Дайте характеристику социальной и демографической политики. Социальная и демографическая политика. Общественный совет Центрального федерального округа

Демографическая политика имеет своей целью управление демографическими процессами. Цель социальной политики – регулирование условий жизни населения, помощь нуждающимся.

Политика, призванная повлиять на репродуктивное поведение населения в сторону повышения рождаемости, состоит из двух направлений:

1. Регулирование условий жизни населения с целью содействия семьям в удовлетворении существующих у них потребностей в числе детей.

2. Регулирование условий жизни, т.о. чтобы потребность в числе детей выросла до уровня, позволяющего избежать демографической катастрофы.

Демографическая политика в России

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Российской Федерации характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 г. в России отмечается депопуляция населения, которая обусловлена низкой рождаемостью, с одной стороны (параметры которой меньше требуемого для замещения поколений почти в 2 раза), и высоким уровнем смертности населения, особенно в младенческом и трудоспособном возрастах с другой стороны. Среди умерших в трудоспособном возрасте мужчины составляют около 80%, что в 4 раза выше уровня смертности женщин. Основные причины смерти: несчастные случаи, отравления и травмы, болезни системы кровообращения и новообразования.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны. Средняя продолжительность жизни населения страны на конец 2000 г. составила 65,9 лет. Различия в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин составляют 12 лет.

Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения; создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

В связи с этим, основными задачами Правительства Российской Федерации в области демографической политики являются:

Разработка основных направлений действий по реализации демографической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу, включающих конкретные меры по реализации Концепции демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отдельных этнических групп населения и региональных особенностей демографических процессов;

Разработка и реализация комплекса федеральных целевых программ по охране здоровья населения, в том числе по профилактике и лечению артериальной гипертонии среди населения Российской Федерации; оказанию онкологической помощи населению Российской Федерации; профилактике и борьбе со СПИДом и др.

Разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда;



Разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании.

Большое значение для получения наиболее полной и достоверной информации о населении страны в различных ее аспектах, проведения широкого круга исследований по формированию и корректировке демографической политики будет иметь проведенная в октябре 2002 г. Всероссийская перепись населения, а также создание Государственного регистра населения Российской Федерации.

В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе:

Поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

Содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;

Учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья, помощь в погашении ипотечных кредитов и т.п.).

Демографическая политика -- целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру.

В широком смысле демографическая политика -- это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу "материнского капитала", а также пособия и льготы по рождению ребенка. В демографической политике в России участвуют и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации. В качестве примера можно привести фонд Русские, выдвинувший Концепцию демографического развития России. Российский совет предпринимателей и промышленников России также имеет Комитет по социальной и демографической политике, который возглавляет Д. М. Якобашвили и который пока, впрочем, ничем себя не проявил. Кроме того, имеется много инициативных групп и отдельных граждан, которые выдвигают собственные идеи по поводу путей решения демографической проблемы.

В программном послании президента Федеральному собранию прозвучал тезис о серьёзности и даже катастрофичности демографической ситуации в стране.

Недавно была опубликована "Концепция демографической политики России до 2015 года", она разработана под руководством одного из ведущих демографов - Л. Рыбаковского. Правительство одобрило в основном концепцию демографической политики до 2015 года.

Признание катастрофичности демографического положения страны требует сегодня немедленной активизации политики поощрения рождаемости, принятия программы, которая в равной мере основывается как на национальных интересах, так и на тех семейных ценностях, которые мог бы свободно принять любой человек. В настоящей Концепции формулируются основные направления демографической политики, а также меры, которые способны возвратить семье ее главную функцию воспроизводства поколений и социализации потомства. Эти меры должны быть системными и постоянно действующими, реализуемыми в разных сферах - прежде всего в законодательной, социальной и экономической. Предполагается всяческое возвышение семьи как семейного производства с многообразными по форме инвестициями в то, что называется "человеческим капиталом" .

Пронаталистская (т.е. направленная на увеличение рождаемости) политика доходов--налогов--кредитов во много раз демографически эффективнее политики пособий, хотя и предполагает фундаментальную переоценку критериев распределения национального продукта, а также пересмотр приоритетов национального бюджета. Она потребует значительных финансовых вложений, однако при этом следует учесть экономию на статьях расходов, связанных с нынешним кризисом семьи, в частности с расходами на репрессивный и пенитенциарный аппарат, с расходами на аппарат органов социального обеспечения детей и пожилых, с социальными затратами, создаваемыми старением населения, с переориентацией всего народного хозяйства на нужды старых поколений.

Просемейная политика радикального повышения ценности семьи с детьми, повышения престижа семейно-родственных ролей в сравнении с профессиональными ролями личности предлагает населению действительный выбор между семейно-детным и одиночно-холостяцким образом жизни. Устранение материального ухудшения жизни при рождении детей выносит проблему рождаемости и семьи за пределы уровня жизни, наполняет ее ценностным содержанием, определяющим смысл существования. В Концепции дается характеристика мер повышения потребности семьи и личности в детях, а также мер, направленных на улучшение условий реализации имеющейся у населения потребности в детях.

Новая демографическая политика государства предлагает индивидам на выбор различные модели семьи и семейного образа жизни, поддерживает те из них 1 , которые отвечают стратегическим интересам государства. Это означает, что оно стремится не только к ликвидации негативного хода демографических процессов, но и к такому воздействию на процессы воспроизводства населения, которое в полной мере соответствовало бы обществу демографического и социального благополучия .

Также был разработана национальная программа.

Демографическое развитие России: проект национальной программы.

Цель - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140--142 млн. чел. С обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми.

Улучшение здоровья населения и снижение смертности.

Привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию.

Улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам.

Ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны.

Формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Государственная политика в соответствии с Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:

обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;

приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;

дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости;

приоритет привлечения русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР -- представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, к иммиграции в Российскую Федерацию в комплексе мер иммиграционной политики Российской Федерации;

обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;

дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков .

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов естественного воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Демографическая политика составляет основу социально-экономической политики государства. Ее содержание и результаты реализации оказывают решающее влияние на развитие всех сторон общественной жизни. Состояние экономики, обороноспособность страны, качество жизни населения, политическая и социальная стабильность зависят от того, в какой степени в том или ином государстве решаются вопросы формирования и развития трудовых ресурсов.

Демографическая ситуация в России в последние 15 лет характеризуется развитием устойчивой тенденции депопуляции населения. Самый низкий уровень рождаемости — 1,3 млн чел. был отмечен в 2000 г., что было на 20% ниже этого показателя в 1992 г. С 2001 г. начинается рост рождаемости в целом по стране. Сравнение этих показателей в 2000 и 2007 гг. выявило ее прирост на 13%. Однако стабильно высокий уровень смертности (особенно среди населения в трудоспособном возрасте), составляющий более 2 млн чел. в год, отмечаемый в последнее десятилетие, существенно снижает эффект положительной динамики рождаемости населения. С 1986 г. происходит постоянное сокращение общего прироста населения, который к 1991 г. уменьшился почти в 8 раз, с 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн чел. в год). Таким образом, численность населения страны за 1990-2008 гг. сократилась более чем на 4 млн чел. и к началу 2009 г. составила 142 млн чел.

Демофафическая ситуация осложняется не только факторами естественного воспроизводства населения, но и наличием проблем в области миграции населения. Изменение внутренних миграционных потоков в течение 1990-х гг. привело к интенсивному сокращению численности населения северных и восточных регионов России. За 1992-1999 гг. только районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн чел., или 8,5% населения. При этом внешние миграционные потоки из государств СНГ, являющихся традиционными странами — «поставщиками» рабочей силы для России, в 2007 г. составили только 1/3 от уровня 1997 г. Вместе с тем растет уровень нелегальной миграции.

Изменяется возрастная структура населения. В 2000 г. впервые по стране в целом численность людей пенсионного возраста превысила на 558 тыс. чел. численность детей и подростков в возрасте до 16 лет. В 2007 г. лиц старше трудоспособного возраста было на 8,5 млн чел. больше, чем детей младше 14 лет (29,5 и 21 млн чел. соответственно), причем численность детей в период с 2000 по 2007 г. снизилась на 20%, а численность населения старших возрастов — на 2%.

Этническая структура населения России также претерпевает изменения, поскольку прирост рождаемости обеспечивают Дагестан, Ингушетия, Кштмыкия и Чеченская Республика. Кроме того, структура иммиграции формируется под влиянием роста диаспор народов, проживающих преимущественно за пределами РФ.

Таким образом, осложнение демографической ситуации приводит к развитию проблем в области обеспечения обороноспособности нашей страны, сокращению экономического потенциала, ухудшению качества трудовых ресурсов, развитию социальной напряженности в обществе. Все это определило необходимость формирования на государственном уровне целостной системы мер, обеспечивающих рост количественных и качественных характеристик населения страны.

Концепция демографической политики

В 2000 г. была принята Концепция демографической политики до 2015 года, целью которой являются постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.

Задачи демографической политики Российской Федерации следующие:
  • в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения;
  • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни за счет сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
  • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;
  • в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
  • создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
  • всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
  • создание условий для самореализации молодежи;
  • социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства;
  • в области миграции и расселения:
  • регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
  • повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;
  • обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.

Механизм реализации Концепции в РФ основан на принципе единства подходов к формированию демографической политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом согласование их действий осуществляется на основе применения законодательных норм, разработки и реализации национальных и региональных программ, определяющих пути достижения результатов, в рамках приоритетов и основных задач, сформулированных в Концепции, а также концентрации финансовых, материальных и информационных ресурсов.

На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации главными задачами в области улучшения демографической ситуации являются:

  • разработка и реализация региональных программ улучшения демографической ситуации;
  • разработка и реализация территориальных целевых программ в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;
  • организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде региональной демографической политики.

В последующие годы для реализации Концепции были разработаны и начали действовать меры, направленные на:

  • увеличение численности населения: программы стимулирования рождаемости (регулирование продолжительности и условий предоставления отпуска по беременности и родам, размера компенсационных выплат, связанных с рождением ребенка и его воспитанием, условия использования труда женщин, имеющих детей, и др.), программы поддержки молодых семей и обеспечения их жильем;
  • увеличение продолжительности жизни населения: програм- мы оздоровления населения — повышение уровня медицинского обслуживания, профилактика массовых и ранняя диагностика хронических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Демографическая политика -- это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

В контекстах, связанных с деятельностью в области народонаселения, используются и другие, близкие по значению понятия: социально-демографическая политика, политика народонаселения (населения), семейная политика, планирование семьи, планирование населения, контроль рождаемости, регулированеие рождаемости, контроль населения, управление демографическими процессами и др.

Наиболее близкий по значению термин -- политика народонаселения в русскоязычной литературе используется в узком смысле как синоним демографической политики, в широком -- включает, помимо регулирования демографических процессов, другие сферы: регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни (доходы, образование, охрана здоровья, социальное обеспечение).

Термин контроль рождаемости или регулирование рождаемости используют для описания воздействия государства на процесс рождаемости, главным образом с целью снижения ее уровня и сокращения темпов роста населения в стране. Иногда употребляется также для обозначения контроля рождений (деторождений) на уровне семьи, применения супружескими парами (или индивидами) методов, с помощью которых они регулируют число рождений (или время рождения детей) в семье. Регулирование рождаемости путем проведения государственных программ планирования семьи или поощрения деторождения иногда также обозначается термином контроль населения. В этом случае к регулированию рождаемости может добавляться регулирование брачности, стимулирование или ограничение создания брачных пар через, например, возраст вступления в брак.

Термин семейная политика используется все чаще и чаще как самостоятельный термин для обозначения деятельности государственных и иных служб по созданию оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, по социальной защите семьи, по оказанию адресной поддержки семьям определенных типов. В отличие от демографической политики семейная политика не направлена на достижение каких-то определенных демографических результатов. Можно сказать, что семейная политика, как часть социальной политики, призвана гармонизировать отношения между личностью, семьей и обществом.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

на современном этапе

Демографическая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения.

Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.

Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

В соответствии с целью по основным направлениям демографического развития формулируются задачи и обосновываются приоритеты. Эта работа в основном опирается на данные анализа демографической ситуации. Формулировки задач по всем ее направлениям, выбор приоритетов в рамках этих направлений (рождаемость и семья, здоровье и продолжительность жизни, миграция населения) - все это в существенной мере обусловлено целью демографического развития. Реально оценивая демографическую ситуацию в России и в преобладающем большинстве её регионов, к числу наиболее общих задач могут быть отнесены: повышение рождаемости и укрепление института семьи; улучшение здоровья населения и рост его продолжительности жизни; приведение миграционного баланса в соответствие с целями демографического развития.

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Проведение демографической политики в развивающихся странах с высокими темпами роста населения, особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи.

Простое воспроизводство населения, или «нулевой рост» цель демографической политики в развивающихся регионах теоретически возможен, если каждая семья будет иметь в среднем 2,3 ребенка (т.к. есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей, смерть в раннем возрасте из-за несчастных случаев). Но достижение такого положения автоматически не означает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить - в детородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэффициенте рождаемости. Кроме того, если вследствие демографической политики произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма «неудобные» для стабильного развития экономики.

В настоящее время демографическая политика рассматривается как важная составляющая часть социальной политики государства, ввиду того, что напрямую касается очень важной составляющей развития общества, а именно населения. Демографическая политика является составной частью политики народонаселения и это есть не что иное как, «целенаправленная деятельность государственных органов и различных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения» 2 . Демографическая политика представляется как система мероприятий, направленных оказывать воздействие на развитие демографических процессов в наиболее выгодном для общества направлении. Как уже было отмечено ранее «раздел 1 настоящей работы» целью демографии в целом является выявление и познание демографических законов, закономерностей, взаимосвязей соответственно целями демографической политики являются: формирование желательного для государства режима воспроизводства населения; сохранение либо изменение динамики численности и структуры населения; темпы изменений динамики численности; динамика рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции; качественные характеристики населения.

В зависимости то поставленных целей формируются мероприятия направленные на решение поставленных задач и достижения поставленных целей. Как правило мероприятия демографической политики не являются узконаправленными, а охватывают всю систему психологических и экономических связей общества и семьи. Но необходимо отметить, что как раз здесь демографическая политика сталкивается с трудностями ввиду того, что ей приходиться учитывать и согласовывать интересы различных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Демографическая политика включает в себя множество направлений по формированию, внедрению и реализации демографических процессов, но основными из них являются следующие направления: государственная помощь семьям и детям; создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью; снижение заболеваемости и смертности; увеличение рождаемости; увеличение продолжительности жизни; улучшение качественных характеристик населения; регулирование миграционных процессов, урбанизации, расселения.

Определив цели, поставив задачи и разработав комплекс мероприятий направленных на решение поставленных вопросов, демографической политике необходима реализация, т.е. воплощение в жизнь, разработанных мероприятий, которые возможно реализовать через комплекс мер, условно разделённый на три группы: экономические меры – включают в себя: пособия матерям с определённым числом детей (в настоящее время – материнский капитал), дифференциация налогов в зависимости от доходов, размеров семьи и т.д.; административно-правовые меры содержат: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семье, охрану материнства и детства, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, определяющие минимальный возраст вступления в брак; разного рода льготы для родителей, преимущества при получении жилья для многодетных, молодых семей; меры идеологического воздействия содержащие: использование средств массовой информации всех видов для регулирования демографических процессов в том направлении, которое обуславливается политическими, религиозными, правовыми, философскими и этническими взглядами, преобладающими в обществе.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин - 60,6 года, женщин - 73,1 года. Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 процентов смертности от всех причин. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи. Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения). Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие). Хотя, начиная с 2000 года, в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов). Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году - 20,4 процента. По пессимистическому варианту прогноза экспертов предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек 4 . Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 процентов уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста. Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста. На основе Указа Президента РФ от 10 января 2000 года была разработана и одобрена Правительством РФ Концепция демографического развития Российской Федерации до 2015 года. Данная Концепция является первым, разработанным и принятым на государственном уровне документом в области развития демографической политики Российской Федерации, но не будем останавливаться на этом документе ввиду того, что на современном этапе разработана и воплощается в жизнь более совершенная Концепция демографического развития Российской Федерации. Вторым по счёту, но не по значимости документом, направленным на развитие и реализацию демографической политики Российской федерации является Указ Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007, «об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» 5 . Согласно данной Концепции, целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы: комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения; своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период; учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ; взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества; координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

К числу основных задач демографической политики, приведённых в данной Концепции на период до 2025 года, отнесены: сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте; сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; повышение уровня рождаемости; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Концепцией также определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране. Такими мерами, в частности, являются: формирование у различных групп населения, особенно у подрастающею поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни; проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья; ранняя диагностика заболеваний с применением передовых технологий; повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи; улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения; применение новых инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ; пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей; создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество.

Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (2007 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития. Наряду с этим в субъектах Российской Федерации будут разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства. В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост. На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда. К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году: стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек; увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет; увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения; уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

На третьем этапе (2016 - 2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка. В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста. К 2025 году, на завершающем этапе реализации Концепции демографического развития Российской Федерации, предполагается: обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.