Классификаторы технико экономической информации. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Положение о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информа

Классификатор технико-экономической и социальной инфор­мации - документ, содержащий систематизиро­ванный перечень кодов и наименований объектов классификации и классификационных группировок, разработанный и утвер­жденный в установленном порядке, обязательный для примене­ния на различных уровнях управления.

Понятие “Классификатор технико-экономической информации” существовало и в Советском Союзе как элемент Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) . В рамках данной системы были созданы взаимоувязанные общесоюзные, межотраслевые, отраслевые и республиканские классификаторы, а также классификаторы предприятий. При этом только общесоюзных классификаторов насчитывалось не менее 24. Среди них можно упомянуть:

· общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП);

· классификатор Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

· общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

В настоящее время в Российской Федерации, в зависимости от уровня утверждения и сферы применения, разрабатываются классификаторы следующих категорий:

· общероссийские (ОК);

· отраслевые;

· предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.)

По статусу утверждения и области применения классификаторы приравниваются соответственно к государственным и отраслевым стандартам, а также к стандартам предприятий.

Общероссийские классификаторы утверждает Госстандарт России. Их применение является обязательным при обмене информацией между системами управления государственного уровня и при заполнении унифицированных форм документов, установленных государственными органами и имеющими меж­отраслевое применение.

Отраслевые классификаторы, как и отраслевые стандарты, действуют в рамках утвердившей их отрасли (министерства, ведомства) при заполнении отраслевых документов, а классификаторы предприятий - в рамках утвердивших их предприятий (объединений, ассоциаций и др.). В качестве классификаторов предприятий могут служить выборки из общероссийских и отрасле­вых классификаторов.

В России действует более 30 общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОКТЭИ). Некоторые из них указаны в Приложении 4.

ОКТЭИ используются в качестве единых машино-ориентированных языков общения субъектов хозяйственной деятельности и органов управления, в том числе для классификационного научно обоснованного описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации. Например, ОКП, ОКДП, ТН ВЭД предназначены для государственного регулирования состава видов и структуры производимой и потребляемой в России конкретной продукции.

Шесть общероссийских классификаторов (ОКДП, ОКЗ, ОКС, ОКВ, ОКЕИ, ОК ТН ВЭД) полностью соответствуют международным классификациям или стандартам.

Так, общероссийский классификатор стандартов (ОКС) является результатом прямого применения Международного классификатора стандартов, утвержденного ИСО в 1996 г., и полностью соответствует Межгосударственному классификатору стандартов МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96. Объектами классификации являются стандарты и другие нормативные документы по стандартизации.

ОКС предназначен для использования при построении каталогов, а также указателей стандартов и других нормативных документов по стандартизации, для классификации стандартов и нормативных документов по стандартизации, содержащихся в базах данных, библиотеках и т. д.

В ОКС принят иерархический метод классификации. Длина кодового обозначения - семь знаков, алфавит кода - цифровой. Структура кода ОКС приведена на рис. 4.1.

В общероссийском классификаторе единиц измерения (ОКЕИ) объектами классификации являются единицы измерения, ис­пользуемые в различных сферах деятельности. В ОКЕИ семь групп единиц: длины, площади, объема, массы, технические, времени, экономические.

ОКЕИ содержит два раздела и два справочных приложения.

Раздел 1 -- «Международные единицы измерения, включенные в ЕСКК» - сформирован на базе международной классификации единиц измерения, содержащейся в рекомендации «Коды для единиц измерения, используемых в международной торговле» Европейской экономической комиссии ООН (Рекомендация №20 РГ 4 ЕЭК ООН). Он включает наиболее употребительные в Российской Федерации единицы измерения. Оставшиеся вне его единицы измерения из указанной международной классификации вынесены в справочное приложение А.

Раздел 2 - «Национальные единицы измерения, включенные в ЕСКК» - включает дополнительные национальные единицы измерения, отсутствующие в международных классифи­кациях.

Длина кодового обозначения - три знака, алфавит кода - цифровой. В классификаторе использована серийно-порядковая система кодирования.


Пример записи одной позиции из раздела 1 классифи­катора ОКЕИ приведен на рис. 4.2.

Существенной переработке из-за перехода страны к рыночной экономике подверглись ОКУД, ОКП, ОКОФ (основных фондов), ОКИСЗН.

Из-за прекращения централизованного планирования и управления экономикой в общероссийском классификаторе продукции сохранена лишь классификационная часть с шестиразрядным кодовым обозначением каждой позиции, а при необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции министерства (ведомства) могут создавать отраслевые классификаторы продукции, в которых в качестве первых шести знаков должны использоваться коды ОКП.

Классификаторы ОКПО, ОКОГУ, ОКЭР, ОКСО, ОКУН, ОКПДТР (см. Приложение 4) сохранили свое функциональное назначение с учетом доработки применительно к территории России, структуре ее системы управления.

Классификатор ЕСКД - единственный, который принят в качестве общероссийского без переработки.

Состав классификаторов будет расширяться по мере дальнейшего совершенствования процесса экономического развития страны и ее последовательной интеграции в мировую экономику.

Существенное отличие от ранее действующего порядка по ведению общесоюзных классификаторов - основным средством ведения общероссийских классификаторов и обеспечения взаимодействия с абонентами является информационно-вычислительная сеть статистики. Поэтому значительно повышается роль территориальных органов статистики, которые осуществляют информационное обслуживание абонентов своего региона.

Состав и содержание работ по созданию классификаторов технико-экономической информации, поддержанию их в актуальном состоянии (ведению) путем внесения изменений, а также порядок разработки классификаторов и их практического применения регламентированы комплексом государственных стандартов под общим названием -Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социаль­ной информации (ЕСКК ТЭИ).

Основными задачами ЕСКК ТЭИ являются:

· упорядочение, унификация, классификация и кодирование информации, используемой в системе управления;

· создание комплекса классификаторов, необходимых для решения задач органами управления различного уровня;

· максимальное использование международных классификаций для решения задач, связанных с международным обменом информацией;

· обеспечение условий для автоматизации процессов обработки информации, включая создание автоматизированных банков данных;

· обеспечение информационной совместимости взаимодействующих информационных систем.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭИ являются экономические и социальные объекты и их свойства, информация о которых необходима для решения управленческих задач.

Примерный состав основных работ, предусмотренных ЕСКК ТЭИ, представлен на рис. 4.3.

Важными средствами информационного обеспечения, прежде всего в таких видах деятельности, как экономика, статистика, банковское дело, таможенное дело, внешнеэкономическая деятельность и др. являются классификаторы технико-экономической и социальной информации, необходимые для обеспечения интегрированной обработки данных в автоматизированных информационных системах.

Классификаторы технико-экономической и социальной информации являются нормативными документами. Классификатор содержит систематизированный свод наименований объектов, представленных как классификационные группировки, и присвоенные им коды.

Классификации и кодированию подлежат социальные и экономические объекты и их свойства, информация о которых используется в деятельности органов власти и управления и содержится в унифицированных формах документов. Классификация конкретных форм управленческих документов и их коды устанавливаются Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД).

В настоящее время разработано и действует 37 общероссийских и продолжающих действовать общесоюзных классификаторов. Совокупность классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также научно-методических и нормативно-технических документов по их разработке, ведению и внедрению, а также служб, осуществляющих работы по классификации и кодированию, составляют Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

В зависимости от области применения классификаторы подразделяются на: общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятий.

Все классификаторы с точки зрения содержания подразделяются на три группы:

  • 1. Классификаторы информации об управленческих документах, задачах, решаемых в автоматизированных системах управления, видах деятельности, экономических и социальных показателях:
    • · Общероссийский классификатор стандартов (ОКС);
    • · Общероссийский классификатор продукции (ОКП);
    • · Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);
    • · Общероссийский классификатор валют (ОКВ);
    • · Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ);
    • · Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).- и др.
  • 2. Классификаторы информации об организационных структурах:
    • · Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ);
    • · Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);
    • · Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР);
    • · Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);
    • · Общесоюзный классификатор пунктов погрузки и выгрузки на железнодорожном, речном, морском, воздушном и автомобильном транспорте (ОКППВ) и др.
  • 3. Классификаторы информации о населении и кадрах:
    • · Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН);
    • · Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);
    • · Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);
    • · Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) и др.

Структура и содержание классификатора технико-экономической и социальной информации на примере Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) выглядят следующим образом.

ОКУД содержит информацию об унифицированных системах документации и формах документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве. Он предназначен для решения следующих задач:

  • · регистрации форм документов;
  • · упорядочения информационных потоков в народном хозяйстве;
  • · сокращения количества применяемых форм;
  • · исключения из обращения неунифицированных форм документов;
  • · обеспечения учета и систематизации унифицированных форм
  • · документов на основе их регистрации;
  • · контроля за составом документов и исключения дублирования
  • · информации, применяемой в сфере управления;
  • · рациональной организации контроля за применением унифицированных форм документов.

Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации - разработчиками унифицированных систем документации (УСД).

В ОКУД приведены наименования и кодовые обозначения унифицированных форм документов, входящих в утвержденные унифицированные системы документации, например:

Приведем для примера основные документы УСОРД с кодовыми обозначениями по ОКУД:

  • 0273060 - заявление об увольнении;
  • 0221052 - должностная инструкция для категорий ИРТ и служащих аппарата управления предприятия;
  • 0284070 - объяснительная записка;
  • 0227103 - правила внутреннего трудового распорядка аппарата управления предприятия;
  • 0222152 - штатное расписание аппарата управления предприятия;
  • 0211112 - приказ о создании предприятия;
  • 0271020 - анкета (кадровая);
  • 0276030 - график отпусков;
  • 0283110 - приказ о поощрении;
  • 0273110 - приказ об увольнении;
  • 0229140 - регистрационно-контрольная карточка.

Код унифицированной формы документа в ОКУД состоит из семи цифровых десятичных знаков и контрольного числа (КЧ).

В ОКУД принята иерархическая классификация с тремя ступенями.

Каждая позиция классификатора состоит из двух блоков:

  • · блока идентификации;
  • · блока наименований объекта классификации.

Идентификация унифицированной формы производится через классификацию. Код унифицированной формы документа в ОКУД строится следующим образом:

Здесь первые две цифры обозначают класс форм, следующие две цифры - подкласс форм, следующие три цифры - регистрационный номер, а последняя цифра - контрольное число.

Например, код Расчетной ведомости по страховым взносам в Пенсионный фонд - 09010046 читается таким образом:

  • 09 - Унифицированная система документации Пенсионного фонда;
  • 01 - Документация по учету и распределению средств;
  • 004 - Расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд;
  • 6 - Контрольное число.

В кодовом обозначении унифицированной формы документа отражены следующие признаки классификации:

  • · первый и второй знаки (класс форм) - принадлежность унифицированной формы документа к соответствующей унифицированной системе документации;
  • · третий и четвертый знаки (подкласс форм) - общность содержания множества форм документов и направленность их использования;
  • · пятый, шестой и седьмой знаки - регистрационный номер унифицированной формы документа внутри подкласса;
  • · восьмой знак - контрольное число.

Блок наименований объекта классификации представляет собой запись наименования конкретной унифицированной формы документа.

Кроме того, в Унифицированной системе отчетно-статистической документации (06 класс) помимо кодового обозначения унифицированной формы документа, контрольного числа и наименования формы, содержатся также "индекс" и "периодичность" представления в связи с необходимостью обеспечения преемственности обозначений, сложившихся в органах государственной статистики.

Коды ОКУД в соответствии с ГОСТ 6.38-90 "Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" проставляются в унифицированных формах документов на верхнем поле документа справа.

Другой классификатор, имеющий прямое отношение к документам и определенное значение для работников аппарата управления, - "Общесоюзный классификатор предприятий и организаций" (ОКПО), поскольку каждый документ должен содержать определенный код по этому нормативу. Объектами классификатора являются только предприятия и организации, которые обладают правами юридического лица, как основные источники возникновения и потребления информации, а также входящие в объединения. Этот классификатор содержит коды министерств, ведомств и отраслей народного хозяйства и их наименования, что придает ему качества универсального норматива. Кроме того, ОКПО прямо сопрягается с унифицированной системой документации (УСД) по средствам кодового обозначения всех ОРД, создаваемых и передаваемых тем или иным предприятием или организацией на все уровни управления.

Классификатор ОКПО имеет следующую схему построения:

ОКПО способен сопрягать основные, необходимые для обработки управленческой документации реквизиты, оформительской зоны в соответствии с ГОСТ 6.38-90.

Каждый работник управления должен иметь необходимые сведения по структуре и использованию этих нормативов.

В повседневной работе ОКПО может использоваться в следующих ситуациях:

  • · ликвидация учреждения;
  • · потеря им прав юридического лица по тем или иным причинам;
  • · объединение учреждений;
  • · переименование учреждений;
  • · изменение территориально-административного расположения учреждения;
  • · перевод учреждения в другое министерство, ведомство;
  • · ввод в действие нового учреждения;
  • · образование нового учреждения в результате разукрупнения.

Эти два классификатора предоставляют исполнителям информацию о заполнении реквизитов и кодов, обязательность которых предусмотрена ГОСТ 6.38-90.

Название документа: (с изменениями на 15 марта 2017 года) (утратило силу с 01.01.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2016 N 1012)
Номер документа: 677
Вид документа: Постановление Правительства РФ
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Недействующий
Опубликован: Российская газета, N 250, 10.12.2003

Собрание законодательства Российской Федерации, N 46 (ч.II), 17.11.2003, ст. 4472

Приложение к "Российской газете", N 48, 2003 год

Дата принятия: 10 ноября 2003
Дата начала действия: 18 декабря 2003
Дата окончания действия: 01 января 2019
Дата редакции: 15 марта 2017

Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области

(с изменениями на 15 марта 2017 года)

Утратило силу с 1 января 2019 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2016 года N 1012
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 33, 15.08.2005);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 года N 1615-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, 27.11.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 917 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 15.12.2008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года N 659 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 13.09.2010);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.06.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.09.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.03.2017, N 0001201703170013).
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области.
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

2. Установить, что:

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет межведомственную координацию работ по разработке, ведению, изменению и применению общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (далее - общероссийские классификаторы);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

абзац утратил силу с 25 марта 2017 года - постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 - см. предыдущую редакцию .

Федеральным органам исполнительной власти обеспечить разработку, ведение, изменение и применение общероссийских классификаторов по перечню согласно приложению.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2013 года N 506 . - См. предыдущую редакцию)

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим постановлением Положением.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 года N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 45, ст.5434).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Положение о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 ноября 2003 года N 677

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию .

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (далее - общероссийские классификаторы), в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности и налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

2. Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2013 года N 506 постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

а) обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

б) определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

в) обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в Федеральный информационный фонд стандартов, организует централизованный учет, регистрацию, комплектование и хранение общероссийских классификаторов, а также их актуализацию;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

г) организует в установленном порядке официальное опубликование, издание и распространение общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

д) обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.
(Пункт в редакции - см. предыдущую редакцию)

4. Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в Федеральный информационный фонд стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 ; в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

5. Федеральная служба государственной статистики обеспечивает ведение автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов (банка данных классификаторов) и использование информационно-вычислительной сети Службы для предоставления текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, другой информации, касающейся общероссийских классификаторов, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, разрабатывает необходимые для этого инструктивно-методические документы и программно-технологические средства (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 - см. предыдущую редакцию).

6. Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

7. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:

прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

8. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 ; в редакции, введенной в действие с 27 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2013 года N 506 ; в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

9. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

10. Предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 - см. предыдущую редакцию);

Министерство экономического развития Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг , Общероссийского классификатора экономических регионов , Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ;
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 917 постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года N 817 . - См. предыдущую редакцию)

Министерство образования и науки Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора специальностей по образованию , Общероссийского классификатора специальностей высшей научной квалификации и Общероссийского классификатора начального профессионального образования (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 - см. предыдущую редакцию);

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора занятий и Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ;
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 ; в редакции, введенной в действие с 28 сентября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года N 817 . - См. предыдущую редакцию)

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора полезных ископаемых и подземных вод (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 917 - см. предыдущую редакцию);

Федеральное агентство железнодорожного транспорта - в отношении Общероссийского классификатора видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 - см. предыдущую редакцию);

Министерство энергетики Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора гидроэнергетических ресурсов (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 917 - см. предыдущую редакцию).

11. Информация, предоставляемая в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, включает в себя:

библиографическую информацию об общероссийском классификаторе, в том числе дату введения в действие, федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, и наличие изменений;

текст общероссийского классификатора и внесенных в него изменений.

12. Библиографическая информация об общероссийских классификаторах предоставляется бесплатно.

Тексты общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений предоставляются в порядке, устанавливаемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Федеральной службой государственной статистики по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящего Положения (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 917 - см. предыдущую редакцию).

Приложение. Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 10 ноября 2003 года N 677

Наименование
общероссийского классификатора

Федеральный орган
исполнительной власти,
обеспечивающий разработку,
ведение и применение
общероссийского
классификатора

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстат

Классификаторы и кодификаторы технико-экономической информации имеют различные сферы действия:

· Отраслевые классификаторы - действительны в рамках отрасли народного хозяйства.

· Региональные классификаторы - действительны для одного региона (республики, города, области).

· Общероссийские классификаторы (ОК) ─ действительны для всех ИС Российской Федерации.

· Международные классификаторы.

· Локальные классификаторы - действительны в рамках одной ИС.

Общероссийские классификаторы применяются в обязательном порядке при обмене информацией между информационными системами и информационными системами федерального уровня, а также при обмене информацией с информационными системами других регионов Российской Федерации. Общероссийские классификаторы имеют приоритетное применение. Разработка и использование иных классификаторов допускается, если приведенные выше классификаторы недостаточны по объему классифицируемых множеств и (или) признаков классификации. При этом в них возможно использование выборок из общероссийских классификаторов, перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими объектами и (или) признаками классификации.

Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти или соответствующими организациями (далее именуются ─ учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов) по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Российским статистическим агентством и Министерством экономики Российской Федерации

Наиболее часто используемые ОК:

ОКАОТО ─ объектов административно-территориального деления; ОКВ ─ валют; ОКДП ─ видов экономической деятельности, продукции и услуг; ОКДПТР ─ профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; ОКЕИ ─ единиц измерения; ОКИН ─ информации о населении; ОКОГУ ─ органов государственной власти и управления; ОКОНХ ─ отраслей народного хозяйства; ОКОПФ ─ организационно-правовых форм; ОКОФ ─ основных фондов; ОКП ─ продукции; ОКУД ─ управленческой документации;


Штриховое кодирование

Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины. Информацию несут относительные ширины светлых и темных полос и их сочетания, при этом ширина этих полос строго определена. Темные полосы называют штрихами, а светлые - пробелами.



По своей структуре штрих-код представляет прямоугольную область, заполненную горизонтальными штрихами, из которых, с помощью специальной аппаратуры можно считать закодированные цифры. В штриховом коде не содержится никакой дополнительной информации, кроме регистрационного номера предприятия и номера товара.

Штриховые коды UPC и EAN получили наиболее широкое распространение для кодирования товаров в производстве и торговле. Первый из них представляет стандарт кодирования, принятый в США, второй - в Европе. Однако в ходе внедрения систем кодирования в практику идентификации товаров коду EAN (European Article Number) отдается предпочтение. Сходство кодов UPC и EAN заключается в том, что в них используется для кодирования один и тот же набор знаков: цифры от 0 до 9 и пять вспомогательных символов.

Особенностью этих кодов является то, что в них применяются кодовые слова фиксированной длины. Наибольшее распространение в торговле за рубежом получили 13-и 8-разрядные коды EAN.

Основным принципом кодирования EAN является наличие однозначного идентификационного кода, полученного согласно правилам кодирования EAN для каждого продукта (товара). Все физические параметры кода должны удовлетворять специальным стандартам EAN, с учетом которых создаются и используются соответствующие технические средства записи, считывания и обработки информации штриховых кодов.

Первые 2-3 цифры - префикс национальной организации;

4 следующие цифры - это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации;

следующая группа цифр - это порядковый номер продукции внутри предприятия;

последняя 13-я цифра - контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати. Контрольное число вычисляется по определенному алгоритму. Оно отражает последовательность всех значений знаков кода.

Ошибочным является мнение о том, что по штриховому коду можно определить страну-производителя. Штриховой код несёт информацию только о том, в какой национальной организации зарегистрировано предприятие.



Штриховой код EAN используется для уникальной идентификации продукции.

Штриховой код на товаре в магазине является эквивалентом как цены, так и наименования покупки. Если два товара отличаются по цене, то они должны иметь различные штриховые коды (номера EAN).

Наибольший опыт использования штриховых кодов за рубежом и в определенной мере в России накоплен в производстве и торговле товарами народного потребления, где наибольшее применение имеет код EAN, в ассоциацию которого входят уже более 30 стран, включая Россию.

Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677
"Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области"

4 августа 2005 г., 23 ноября 2006 г., 8 декабря 2008 г., 2 сентября 2010 г., 15 июня, 18 сентября 2013 г., 15 марта 2017 г.

Федеральным органам исполнительной власти обеспечить разработку, ведение, изменение и применение общероссийских классификаторов по перечню согласно приложению .

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим постановлением Положением .

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 45, ст.5434).

Положение
о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и
социальной информации в социально-экономической области
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (далее - общероссийские классификаторы), в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности и налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.

2. Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

а) обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

б) определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

в) обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в Федеральный информационный фонд стандартов, организует централизованный учет, регистрацию, комплектование и хранение общероссийских классификаторов, а также их актуализацию;

г) организует в установленном порядке официальное опубликование, издание и распространение общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений;

д) обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

4. Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в Федеральный информационный фонд стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.

5. Федеральная служба государственной статистики обеспечивает ведение автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов (банка данных классификаторов) и использование информационно-вычислительной сети Службы для предоставления текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, другой информации, касающейся общероссийских классификаторов, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, разрабатывает необходимые для этого инструктивно-методические документы и программно-технологические средства.

6. Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

7. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:

прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

8. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

9. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

10. Предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов;