Леонтий (Стасевич), православный святой. Русская история на кириллице! Тропарь святителям Леонтию, Исаие и Игнатию, епископам Ростовским

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ СВЯТИТЕЛИ

Субтитры

Происхождение и ранние годы

Крещён ещё во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира или Ярослава , взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть»), с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят»).

Благодаря школьному воспитанию и книжному научению, св. Леонтий с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь , где, нужно думать, и был пострижен в монашество. По возвращении из Константинополя он пришёл в Печерскую обитель к преподобному Антонию , что было не ранее 1032 г., откуда лицами, стоявшими во главе тогдашнего правления, был призван на кафедру Ростовскую , как русский образованный монах, и рукоположен во епископа , «как первый престольник» из иноков печерских, прежде 1051 г., когда возведен был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженник Киево-Печерского монастыря - Иларион .

Ростовский епископ

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, св. Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира церковного. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нём говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии. Впрочем, профессор Н. Никольский говорит, что в большинстве списков это поучение приписывается митрополиту Кириллу (до 1280 г.) [ ] . Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унёс с собою в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нём же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею».

Одновременно с «наказанием» клириков, св. Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам - язычникам из многолюдного племени мери , но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя св. архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с мёдом. С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей.

Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских жителей языческой веры и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Поражённые мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мёртвые, лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли его веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. «Тогда начал отходить мрак идольский, и воссиял свет благоверия», - говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию.

Смерть, мощи

О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы: по одним - он скончался в мире, по другим - был убит толпою язычников; одни относят кончину его к 1070 г., другие полагают, что он убит в 1073 г. Е. Голубинский же говорит, что он скончался около 1077 года. Во всяком случае, все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первою и второю редакциями послания св. Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И Ростовский епископ Иоанн в своем каноне святителю прославляет св. Леонтия, как преблаженного и преподобного, но не как мученика. Да и в службе сему святителю, составленной одновременно с каноном и, всего вероятнее, тем же епископом Иоанном, весьма ясно говорится о мирной кончине его: «не дал еси сна очима твоима, ни веждома твоима дремания, дондеже уснул еси сном общим» (стихира на «Господи воззвах» на Великой вечерне).

С другой стороны, епископ Симон Владимирский и Суздальский пишет о Леонтии следующее: «Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные».

Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме г. Ростова, а обретено нетленным в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю в день обретения мощей его - (23 мая) 5 июня и написал канон, помещенный в служебной (майской) Ми­неё .

Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 года; в этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя. В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи св. Леонтия почивают под спудом , а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 году усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная, украшенная в недавнее время бронзовым изящным золочёным балдахином. Во время последней реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия».

У русских крестьян этот святой назывался Огуречником, так как день его памяти считался временем, подходящем для высаживания огурцов .

Примечания

Литература

  • Иконография ростовских святых. Каталог выставки / сост. А.Г. Мельник . - Ростов, 1998. - 80 с.
  • Мельник А. Г. Икона Леонтия Ростовского из Воскресенского Горицкого монастыря // Кириллов: Краеведческий альманах. - Вологда: Легия, 2001 - Вып. 4. - С. 212-218 . -

Нашем городе грядут торжества – 5 июня Православная Церковь чтит память святого Леонтия, епископа Ростовского, а также всех святых Ростово-Ярославской земли. До событий 1917 года Леонтьев день, приходившийся на 23 мая по старому стилю (совр. 5 июня), был в Ростове одним из самых торжественных в году . Он отмечался как день города.

В новейший период, с 1964 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) и решением Священного Синода РПЦ в день святого Леонтия Ростовского установлено празднование Собора ростовских и ярославских святых. Вместо ярмарки и гуляний владыка установил общегородской крестный ход, который уже не один год проходит от кремля к Спасо-Яковлевскому монастырю. Проходя по центральной улице Ростова к монастырю, в котором покоятся мощи сразу трех ростовских святых, крестный ход молитвенно освящает город и напоминает его жителям об угодниках Божиих, заступничеством которых он стоит.

Святой Леонтий – просветитель и покровитель нашей земли. Он один из самых почитаемых русских святых. К сожалению, сведения о нем скудны и противоречивы, как и о большинстве святых, живших в столь далекую эпоху. Сохранилось более двухсот списков с его житием, что говорит о большой популярности и почитании святителя. Списки эти сохранились в двух основных редакциях, но сведения в них слишком разнятся.

Первая и самая древняя из сохранившихся редакций, как полагают, была создана в 60-е годы XII столетия - в период княжения в Ростове Андрея Боголюбского. Согласно этому житию, Леонтий родился в Царьграде (Константинополе), столице Византийской империи, был образованным для своего времени человеком и за великие добродетели поставлен епископом в Ростов. Известно, что Андрей Боголюбский стремился к церковной независимости Ростова от Киева. Желанием особо подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии, а не из Киева, объясняют некоторые исследователи создание именно такой версии жития Леонтия.

В основе другой редакции положены сведения епископа владимирского Симона. Он был пострижеником Киево-Печерской лавры - древнейшей русской обители. Став в 1215 году первым епископом Владимиро-Суздальской земли, он пишет послания, в которых рассказывает о великих подвижниках любимой им Печерской лавры. В одном из таких посланий, вошедших в состав Печерского патерика, он сообщает: «Из Печерского монастыря многие поставлены во епископов… Первый - Ростовский Леонтий, великий святитель, которого Бог прославил нетлением. Это был первый престольник, которого неверные много мучили и били». Эти сведения относятся к 20-м годам XIII века. Из этого сообщения историки делают вывод, что святой Леонтий был русским, подвизался в лавре еще при жизни ее основателя Антония Печерского, был пострижен здесь и первым из печерских иноков был избран на епископское служение. Это произошло не позже 1051 года, потому что в этом году удостоился епископского сана и второй из пострижеников Антония - Илларион, митрополит Киевский.

Чтобы примирить две редакции, известный историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков) допускает, что Леонтий мог быть греком, который пришел на Русь, жил в Киеве, принял здесь постриг, а после был поставлен епископом в Ростов, бывший центром огромной на тот момент территории.

Принято считать, что первым ростовским епископом был Федор, грек по происхождению, прибывший на кафедру в 991 году. Именно при нем строится первое деревянное здание Успенского собора. Не стерпев упрямства и вражды местного населения, Федор, а также прибывший за ним Илларион, тоже грек, оставили город, после чего некоторое время здесь не было епископа. Следующим архиереем в Ростове стал святой Леонтий. Он первым стал утверждать христианство в этом крае и имел результаты своих трудов. Нужно сказать, что в последнее время историки больше склоняются к мнению, что Ростовская епархия была образована в конце 60-х или в 70-е годы XI века при святом Леонтии, и он был ее первым епископом.

О проповеди христианства среди язычников в житии Леонтия говорится так: «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых».

Будучи изгнан жителями из города, в отличие от своих предшественников Леонтий не покинул их, а поселился за городом, на берегу ручья Брутовщина, при впадении его в озеро Неро. Здесь он построил для себя хижину, а позже и деревянный храм в честь Архистратига Михаила . Он приглашал к себе детей, угощал, занимался с ними и в такой непринужденной обстановке рассказывал о Христе.

То, что изгнанный епископ привлекает к себе детей, вызвало родительский гнев. «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить», - изгнать вообще из своих пределов. Но тут произошло чудо. Видя приступающую к храму разъяренную толпу, епископ сказал находившимся с ним служителям облачиться в священнические ризы. Облачился и сам. С крестом в руках он вышел навстречу разгневанным людям. Мы не знаем, что они увидели, но увиденное заставило их упасть на землю в страхе: «И, увидев его, упали все замертво». После этого случая жители уверовали во Христа и сами попросили Леонтия крестить их. Так в среде упорных язычников появились первые христиане. И хотя до повсеместного обращения ростовцев было очень далеко, но начало было положено.

После этого Житие сообщает, что, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой вскоре с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит свидетельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». Полагают, что святитель Леонтий погиб во время так называемого восстания волхвов, охватившего Северо-Восточную Русь около 1075-76 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом).

Мощи святителя Леонтия, как и его преемника святого Исайи, были открыты в 1164 году при князе Андрее Боголюбском, во время постройки в Ростове нового Успенского собора взамен сгоревшего деревянного. При копании рва нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею, пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в его земле такого сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. Со временем в знак особого народного почитания мощи святителя были положены в золотую раку, которая подверглась разграблению и осквернению во время нашествия на город поляков в 1608 году. Считается, что именно после этого случая во избежание и впредь надругательства над святыней мощи Леонтия были закопаны в землю, и потому сейчас пребывают под спудом в ростовском Успенском соборе.

Святому Леонтию Ростовскому молятся о даровании мудрости и терпения.

Приглашаем ростовцев поучаствовать в торжествах в честь святителя Леонтия и всех святых покровителей города. Праздничное богослужение, возглавляемое владыкой Кириллом, начнется 5 июня в 9.00 в Успенском соборе. По окончании его – крестный ход, в котором примут участие прихожане всех ростовских храмов. В Спасо-Яковлевском монастыре всем участникам будет предложена трапеза.

Мария РУБЦОВА, референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Уроженец Киева или близлежащего города . Крещен был еще во младенчестве ("освяще́н от пеле́н, от млады́х ногте́й "), и с молодости начал постигать "науче́ние кни́жное ". Как сказано о нем, "росси́йский и гре́ческий язы́к до́бре разуме́яше, кни́гам же росси́йским и гре́ческим ве́льми хитрослове́сен и сказа́тель от ю́ности бы́сть " . Будущий святитель с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Нужно думать, что монашество он принял в Константинополе, а оттуда прибыл в Киев, где, вероятно, стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители . Из этого монастыря он был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископа "как первый престольник" из иноков печерских, не позднее года .

Мощи и почитание

Останки святителя Леонтия погребены были в соборном Успенском храме Ростова . Во время пожара в году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в году на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия а также гроб святителя Исаии . Обретенные мощи святого Леонтия переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. Когда было закончено строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были снова в церковь Иоанна Богослова, которая с того времени стала собором. Они пребывали в ней до года. В этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя.

У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (+ 1214), который написал и канон святителю Леонтию. При владыке Иоанне, в году, было впервые совершено в Ростове празднование памяти святого Леонтия 23 мая , в день обретения его мощей. Таким образом епископ Леонтий стал первым русским святителем , которому было устанавлено на Руси почитание.

До года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили золотую раку и драгоценную икону святителя, мощи были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. На прежнем месте мощей была помещена рака с иконой. В году усердием ростовских граждан была устроена серебряная рака святителю, украшенная затем бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в году "Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия ".

Также в Ростовском Успенском соборе находилась небольшая икона Спаса на Убрусе , древнего византийского письма. Народное предание почитает ее келейной иконой святого Леонтия. В древних рукописных житиях святителя описано много чудотворений.

Молитвословия

Тропарь, глас 4:

Апо́столом соприча́стник/ и к Бо́гу моле́бник ве́рен,/ доброде́тельми возше́д на Небе́сная,/ и любо́вь возложи́л еси́ к Лю́бящему тя́,/ и неве́рныя лю́ди обрати́л еси́ в ве́ру./ Те́м ны́не, со А́нгелы лику́я,/ предстои́ши престо́лу сла́вы все́х Царя́ Христа́ Бо́га:/ моли́ся, святи́телю Лео́нтие,// да спасе́т ду́ши на́ша .

Кондак, глас 4:

Жития́ ра́ди чистоты́,/ Всеви́дец Госпо́дь, све́т Сво́й насади́ в души́ твое́й,/ вразуми́ти лю́ди мно́гия/ твои́ми уче́нии,// Лео́нтие преподо́бне .

Сочинения

В дошедшем до нас в двух рукописях поучении святителя Леонтия говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.

  • "Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец," Памятники древнерусского канонического права [Под ред. А. С. Павлова] СПб., 1908, ч. 1 (Памятники XI-XV вв.).
    • Изд. также: "Московские Епарх. Ведомости," 1878, №№ 24, 25; "Ярославские Епарх. Ведомости" 1878, № 12; "Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т.", СПб.-Л., 1872-1927; 1908, т. 6, стб. 111-116.

Литература

  • Ключевский, В. О., Древнерусские жития святых, как исторический источник , М., 1871, 3-22.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 12 т. , СПб., 1864-1886, т. 2, 23-24, 315-317.
  • Титов, А. А., Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского , М., 1893.
  • Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники , М., 1896, 141.
  • Срезневский, И. И., Древние памятники русского письма и языка (X-XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями , 2-е изд., СПб., 1882, 120, 142.
  • Никольский, Н. К., Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X- XI вв) , СПб., 1906, 210-211.
  • Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых [Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев_], 1-е изд., СПб., 1836, 167-168.
  • Барсуков, Н. П., Источники русской агиографии , СПб., 1882, 323-329.
  • Голубинский, Е. Е., История Русской Церкви: в 2 т. , М., 1900-1911, т. 1, первая половина, 201, 202, 757-758; вторая половина, 433.
  • Каманин, И. М., Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость , Киев, 1914, 40-42, 133, 137, 139.
  • Архангельский, Н. В., Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве , Киев, 1915, 15.
  • Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. , Каменец-Подольск, Тверь, 1892-1902, вып. 9, ч. 2, май, 123-129.
  • Едлинский, М. Е., свящ., Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен , 1-е изд., СПб., 1895, 143-145; 4-е изд., СПб., 1901-1903, т. 1, 148-151.
  • Толстой, М. В., Древние святыни Ростова Великого , 2-е изд., М., 1860, 25, 33, 34, 35, прим. 13.
  • Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви , М., 1873, 47-49.
  • Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810-1880): Биографический очерк , М., 1881, 335 (прим.).
  • Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей , Киев, 1913, 1417.
  • Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви , СПб., 1877, 329.
  • Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения , СПб., 1899, 391.
  • Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь , СПб., 1891, № 615.
  • Ярославские епархиальные ведомости , 1892, № 33; 1888, № 41, 641-656; № 42, 657-660; № 43, 673-686; № 45, 715; 1889, № 29.
  • Душеполезное чтение , М., 1885, май, 44-66.
  • Православный собеседник , Казань, 1858, март, 420-431; февраль, 297, 318; 1898, октябрь, 484; 1901, май, 302-303.
  • Исторический вестник , СПб., 1886, т. 23, 76.
  • Известия по Казанской епархии , 1885, № 7, 144.
  • Русский паломник , 1911, № 22, 347.
  • Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость) , Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914, 39-42.
  • Леонид (Поляков), архиеп., "Святитель Леонтий, епископ Ростовский," Журнал Московской Патриархии , М., 1964, № 6, 66-68.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 1519.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. , СПб.; М., 1896-1913, т. 10, 221-223.
  • Н. Д[урново]., Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи , М., 1888, 22.
  • Минея май , М., 1987, ч. 3, с. 20-21:
  • Творогов, О. В., "Леонтий," Словарь книжников и книжности Древней Руси , Л., 1987, вып. 1, 229-230.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т. , М., 1994-1997, т. 2, с. 137-138.
  • Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ - сер ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви , М., 1995, т. 2, 650.

ЛЕОНТИЙ Ростовский (ум. ок. 1070, Ростов) — ростовский епископ(ок. 1051 — ок. 1070), святой Русской Православной церкви. С его деятельностью связывают первые успехи христианизации Ростовского края.

Сведения о епископе Леонтии отрывочны и противоречивы. Житие называет Леонтия греком, поставленным на ростовскую кафедру константинопольским патриархом Фотием, минуя киевскую митрополию, и относит его служение ко времени князя Владимира, т. е. к концу X века. Видимо, здесь сказалось стремление ростовской Церкви к самостоятельности от Киева. Более достоверным является свидетельство владимирского епископа Симона. В своем послании к схимнику Киево-Печерского монастыря Поликарпу(1225 — 1226, вошло в Печерский патерик) епископ Симон называет Леонтия первопрестольником Киево-Печерским, т. е. Леонтий первым из печерских иноков расположен на епископский престол.

Рукоположение произошло не позднее 1051(дата возведения в сан Киевского митрополита второго постриженика печерского — Иллариона). Леонтий — третий епископ на ростовской кафедре. Миссионерская деятельность его предшественников-греков в языческом Ростове была малоуспешной. Первый из них Федор вынужден был бежать из Ростова в Суздаль, там и скончался в 993. Второй епископ Илларион также изгнан язычниками. Поначалу и просветительство Леонтия не давало результатов. Тогда он, согласно житийной легенде, обратился к детям(«оставль старци и учащи младенци»). Привлекая детей лаской, красотой церковных обрядов, угощением(«начат варити кутию»), Леонтий крестил и учил их. Взрослые, недовольные влиянием Леонтия на детей, поднялись на него с оружием и дрекольем. Не испугавшись, Леонтий с клиром в полном облачении с крестом в руках вышел навстречу. Язычники, пораженные его видом, одни пали замертво, другие ослепли. Леонтий молитвой поднял, исцелил их. Многие уверовали. Таким образом сложилась первая христианская община в Ростове.

Дата смерти Леонтия неизвестна. Сведения об обстоятельствах кончины противоречивы. Житие сообщает о том, что Леонтий отошел с миром. Однако владимирский епископ Симон называет его мучеником за веру. Вероятно, Леонтий погиб во время восстания в ростовских землях 1071 — 1073, но не позднее 1077, когда ростовскую кафедру занимает его приемник — Исайя. Похоронен в Успенском соборе г. Ростова.

Обретение мощей произошло в 1164, что и послужило поводом для канонизации. После пожара 1160 на месте сгоревшего собора по приказу Андрея Боголюбского закладывался каменный храм. При рытье рвов под фундаменты были обнаружены две гробницы — епископов Леонтия и Исайи. При епископе ростовском Иоанне(1190 — 1214) было установлено празднование св. Леонтия и составлена служба ему.

В 70−90-е XII века складывается первая краткая редакция жития Леонтия. Она представляет собой сказание об обретении мощей св. Леонтия с краткими сведениями о его жизни, носящими характер вступления к основному предмету повествования. Древнейшие списки краткой редакции относятся к XIII веку. В XVI веке при митрополите Макарии житие было значительно расширено. Чрезвычайная распространенность жития Леонтия(редкий житийный сборник обходился без него) говорит о большой популярности святого. В. О. Ключевский выделяет шесть редакций жития Леонтия.

Мощи св. Леонтия покоились открыто в Успенском соборе г. Ростова до начала XVII века. После разграбления города поляками в 1609, когда была разбита драгоценная рака, покоятся« под спудом» в южном приделе Успенского собора, освященном в честь св. Леонтия.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • К оглавлению: Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
  • Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом.
    2. Святитель Леонтий, епископ Ростовский.

    Как уже говорилось, святитель Иаков был не единственным епископом Ростова, которого жители изгнали из города. Так, за триста лет до него эта участь постигла святителя Леонтия. Изгнанный жителями, он поселился за городом практически на том месте, где впоследствии возник Яковлевский монастырь.

    Сейчас о месте подвигов святителя Леонтия напоминает скромный деревянный крест, находящийся под стенами Спасо-Яковлевского монастыря, напротив колокольни. Со времен свт. Леонтия простоял на этом месте храм, разрушенный в советское время. Когда-то святой Леонтий, епископ Ростовский, был одним из самых почитаемых русских святых, а сейчас житие его мало кому известно.

    К сожалению, сведения о нем весьма скудны и противоречивы, как и о большинстве святых, живших в столь далекую эпоху. Святитель Леонтий почитается первым христианским миссионером в Северо-Восточной Руси, поскольку именно ему первому удалось обратить ко Христу небольшое число ростовских жителей, которые приняли крещение не по принуждению, а искренне и добровольно, став, таким образом, той закваской, из которой вера православная стала распространяться по огромной окраинной территории Руси.

    Сохранилось значительное число списков с житием свт. Леонтия - более двухсот, что говорит о большой популярности и почитании святителя. Списки эти существуют в различных редакциях, сведения в которых иногда различны вплоть до полного несовпадения.

    Самая древняя из сохранившихся редакций, как полагают, была создана в 60-е годы XII столетия - в период княжения Андрея Боголюбского. Согласно этому Житию, свт. Леонтий родился в Царьграде (Константинополе), столице Византийской империи, был образованным для своего времени человеком, а за великие добродетели был поставлен епископом в Ростов.

    Но имеются и другие сведения. Из послания епископа Владимирского Симона, постриженника Киево-Печерского монастыря и одного из авторов Печерского патерика, известно, что святой Леонтий также был постриженником и подвижником этой древней прославленной обители еще при жизни святых Антония и Феодосия, следовательно, был русским. Эти сведения относятся к 20-м годам XIII века. Он первый из печерских иноков удостоился быть призванным на высокое епископское служение. Это произошло не позже 1051 года, потому что в этом году удостоился епископского сана и второй из постриженников прп. Антония - Илларион, митрополит Киевский. Вот как пишет епископ Симон о свт. Леонтии: «Из Печерского монастыря многие поставлены во епископов... Первый - Ростовский Леонтий, великий святитель, которого Бог прославил нетлением. Это был первый престолъник, которого неверные много мучили и били, и он стал третьим гражданином русского мира, получив вместе с двумя варягами венец от Христа».

    Исследователи, как правило, отдают предпочтение сведениям патерика. Дело в том, что Житие святителя Леонтия было создано, как сказано выше, в период правления князя Андрея Боголюбского, и, вероятно, по его инициативе. А он в это время стремился к церковной независимости Ростова от Киева. Можно, следовательно, полагать, что автор Жития, называя святителя Леонтия греком, хотел таким образом подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии, а не из Киева.

    Попробуем представить, в какой обстановке жил и подвизался свт. Леонтий в Ростове, оказавшись здесь епископом тогда, когда не прошло еще и ста лет со времени принятия Русью христианства. Для этого необходимо совершить небольшое путешествие в историю Ростовской земли.

    В числе немногих русских городов Ростов впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 8б2 годом, о котором говорится, что быв призван на Русь, Рюрик «раздая мужам своим грады... овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро». Но возник Ростов на берегах озера Неро значительно раньше, что подтверждается археологическими данными.

    На этой территории издревле обитало финно-угорское племя меря. Ростов возник на месте рядового мерянского поселка в тот период, когда еще существовал на склоне своей трехвековой истории мерянский центр - Сарское городище, остатки которого находятся в 14 км от современного города.

    В IX-X веках на ростовские земли хлынула волна славянского населения из районов Новгорода, а позднее Днепра. Здесь происходил долгий и сложный процесс смешения славянского населения с местными племенами, который привел к созданию качественно нового этнического образования. Славянское поселение долгое время сосуществовало рядом с мерянским, что подтверждается археологическими материалами. Постепенно расширяясь, оно вобрало в себя поселение мери, став значительным по размерам городом. Город этот располагался на берегу судоходного озера и посредством реки Которосль имел связь с Волгой, что быстро превратило его в крупный центр ремесел и торговли.

    В 988 году князь Владимир распределил уделы среди своих двенадцати сыновей. Ростов достался Ярославу, впоследствии прозванному Мудрым. Недолго княжил здесь и брат Ярослава - св. страстотерпец Борис. Но вообще город мало привлекал князей, так как находился на окраине политической жизни того времени. После смерти Бориса Ярослав, будучи уже великим князем Киевским, до конца жизни удерживал Ростов за собой. После смерти Ярослава Ростовская земля переходит к его сыну Всеволоду, а после к внуку - Владимиру Мономаху.

    То, что связь далекой Залесской земли с Киевом долгое время оставалась слабой, послужило поводом для усиления позиций местного боярства. Своеобразие здешней жизни состояло еще и в том, что коренное население этих территорий до ассимиляции со славянскими переселенцами управлялось своими старейшинами и жрецами, а также межплеменным советом, который впоследствии превратился во всеобщее собрание горожан - вече.

    Таким образом, сильны и независимы были в Ростове позиции бояр. Да и местные племена, сосуществуя и смешиваясь с пришлыми, не привыкли к подчинению княжеской власти. Богатство и военная сила давали возможность ростовским боярам безгранично властвовать на этих землях и составлять оппозицию удельным князьям не только в X-XI веках, во времена свт. Леонтия, но и много позже.

    15 июля 989 года произошло крещение жителей Ростова. В память об этом на месте крещения - впадении речки Пижермы в озеро Неро - была поставлена «обыденная» (построенная в один день) церковь свв. Кирика и Иулиты, память которых празднуется в этот день. Через два года, в 991 году, из Киева сюда прибывает первый епископ Федор, грек по происхождению. С этого времени Ростов становится церковным центром обширнейшей территории. Она включала в себя современную Ярославскую, Московскую, Владимирскую, Ивановскую, Вологодскую, Костромскую области. Не вытерпев упрямства и вражды местного населения, епископ Федор, а также прибывший за ним Илларион, тоже грек, оставили город. О епископе Федоре граф Толстой в своей «Истории Русской Церкви» добавляет: «Святитель Феодор... построил в Ростове дубовый соборный храм в честь Успения Богородицы. Он вытерпел много разных оскорблений от грубых язычников и в 992 году принужден был удалиться из Ростова в Суздальский край, находившийся в пределах его епархии. Время кончины сет. Феодора неизвестно. Мощи его открыто почивают в Суздальском соборе».

    Итак, предшественники свт. Леонтия, не стерпев враждебности со стороны местных жителей, покинули город. Зная сильные вечевые традиции Ростова, можно предположить, что епископов вынудили удалиться. Таким образом, святитель Леонтий первым стал утверждать христианство в этом краю и имел результаты своих трудов. Нужно сказать, что в настоящее время историки больше склоняются к мнению, что Ростовская епархия была образована в конце 60-х или в 70-е годы XI века при свт. Леонтии и он был ее первым епископом.

    Житие сообщает, что свт. Леонтий знал язык племени меря. Если это так, то местные племена имели возможность слышать проповедь о Христе на понятном языке, а святитель уподобился свв. Кириллу и Мефодию, которые первыми положили в основу своего миссионерства проповедь на родном для народа языке. Подтверждение тому, что труды свт. Леонтия приравниваются церковным преданием к трудам свв. Кирилла и Мефодия, находим в литургическом творчестве Церкви - в богослужебных песнопениях свт. Леонтий называется равноапостольным.

    О проповеди христианства среди язычников Житие святителя рассказывает так: «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых».

    Будучи изгнан жителями Ростова, свт. Леонтий не покинул их, а поселился за городом, на берегу ручья Брутовщина, при впадении его в Неро. Здесь он построил для себя хижину, а позже и деревянный храм в честь св. Архистратига Михаила. Это, кстати, может служить еще одним доказательством того, что святитель был постриженником киевского монастыря - известно, что киевляне особо почитают Архангела Михаила, считая его покровителем своего города.

    Поселившись за городом, свт. Леонтий обратился к детям. Он приглашал их к себе, угощал, занимался с ними и в такой непринужденной обстановке рассказывал о Христе и вере в Него. Так устроил Господь, что через этих детей обратились к истинной вере и родители.

    То, что изгнанный епископ привлекает к себе детей, вызвало родительский гнев. «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить», - изгнать вообще из своих пределов. Но тут произошло чудо. Видя приступающую к храму разъяренную толпу, епископ повелел находившимся с ним священникам облачиться в священнические ризы. Облачился и сам. С крестом в руках он вышел навстречу разгневанным людям. Мы не знаем, что они увидели, но увиденное заставило их упасть на землю в страхе и ужасе: «И, увидев его, упали все замертво». И не могли подняться, или боялись. После этого случая жители уверовали во Христа и сами попросили свт. Леонтия крестить их. Так в среде упорных язычников появились первые христиане. И хотя до повсеместного обращения ростовцев к Свету еще было очень далеко, но начало было положено.

    Далее Житие сообщает, что, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой вскоре с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит свидетельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». И вновь исследователи более склонны доверять этому источнику. Полагают, что святитель Леонтий погиб во время так называемого восстания волхвов, охватившего Северо-Восточную Русь около 1075-1076 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом). Вот как в переложении на современный русский язык выглядит сообщение об этом возмущении: «Когда случился неурожай в Ростовской области, явились туда два волхва из Ярославля, говоря: "Мы знаем, кто урожай удерживает". И пошли они по Волге, и где приходили в селение, указывали на знатных женщин, говоря: "Вот эта хлеб таит, а та мед, а эта - рыбу, а эта - меха"... И убивали многих женщин, а богатства их отбирали себе. И пришли на Белоозеро, и было с ними иных людей триста. В это время случилось Яну, сыну Вышатину, собирая дань, прийти от князя Святослава из Чернигова. Поведали ему белозерцы, что два кудесника убили многих женщин по Волге и по Шексне, и пришли сюда. Ян же, расспросив, чьи они смерды, и узнав, что они смерды его князя, послал к тем людям, которые были с волхвами, и сказал им: "Выдайте мне волхвов, потому что они смерды мои и моего князя"».

    Это было уже второе после Крещения Руси активное выступление волхвов в Ростовской земле, о котором упоминают летописи. Первое было в 1024 году. На основании этого можно сделать вывод, что язычество имело здесь крепкую опору. Потому и пришли возмутители именно сюда, и им легко удалось увлечь народ, и именно из ростовцев состояло их «ополчение» в триста человек, пришедших на Белоозеро.

    Точно нельзя указать дату кончины свт. Леонтия, но скончался он, во всяком случае, до 1088 года: под этим годом в летописи упомянут новый ростовский епископ свт. Исайя.

    Мощи святителя Леонтия, как и его преемника свт. Исайи, были открыты в 1164 году при князе Андрее Боголюбском, во время постройки в Ростове нового Успенского собора взамен сгоревшего деревянного. Первоначально была заложена небольшая церковь, как рассказывает Житие. «И начали люди молить князя, чтобы повелел большую церковь заложить. И повелел быть по их воле». И вот при копании рва в передней стене храма нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею, пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в его земле такого сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. Со временем в знак особого народного почитания мощи святителя были положены в золотую раку, которая подверглась разграблению и осквернению во время нашествия на город поляков в 1608 году. После этого случая во избежание и впредь надругательства над святыней мощи святителя были закопаны в землю, и потому сейчас пребывают под спудом в Ростовском Успенском соборе.

    Свт. Леонтию Ростовскому молятся о даровании мудрости и терпения.