – конкретных семей.

2. СЕМЬЯ – СИЛА!

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни человека, общества и государства. Ведь именно семья для каждого человека – неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Однако мир не стоит на месте, он меняется. Меняются его социальные институты, меняется и семья. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой.

Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т. д.), изучающих современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сможет ли семья противостоять кризисным явлениям в обществе?

Одним из самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя себя до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института и малой группы.

Сила семьи заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. «Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении».

Кроме того, семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса важнейших потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, объединяет всю целостность своего существования.

Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Говоря современным языком, семьи – это корневые файлы, в которых хранятся моральные ценности и другая важная информация операционной системы и основных программ под названием «нация» и «общество». В этих ячейках происходит загрузка формирующегося детского сознания основополагающими понятиями: добро и зло, верность и предательство, милосердие и жестокость. Удаление или повреждение этих файлов приведет к зависанию «компьютера» под названием «государство» и выведет его из строя.
Семья была, есть и будет той ячейкой, тем файлом, где хранится человеческое в отношениях между людьми. Если муж доверяет жене, а жена – мужу, не страшны потоки информации об убийствах, катастрофах, шантаже и насилии, которые на нас изливают СМИ. Если мужчина и женщина любят друг друга, их отношения не будут отношениями стервы и бессердечного мачо-ковбоя, рвущих выгоду и удовольствия каждый для себя. Как бы тяжело не жилось – они найдут спасение друг в друге. Семья спасет даже от смертельной опасности под названием СПИД.

Именно в этом, на мой взгляд, и заключается сила, притягательность и живучесть института семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы. Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций

Мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняются его социальные институты, а значит, и семья. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис.

Сила семьи, ее притягательность и живучесть заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья – стабильность на фоне повсеместной изменчивости.

Здоровая, крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества. Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с.

2. Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21.

3. Семья. Матрица... – // http://lito. ru//read. php? id=60132. – 04.05.07.

4. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с.

5. Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с.

6. С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с.

С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с., с.156.

М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с., с.227.

С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с., с.123.

Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21., с.18.

См.: С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с., с.141-143.

Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с., с.14.

Цит. по: С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с., с.151.

См.: Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с., с.99.

Цит. по: Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с., с.101.

Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают. Я. Л.Коломенский

Своей цитатой Коломенский подчеркивает влияние потребностей на саморазвитие личности и придание ей общественно значимого характера.

На формирование личности как индивида с социально значимыми чертами оказывают влияние многие факторы, в том числе и потребности. Что же это такое?

В социологии под потребностями принято понимать осознаваемую человеком нужду в чем-либо. На первых фазах развития человеческого общества потребности были просты и сводились к поддержанию своего организма и безопасности. По мере усложнения социальной организации они расширялись, видоизменялись и корректировались. Они выступали побудительным мотивом деятельности человека.

В социологии принято подразделять потребности на биологические, социальные и идеальные или духовные. Классификаций потребностей множество. Они могут подразделяться по сферам жизни общества(материальные, социальные, духовные), по субъекту (индивидуальные, коллективные, групповые), по степени значимости для индивида и общества- мнимые или подлинные. В них отражается само отношение индивида и совокупность ценностей, корректирующих эти потребности.

Наиболее известной является пирамида потребностей по А.Маслоу. В ее основу американский социолог положил физиологические и экзистенциальные (в безопасности, комфорте) потребности. Более высокий уровень отвел социальным, связанным с экзистенциальными, обеспечивающими индивиду возможность благоприятного психологического контакта и коммуникации в социальной группе. Далее следуют престижные, позволяющие достичь успеха в жизни, сделать карьеру, повысить социальный статус. И, наконец, потребности в в самоактуализации, когда индивид стремится максимально раскрыть собственное «я», достичь счастья в духовном самосовершенствовании, понять смысл жизни.

Общественные нормы и ценности накладывают на человека, стремящегося удовлетворить потребности, особый отпечаток. В человеческом сообществе даже биологические потребности социально окрашены. Мы не можем вести себя, как животные: предпочитаем питаться здоровой пищей, жить в условиях чистоты, одеваться в одежду по сезону и в зависимости от характера деятельности, справлять нужду в специально отведенных местах.

Мысль Коломенского направляет нас к пониманию того, что потребности корректируются социальными нормами и поддерживаются социальными институтами. Насколько личность сумела эти нормы усвоить и подчиниться требованию социального института, настолько она востребована. Общественная польза, таким образом, выражается в умении индивида приспособить свои потребности(вызванные неудовлетворенностью) к правилам жизни той социальной группы, к которой он принадлежит.

Возьмем, для примера, нашу футбольную команду, которая, с удивлением для многих, с успехом выступала на ЧМ-2018. Потребность доказать болельщикам страны, что российский футбол не умер, заставила команду, тренерский состав работать без устали до и в ходе матча. В итоге команде впервые в российской футбольной истории удалось выйти в ¼ финала и этим снискать поддержку и всеобщую любовь болельщиков страны. Удивительно, но за матчем следили даже те, кому футбол не интересен. Значит, социальные и престижные потребности команды совпали с потребностями всего футбольного сообщества, гордого тем, что российская команда показала себя на чемпионате не как аутсайдер.

Но не всегда потребности личности совпадают с потребностями общества, его ценностями и нормами. Тогда применяются жесткие санкции к нарушителям.

Достаточно вспомнить жадность, стяжательство и стремление к всевластию старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Желание жить за чужой счет, удовлетворять свои низменные потребности, помыкая другими, для героини сказки завершились провалом. Не знавшая меры, она в буквальном смысле слова оказалась у разбитого корыта.

Поднятая Коломенским проблема, в которой отражена соизмеримость собственных потребностей с запросами общества и его ценностями, всегда будет актуальной, поскольку человек не может жить вне социальной среды и игнорировать социальные нормы. В свою очередь, развитие потребностей самих индивидов содействует развитию общества в целом и выработке новых норм и ценностей. А значит, этот процесс обоюдный.

Министерство образования и науки РФ

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра философии, политологии и социологии

Семья - начало социального.

Ф.Энгельс «Происхождение семьи, государства и частной собственности»

Выполнила: студентка гр.3П - IV

Гаврилова Е.Д.

Принял: Сидоров Н.М.

Санкт-Петербург

Семья-начало социального

«Происхождение семьи, частной собственности и государства»-

произведение немецкого мыслителя Фридриха Энгельса, написанное в 1884

году, опираясь на материал книги американского этнографа и историка Льюиса Моргана «Древнее общество, или исследование направлений человеческого развития от дикого состояния к варварству и далее к цивилизации» . Данная работа Энгельса раскрывает закономерности развития первобытно-общинного строя, основные этапы его развития и причины его неизбежной гибели. Здесь в диалектической связи показаны процессы развития и возникновения семьи, частной собственности и государства,

которые привели к возникновению классового общества.

Актуальность темы в том, что семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов.

Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов. Выделение института семьи из других институтов общества и его изучение не случайны. Именно семью признают все исследователи как основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования,

навыки поведения. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С

одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда еѐ зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических,

религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность.

В работе «происхождение семьи, частной собственности и государства» второй раздел носит название «Семья», в котором рассматривается история развития семьи. На основе анализа делается вывод,

что в первобытном человеческом обществе существовало состояние, когда

каждая женщина одной родовой группы принадлежала каждому мужчине этой же родовой группы и наоборот - это так называемый групповой брак. Из этого первобытного состояния постепенно развивались:

Кровнородственная семья – первая ступень семьи. В ней брачные отношения между родственниками разных поколений были запрещены,

но разрешены между братьями и сестрами всех степеней родства.

Пуналуальная семья - семья, которая развилась и пришла на смену кровнородственной семье. Это последняя форма семьи периода группового брака. Это семья, в которой запрещались половые связи между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, но двоюродные и троюродные сестры были общими женами своих общих мужей. Такие мужья называли друг друга «пуналуа» - близкий товарищ. Из пуналуальной семьи возник род – это группа людей,

связанный кровнородственными и хозяйственными узами.

«При всех формах групповой семьи неизвестно, кто отец ребенка, но известно, кто его мать. Если она и называет всех детей общей семьи своими и несет по отношению к ним материнские обязанности, то она все же отличает своих родных детей от остальных. Отсюда ясно, что раз существует групповой брак, то происхождение может быть установлено лишь с материнской стороны, а потому признается только женская линия.»

Парная семья – в такой семье мужчина живет с одной женщиной, но многоженство имеет место, хотя и редко. От женщины требуется верность, «…за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре.».

Узы могут быть расторгнуты любой из сторон, дети принадлежат матери.

Моногамная семья – возникает из парной семьи. «Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей,

происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что

дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом.»

Отличие от парной семьи в том, что в моногамной семье узы брака более прочные, браки не расторгаются по желанию любой из сторон,

может расторгнуть только муж.

Такая форма семьи прослеживается у греков во всей своей суровости.

В заключении этого раздела Ф. Энгельс предсказывает прогноз: «…Так как моногамная семья за период с начала цивилизации усовершенствовалась, и особенно заметно в современную эпоху, то можно,

по меньшей мере, предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не будет достигнуто равенство полов. Если же моногамная семья в отдаленном будущем окажется неспособной удовлетворять потребности общества, то невозможно заранее предсказать,

какой характер будет иметь ее преемница.»

Вывод: Семья – один из наиболее древних и значимый социальных институтов. Она возникла раньше религии, государства, армии, образования,

рынка, хотя и в простых формах, называемых групповым браком.

Социология семьи зародилась еще в 17 веке.

Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл человеческой жизни. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости.

Семья передает определенный социальный статус своим членам.

В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами

жизнедеятельности людей. Семья создается для удовлетворения не одной -

двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.

Семья была, есть и будет существовать, потому что не существует альтернативы семье.

Список литературы:

1. А.И. Кравченко. Социология. - М.: Изд-во Проспект, 2006.-298с

2. Ф. Энгельс. «Происхождение семьи, государства и частной собственности».-М.:Лениздат,2014.-256с.

Примерные темы для эссе по «Социологии»

  1. Становление социологии как научной дисциплины.

  2. Исторические судьбы и особенности становления отечественной социологии.

  1. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г. Спенсера.

  2. М. Вебер – основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия.

  3. Понятия и принципы социологии Э. Дюркгейма.

  4. Концепция социального действия В. Парето.

  5. К.Маркс. Особенности социологии марксизма.

  6. Социологические школы и направления социологии в России (П. Сорокин, П. Лавров, Н.Я. Данилевский).

  7. Чикагская школа социологии.

  8. Концепция социальной реальности в феноменологической социологии.

  9. Социальная интеракция. Теории Э.Гофмана, Дж. Мида.

  10. Формальная социология Г. Зиммеля. Основные идеи, представления в его труде «Философия денег».

  11. Э. Гидденс: современный тип социологического теоретизирования.

  12. Н.К. Михайловский: субъективная социология.

  13. М.М.Ковалевский: многофакторный подход к анализу общества.

  14. И.Гоффман: представление себя другим.

  15. Концепция гиперреальности Ж.Бодрийара.

  16. Новая научная картина мира и изменение методологических оснований современной социологии.

  17. Типы исследовательских программ современной социологии: «количественная» и «качественная» социология.

  18. Общество как социальная система.

  19. Традиционное и современное общество.

  20. «Конец индустриального общества». Постсовременное общество.

  21. Существует ли информационное общество?

  22. Институциональная трансформация постсоветского общества

  23. Структура и функции социальных институтов. Р. Мертон.

  24. Основные тенденции развития образования как социального института.

  25. Семья как социальный институт. Структура и функции современной семьи.

  26. Сущность и механизмы институциональной трансформации современной России.

  27. Политика либерализации в современной России и ее последствия.

  28. Институциональный кризис: причины и пути выхода.

  29. Латентные функции демократических и рыночных институтов в России.

  30. Система социальной стратификации современной России.

  31. Социальная структура современного российского общества.

  32. Структура новой российской элиты. Борьба за легитимацию.

  33. Изменение социального статуса интеллигенции.

  34. Российский средний класс.

  35. Бедность и богатство как социальные категории.

  36. Территориально-отраслевые аспекты социального неравенства.

  37. Гендерный аспект социального неравенства современной России.

  38. Стратегии восходящей социальной мобильности.

  39. Социальные группы и общности. Квазигруппы.

  40. Этнос как объект и субъект политики.

  41. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы.

  42. Актуализация русского национального самосознания.

  43. Коммуникации в группах. Лидерство.

  44. Конфликт как форма социального взаимодействия.

  45. Самоубийство как социальная проблема.

  46. Личность как продукт и субъект общественных отношений.

  47. Специфика природного и социального в человеке.

  48. Взаимодействие личности и общества.

  49. Г.Маркузе. Одномерный человек.

  50. Т.Адорно. Авторитарная личность.

  51. «Советский простой человек».

  52. Возрождение «человека экономического».

  53. Социализация личности в обществе.

  54. Отклоняющееся (девиантное) поведение.

  55. Динамика идентификации россиян.

  56. Социология города.

  57. Урбанизация населения. Особенности развития городов на территории России.

  58. Социальные проблемы города.

  59. Город и окружающая среда.

  60. Социальное расслоение и социальное неравенство.

  61. Современный российский социум.

  62. Сущность процесса социальных преобразований в современной России.

  63. Теория и практика российских реформ в контексте неолиберальной глобализации.

  64. Управление как способ решения социальных проблем.

  65. Динамика ценностей россиян.

  66. Социально-экономическая и культурная дезинтеграция российского общества.

  67. Социальная обусловленность кризисных явлений в духовной сфере.

  68. Проблема цивилизационной идентичности России.

  69. Эффективные стратегии будущего для России.

  70. Глобальные проблемы современности.

  71. Социальные и культурные риски глобализации.

  72. Идентичность в глобализующемся мире.

  73. Религиозный фундаментализм как форма протеста против процесса глобализации.

  74. Поиски альтернативных культурных и идеологических оснований глобализации.

  75. Россия в контексте глобализации.

  76. Глобализация: прошлое или будущее?

  77. С. Хантингтон. Столкновение цивилизаций.

  78. И. Валлерстайн. Теория мир-системы.

  79. Дж. Ритцер. Теория «макдональдизации».

  80. В.И. Вернадский. Идея ноосферной цивилизации.

  81. «Общество риска» У. Бек.

  82. Антиглобализм: теория и практика.

  83. Кризис мировой системы и альтернативы глобального развития.

  84. Общественное мнение в условиях формирования информационного общества в России.

  85. Дихотомия «элитарное-массовое» в современной культуре.

  86. Массовая культура: за и против.

  87. Этнические стереотипы как элемент культуры.

  88. Мультикультурализм и транскультурализм.

  89. Средства массовой информации в контексте культуры.

  90. Виртуальные миры и социокультурная реальность новой России.