Бутман, игорь михайлович. Игорь Бутман – Биография саксофониста Игорь бутман краткая биография

Декабрь 2007 - Игорь Бутман выпускает альбом "Весёлые истории" на Sony/BMG Russia. Параллельно - международный релиз под названием "Magic Land" на Sony Classical! В записи приняли участие Чик Кориа (фортепиано), Джек ДеДжонетт (барабаны), Джон Патитуччи (контрабас), Стифон Харрис (вибрафон) и Рэнди Бреккер (труба)!
Эксклюзивное интервью с Игорем о работе над альбомом читайте в 8/9 выпуске журнала "Джаз.Ру" за 2007 г.!

Игорь Бутман родился в 1961 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В 11 лет начал играть на кларнете в детской музыкальной школе. В 1976 г. поступил в музыкальное училище им. Мусоргского по классу саксофона к замечательному музыканту и блестящему педагогу - Геннадию Гольштейну. Еще будучи студентом, Игорь начал играть в ансамбле Давида Голощекина. Приблизительно в это же время Игорь Бутман участвовал в концертах и записях "Популярной механики" Сергея Курехина, а также групп "Кино" и "Аквариум".
Первое признание джазовыми критиками Игорь получил в 1981 г. - в газете "Советская молодежь" был назван "Открытием года".
В 1983 г. он выступал в оркестре Олега Лундстрема - лучшем биг-бэнде СССР. В следующем году Игорь поменял альт-саксофон на тенор и был приглашен Николаем Левиновским в ансамбль "Аллегро", в котором играл вплоть до отъезда в Америку. В Советском Союзе - стране с населением более 300 млн человек - Игорь Бутман считался лучшим тенор-саксофонистом, занимая первое место по опросам джазовых критиков.
Когда в 26 лет Игорь приехал в Америку, он имел уже свой фан-клуб, образованный из самых знаменитых и уважаемых американских джазменов. Так еще в Советском Союзе, Игоря приглашали играть гастролирующие американские музыканты: Дейв Брубек, Чик Кориа, Пэт Мэтини, Гэри Бертон, Луис Беллсон и Гровер Вашингтон. В сентябре 1987 Игорь Бутман поступил в Berklee College of Music, где получил диплом по двум степеням: концертный саксофонист и композитор. Композиция "French Connection", написанная Игорем во время учебных занятий, понравилась Гроверу Вашингтону-мл., и он включил ее в свой альбом "Then & Now"(Colombia,1987), в записи которого Игорь принимал участие. Игорь Бутман выступал с ансамблем Гровера Вашингтона на многих джазовых фестивалях, а также в самом престижном джаз-клубе Blue Note в Нью-Йорке.
Карьера Игоря в Соединенных Штатах стремительно продолжалась. Он выступал со своей группой в ведущем джаз-клубе Бостона, играл с Патом Мэтини, Джо Ловано, Арти Шеппом, Рейчел Зи, а также - в качестве специально приглашенного солиста - с квартетами Билли Тейлора, Уолтера Дэвиса и с квинтетом Монти Александра. Известный актер/музыкант Майкл Мориарти пригласил Игоря в свой квинтет, результатом этого сотрудничества стал выход альбома "Live at Fat Tuesday" на DRG Records. Игорь Бутман принимал участие в самых популярных телевизионных программах Америки - "The Today Show" (CBS) и "Good Morning America" (ABC).
В 1989 г. Игорь Бутман переехал в Нью-Йорк, гастролировал с оркестром знаменитого виброфониста Лайонела Хэмптона. В 1993 г. на нью-йоркской фирме "Impromptu" вышел сольный альбом Игоря Бутмана "Falling Out" с участием пианиста Лайла Мэйса, контрабасиста Эдди Гомеза и барабанщика Марвина "Смитти" Смитта.
В 1992 г. Игорь впервые за время эмиграции выступил в Москве на международном джазовом фестивале. Английская компания B&W выпустила CD с записью этого выступления.
В мае 1995 г. Игорь Бутман был удостоен чести выступить в Грановитой Палате в Кремле перед президентами двух держав США и России - Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным.

"...В один из очередных визитов Ельцин захотел удивить "младшего американского брата". В Грановитой палате Кремля во время официального завтрака устроили концерт, пригласив туда лучшего саксофониста России, победителя международных конкурсов (Игоря Бутмана - прим.ред.) Специально для Клинтона он играл джазовые импровизации. Я смотрел на президента США и видел, как он блаженствовал от этой музыки. Мне показалось, что если он и любит в жизни что-то по-настоящему, то вовсе не политику, а игру на саксофоне. После концерта Клинтон подозвал саксофониста, тепло поблагодарил его, обняв за плечи. Видимо, лучшего подарка Биллу нельзя было придумать".
(А.Коржаков "Борис Ельцин: от рассвета до заката")

В декабре 1996 г. в Нью-Йорке Игорь Бутман продюсировал и участвовал в записи альбома "Блюз для четверых" петербургского пианиста Андрея Кондакова с участием контрабасиста Эдди Гомеза и барабанщика Ленни Уайта. В апреле следующего года состоялись гастроли этого квартета по городам России, итогом которых стал релиз альбома "Джаз для четверых" на фирме "Союз" осенью 1997 г.
В 1997 и 1998 гг. Игорь Бутман был продюсером и организатором Независимых джазовых фестивалей в Москве, в которых соединил российских музыкантов с американскими в самых разных сочетаниях. Газета "Коммерсант-Daily" писала: "Игорю Бутману в одиночку удалось то, на что оказались не способны ни старые творческие союзы, ни новые ассоциации и джаз-клубы. А именно: наладить регулярный творческий обмен между московскими и нью-йоркскими джазовыми кругами".
Особенно порадовал поклонников Игоря выход нового сольного альбома "Ностальгия", записанный на RPM Studio в Нью-Йорке и выпущенный на фирме "Союз" в августе 1997г., который сразу стал лидером среди продаж джазовых СD.
Московская Асоциация джазовых журналистов назвала Игоря Бутмана лауреатом премии "Джаз`Ухо" за 1997г. в номинации "Человек года".
В 1998 г. на лейбле Boheme Music вышел альбом "Four Brothers" с участием Игоря Бутмана, его брата Олега Бутмана (барабаны) и победителей Международного джазового конкурса в Бельгии братьев Ивановых - Михаила (рояль) и Андрея (контрабас).
В марте 1999 года Игорь Бутман организовал свой джазовый оркестр (Igor Butman Big Band), в котором играют лучшие музыканты не только Москвы, но и России. Аранжировщиком и дирижером биг бэнда является Виталий Долгов. Биг-бэнд Игоря Бутмана играет каждый понедельник в московском джазовом клубе Le Club, а также много гастролирует в России и за рубежом.
В июне 2000 года Игорь Бутман играл для Президента России Владимира Путина и президента США Билла Клинтона, который назвал Игоря Бутмана "самым великим джазовым саксофонистом из ныне живущих".
В феврале 2002 года на сцене концертного зала "Россия" Игорь Бутман представил грандиозный гала-концерт "Триумф джаза" с участием своего биг-бэнда и звезд мирового джаза - Джо Ловано, Рэнди Бреккера, Билли Кобэма, Ди Ди Бриджуотер, Кевина Махогани, Гэри Бертона, Тутса Тилеманса, Элвина Джонса.
Весной 2002 года певица Лариса Долина вместе с биг-бэндом Игоря Бутмана создала концертную программу "Карнавал джаза", которая с аншлагами прошла в Москве в концертном зале "Россия", а также в городах Израиля, Латвии, Украины, Белоруссии и России.
Игорь Бутман играл в качестве приглашенного солиста с такими гастролирующими музыкантами, как Джордж Бенсон, Рэй Чарльз, Уинтон Марсалис.
Игорь Бутман неоднократно выступал и записывал музыку вместе с альтистом Юрием Башметом и его оркестром "Солисты Москвы" в России, Италии, Франции. Вместе они создали видеоклип на музыку "Вокализа" Рахманинова. Предыдущий видеоклип Игоря Бутмана "Ностальгия" (2001) занял второе место в хит-параде канадского телевидения Bravo!Canada.
По приглашению режиссера и актера Михаила Козакова Игорь Бутман играет вместе с ним в "Пьесе для Голоса и Саксофона "Иосиф Бродский". Игорем была также написана музыка к спектаклю "Играем Стриндберг-блюз", в котором он принимает участие вместе со своим квартетом.
Игорь Бутман - артистический директор джазового клуба Le Club, который американский журнал "Down Beat" включил в число ста лучших джазовых клубов мира. Игорь Бутман также ведет телепрограмму "Джазофрения" на канале "Культура".
Журнал "Афиша" включил Игоря Бутмана в число 12 российских музыкантов, "которые определяют состояние музыки в стране".

Саксофонист впервые откровенно рассказал о своих женщинах

В «Википедии» о личной жизни Игоря БУТМАНА сказано кратко: первый брак с американкой Айлин, второй - с моделью и дизайнером Оксаной, родившей ему двоих сыновей. Шесть месяцев назад жена джазового музыканта заявила, что «жить с Бутманом невыносимо», поэтому собирается через 18 лет брака разводиться. В интервью «Экспресс газете» Игорь впервые сам рассказал о любимых женщинах и о том, почему долгие годы не общался с внебрачным сыном.

Я встретилась с Игорем Бутманом в его офисе в центре Москвы. Поскольку музыкант в молодости играл в юношеской хоккейной сборной, а сейчас продолжает гонять шайбу в команде ветеранов, вначале мы обсудили провал нашей сборной по хоккею на Олимпиаде.
- Я доволен сборной, но не результатом, - поделился Бутман. - Это два разных понятия: команда и хоккеисты. Тренер Билялетдинов не все сделал, чтобы команда победила. Ребята играли хорошо, но затем началось давление со стороны болельщиков и прессы.

Почему в советское время в хоккее существовала «красная машина», а сейчас ее нет? Может, патриотизма не хватает, а в головах игроков одни деньги?
- В СССР игроки тоже хорошо зарабатывали, ездили на «Волгах», были очень популярны. Сейчас, если не хотите, не приглашайте хоккеистов-миллионеров. Тут другое: зачем Билялетдинов поставил Овечкина на место защитника?! Саша должен играть на левом краю, потому что он оттуда забивает шайбы.
- Почему вы стали музыкантом, а не хоккеистом, ведь в детстве увлекались спортом и играли на фортепиано?
- Мой хоккейный тренер Евгений Серебряков не увидел во мне сильного игрока, и, может, именно он направил меня в музыку. Тренер похвалил меня только один раз за хороший пас.
- За ветеранов вы играли с Владимиром Путиным. Расскажите, каков президент на льду?
- В день инаугурации Владимир Владимирович после присяги приехал на праздник хоккея. Меня определили играть с ним в одну пятерку. В третьем периоде я был на правом краю, а Владимир Владимирович в позиции центрального нападающего. Он встал на коньки в достаточно солидном возрасте. Надо отдать ему должное: у него получается бросать шайбу в дальний угол ворот. Он забил один гол и дал мне великолепный пас, с которого я забил еще один. Когда ты слышишь: «Игорь Бутман забросил шайбу с подачи Владимира Путина», это звучит, как будто тебя награждают олимпийской медалью.

Купил штаны за границей

- В 60-е джаз у нас в стране считался буржуазным искусством, музыканты подвергались гонениям...
- Когда я стал заниматься джазом, запреты были сняты. А вот мой отец Михаил Бутман рассказывал, что, когда он сыграл на рояле «Караван» композитора Айвазяна, его педагог возмутился: «Прекратите играть этот джаз!» - и, хлопнув крышкой рояля, чуть не отбил папе пальцы. Мне повезло: уже были открыты джазовые отделения в училищах, консерваториях. Впрочем, и в мои годы мы даже не мечтали о встрече с западными музыкантами.
- Наверное, и первый саксофон с трудом приобрели?
- Смешно вспоминать. Для саксофона нужны трости, мы их из камыша вырезали или выпрашивали у шведов. Хорошо, что я умел просить. А первый саксофон немецкой марки «Вельткланг» купил за 200 рублей.

- Расскажите о первой поездке на Запад. Что купили?
- Моя первая поездка была в Лейпциг. Естественно, без жены. С собой было 500 рублей. Это две-три зарплаты советского человека. Купил себе модные штаны, хорошее нижнее белье, сапоги, кожаные галстуки на продажу. Написали, что устроители фестиваля относились к нам плохо. Неправда. Я играл с разными выдающимися музыкантами, например с Александром фон Шлиппенбахом. Конечно, мы не высыпались и старались взять от жизни все.

Вечером играли, а днем покупали товары. В Лейпциге я впервые попробовал сардельки с пивом и горчицу. До 23 лет я ее не ел. Еще маслины и оливки не любил. В нашей столовой в Питере, которая называлась «тошниловка на Литейном», мы ели солянку, из которой я всегда вынимал маслины.

- Вы сделали смелый шаг и женились на иностранке... - Я встретил студентку из США Айлин. Свадьбу справили в гостинице «Белград», я как раз ушел из группы «Аллегро» - они поняли, что лучше не держать музыканта, женившегося на американке.
- И вы уехали в Штаты, оставив родину.
- Потому что не хотел стр оить коммунизм. Я был пионером, точно не антикоммунистом. Мне не нравилось вранье, звучавшее из телевизора. Твердили про перевыполненные планы по надоям молока, выращиванию скота, а мяса в магазинах было не купить - только через знакомых дядю Фиму, Симу... С появлением радиоприемника мы стали слушать «Голос Америки», где нам рассказывали совсем другую правду. Люди перестали верить в собственный строй. Ленин не вызывал сомнений, но не Сталин. Развенчивание культа Сталина Хрущевым сыграло плохую роль. Люди были частью той системы и вдруг сами же ее предали. В умах людей появились сомнения: верить руководству нельзя. Это вызвало реакцию - многие стали уезжать. Я видел маразм того, что происходит в стране, - бюрократия, власть блата. Люди, которые хотели что-то улучшить, поняли, что это невозможно. Музыка в СССР тоже находилась на примитивном уровне. На фоне Дина Риданаши поющие по стойке смирно артисты выглядели смешно.
- Как вам жилось на чужбине?
- Жена работала секретарем у адвоката, неплохо получала. Мы жили достаточно скромно в квартире втроем. Наш сосед Марк когда-то был женихом моей супруги, правда, я узнал об этом лишь годы спустя. Меня не смущало соседство экс-жениха, поскольку их отношения закончились задолго до встречи со мной. В браке с Айлин я прожил три года - в 90-м мы развелись. Чувства к тому времени ушли, мы постоянно ругались. Признаюсь, у меня появилась в Штатах другая девушка - Донн, которая родила сына Мишу. Ему сейчас 23. Когда я вернулся в Россию, отношения прекратились. Он актер и танцор, учится в Филадельфии в Институте искусств. У него двойная фамилия - матери и отчима. Дело в том, что Донн забрала у меня права на него, хотя я записан как отец. Мы долго с Мишей не общались, но однажды я написал письмо: «Если вам нужна помощь, я готов...» Донн приняла мою помощь. У них не было возможности отправить Мишу в институт, и я им посодействовал. Миша, к сожалению, не говорит по-русски. Меня скрывали от него, он увидел меня, когда я приехал в Штаты и потребовал встречи. Сложно, конечно: я больше головой, чем сердцем понимаю, что он - мой сын.
- Почему вы вернулись?
- Не могу сказать, что я не прижился в Штатах. Если бы я стал там суперзвездой, не знаю, вернулся бы или нет.
В один из первых моих приездов в Россию я познакомился с Оксаной, которая стала моей третьей супругой. Она работала в банке и была моделью. В 1995 году мы сыграли пышную свадьбу в Москве . Кроме того что сложилась личная жизнь, я увидел: Россия - уже другая страна. Если бы ничего не изменилось, я бы не приехал. К тому же у меня появились друзья, которые помогли мне с выступлениями на российских джаз-фестивалях. Но не скрою, что в 1996 году мы с Оксаной готовились уехать в США. Однако, поскольку в Штатах у меня был только вид на жительство, Оксане требовалась виза. Но ее не дали. Она, конечно, очень расстроилась. Пока я ждал получения гражданства, прошло два года.
- И вы решили остаться в России?
- Вернуться в Америку после перерыва сложно. Встали банальные вопросы: есть ли смысл начинать сначала? Ходить по русским ресторанам и предлагать свои записи? Из России ты сегодня можешь ездить куда угодно. Степень уважения к Москве и Нью-Йорку в мире одинакова. Сейчас на мировом рынке русские музыканты начали котироваться. Наш оркестр - один из самых гастролирующих в мире. На семейном совете с Оксаной мы решили остаться. Родили двоих сыновей, купили дом.

Клинтон прислал «дурь»

- Дети не пошли по вашим стопам?
- Даниил учится в Англии, он математик, поступил сразу в несколько университетов. Младший, возможно, станет музыкантом.
- Вы выступали перед тогдашними президентами России Борисом Ельциным и США Биллом Клинтоном. Остались памятные подарки?
- Клинтон, кроме благодарственного письма, послал мне посылкой специи из Луизианы. Пришлось ехать на таможню лично, чтобы их забрать. Причем их не хотели выдавать - думали, наркотики. Хорошо, что один таможенник меня узнал. От Ельцина на память остались часы и благодарственное письмо. Часы он мне лично вручил после моего выступления на его 75-летии.
- Вы, как человек с двумя гражданствами - российским и американским, что думаете по поводу ситуации с Крымом?
- Когда во времена СССР Крым передали Украине, американцы не возмущались. Сегодня у американцев нет понимания, что происходит в России. Что есть на Украине абсолютно русские города, где наш язык должен считаться равноправным с украинским. Украина доведена до отчаяния неумелым руководством. Степана Бандеру делают героем, хотя он убил массу людей. При этом сносят памятники Ленину и Воину-освободителю.
- Извините, опять спрошу о личном. Слышала, что ваша супруга Оксана заявила, мол, разводится с вами, так как жить с Бутманом невозможно.
- Оксана сказала это в сердцах, в панике. Мало ли что она заявила. Да, мы действительно живем раздельно. Я съехал из нашей квартиры, живу большую часть времени в офисе. Тут все есть: телевизор, диван, музыкальная аппаратура. В нашей ссоре виноват я, поскольку у меня невыносимый характер. Я в какой-то степени повторяю историю моих родителей, которые любили друг друга до последнего дня, но после долгих лет брака вдруг развелись. При этом папа все время говорил, что любит маму, а мама - папу. Мне, с одной стороны, сейчас тяжело, а с другой - легко.
- Оксана не препятствует вашим встречам с сыновьями?
- С детьми общаюсь. В марте брал обоих сыновей в Сочи. Старший удивляется, что мы так долго с его матерью прожили. Младший переживает. Надеюсь, мы с Оксаной все же помиримся. Я ее по-настоящему люблю.

Арт-директор московских джазовых клубов - «Джаз Клуб Игоря Бутмана на Таганке» и «Джаз Клуб Игоря Бутмана на Полянке» , продюсер 11 международных фестивалей, среди которых «Триумф Джаза » , «Sochi Jazz Festival » и другие, владелец российско-американского джазового лейбла Butman Music . В 2012 году возглавил Московский джазовый оркестр .

Биография

В конце 1978 собрал из студентов училища свой первый квартет (Волков, Рахильсон, Глонти), который произвёл сенсацию первым же своим выступлением в клубе «Квадрат» в феврале 1979 года. Позже они играли на открытии сезона в «Квадрате» (октябрь 1979). На протяжении следующего года Бутман выступал как соло, так и с биг-бэндом училища и иногда джемовал в «Квадрате». В апреле 1981 года с квинтетом Сергея Курёхина Бутман принял участие в «Весенних концертах нового джаза» Клуба современной музыки Ефима Барбана и Алика Кана .

В 1981 году, окончив училище, Игорь занял пост альт-саксофониста в джазовом ансамбле Давида Голощёкина, а через год получил приглашение из Москвы, став первым альтом в оркестре Олега Лундстрема .

Отработав у Лундстрема два года, Игорь Бутман вернулся в Ленинград и собрал свой квартет, в который вошли Александр Беренсон (экс-«Лесной проспект»), труба; Дмитрий Колесник, контрабас, и Евгений Губерман (экс-«Мания», «Стая», «Аквариум », «Зарок» и др.), барабаны. На очередных «Весенних концертах» с ними выступил гитарист Александр Пумпян (экс-«Фрам»), а после того как в его ряды влился пианист Евгений Маслов, квартет превратился в квинтет .

В 1983-1985 годах квинтет Бутмана выступал на фестивалях в Москве, Риге и на трех «Осенних ритмах» в Ленинграде. В те же годы Игорь Бутман принимал участие в записи альбомов «Аквариума » «Табу » (1982) и «Радио Африка » (1983), а также сыграл соло в песне «Троллейбус » на альбоме «Кино » «Начальник Камчатки » (1984). С весны 1984 он регулярно участвовал в концертах группы «Поп-механика » .

В декабре 1984 года Бутман вновь уехал в Москву: его и Евгения Губермана пригласил в свое «Аллегро» известный московский пианист Николай Левиновский . Именно тогда Игорь сменил альт на тенор-саксофон .

В 1987 музыкант покинул «Аллегро» и отправился повышать своё образование в США. Он поступил в престижный музыкальный колледж Беркли в Бостоне, а два года спустя окончил его, получив диплом как концертный пианист и композитор. В те же годы состоялось знакомство Игоря Бутмана с американским саксофонистом Гровером Уошингтоном. Помимо Уошингтона, Игорь выступал на сцене с Пэтом Метини , Эдди Гомезом, Арчи Шеппом , Монти Элекзандером и др. В 1989 году Бутман переехал из Бостона в Нью-Йорк, начал играть со своим ансамблем в местных клубах, а также совершил европейское турне в составе оркестра Лайонела Хэмптона .

Первое за время эмиграции выступление Бутмана в России состоялось в 1992 году в Москве на международном джазовом фестивале. В 1993 году вышел сольный альбом Бутмана, участие в котором приняли пианист Лайл Мэйс, контрабасист Эдди Гомез и барабанщик Марвин «Смитти» Смитт. В мае 1995 года Игорь Бутман выступил в Кремле перед американским президентом Биллом Клинтоном . Годом позже музыкант покинул США и поселился в Москве .

В декабре 1996 года в Нью-Йорке Игорь Бутман спродюсировал альбом пианиста Андрея Кондакова «Блюз для четверых». Помимо них в записи приняли участие контрабасист Эдди Гомез и барабанщик Ленни Уайт. В апреле следующего года состоялось турне квартета по городам России. В 1997-1998 годах в Москве по инициативе Бутмана проходили независимые джазовые фестивали. Участие в них принимали российские и американские джазмены. Игорь Бутман также открыл джазовый клуб при Театре на Таганке и устраивал гастроли в России таких исполнителей, как Рэнди Брекер, Билли Кобэм , Пол Болленбек и т. д .

В 1997 году Бутман выпустил альбом «Ностальгия», годом позже отметился на альбоме «Волков Трио» «Намного лучше », а в марте 1998 года собрал свой биг-бэнд . Биг-бэнд неоднократно выступал в Карнеги-Холле , Линкольн-Центре , легендарном джазовом клубе «Birdland» и других не менее престижных концертных площадках мира. Одновременно с биг-бэндом в 1999 году возник также Квартет Игоря Бутмана в составе: Игорь Бутман (саксофон), Антон Баронин (фортепиано), Виталий Соломонов (контрабас), Эдуард Зизак (барабаны), который сразу же нарекли «торговой маркой» российского джаза. В июне 2000 года ансамбль выступил в Кремле перед лидерами двух стран - Президентом США Биллом Клинтоном и Президентом России Владимиром Путиным . В июне 2002 года - перед Председателем КНР Цзян Цзэминем .

Сенсацией для всего джазового мира стало совместное выступление в сентябре 2003 года Биг-бэнда Игоря Бутмана и Lincoln Center Jazz Orchestra под управлением Уинтона Марсалиса на открытии джазового сезона в Линкольн-Центре в Нью-Йорке. В том же году был создан первый альбом Биг-бэнда «Eternal Triangle» («Вечный треугольник») с участием знаменитого американского трубача Рэнди Брекера.

Лауреат премии «Человек года» Федерации еврейских общин России (2005). В 2006 году был удостоен почётного звания «Заслуженный артист Ингушетии».

О Д. А. Медведеве Бутман высказывался:

Я действительно его сторонник. Дмитрий Анатольевич в беседе с деятелями культуры отметил недавно, что нужно обязать бизнес давать деньги на культуру. Но просто брать и отбирать деньги или заставлять людей давать деньги может и правильно, если для хорошего дела. Но, с другой стороны, людей нужно и поощрять .

6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина .

В сентябре 2016 года стал доверенным лицом партии «Единая Россия » на выборах в Государственную думу VII созыва .

В январе 2018 года стал доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 18 марта 2018 года .

В 2018 году был доверенным лицом кандидата в мэры в Москвы Сергея Собянина .

Имеет гражданство двух стран (России и США).

Бутман не отрицает и полностью подтверждает наличие гражданства США и произнесённую им клятву верности флагу США. Комментарии самого Игоря Бутмана «РИА Новости »: «Я эту клятву давал, ее дают все, кто принимает американское гражданство. Сколько наших выдающихся спортсменов давали эту клятву и защищают честь России на международных соревнованиях… С оружием в руках пока мне ничего защищать не надо, слава богу, и, надеюсь, до этого не дойдет. У меня двойное гражданство. Я не занимаю никаких государственных постов, а состою в общественной организации, если предложат государственный пост, то придется выбирать» .

Семья

Фильмография

  • Реальные пацаны (сезон 10, серия 11) - камео.

Примечания

  1. Бутман: гражданство США позволяет без визы ездить с гастролями по миру
  2. УКАЗ Президента РФ от 28.10.2011 N 1437 «О ПРИСВОЕНИИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ „НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“ БУТМАНУ И. М.» Архивная копия от 8 ноября 2011 на Wayback Machine

Народный артист РФ (28.10.2011) .

Слово "джаз", как и имена великих джазменов Бена Гудмана, Чарли Паркера, Геннадия Гольдштейна, Игорь Бутман слышал с детства. Михаил Соломонович всегда был очень музыкальным человеком: играл на фортепиано и барабанах, пел, участвовал в художественной самодеятельности. Он дружил с композитором Борисом Потемкиным, автором популярного шлягера "Наш сосед играет на кларнете и трубе" и, между прочим, был первым исполнителем этой песни. Михаил Соломонович мог связать свою судьбу со сценой: его приглашали в театр Райкина, но он не решился сменить профессию.

Профессиональным музыкантом в семье был дедушка Игоря Бутмана по материнской линии. Он служил скрипачом в оркестре Мариинского театра, затем был регентом церковного хора.

В 11 лет Игорь Бутман начал играть на кларнете в детской музыкальной школе. В 1976 году он поступил в Музыкальное училище имени Мусоргского по классу саксофона к замечательному музыканту и блестящему педагогу Геннадию Гольштейну. Еще будучи студентом, Бутман начал играть в ансамбле Давида Голощекина, принимал участие в концертах и записях "Популярной механики" Сергея Курехина, а также групп "Кино" и "Аквариум".

Первое признание у джазовых критиков Игорь Бутман получил в 1981 году, когда в газете "Советская молодежь" был назван "Открытием года". Последующие два года он работал в джаз-оркестре под управлением Олега Лундстрема - лучшем биг-бенде СССР.

В 1984 году музыкант поменял альт-саксофон на тенор и был приглашен Николаем Левиновским в ансамбль "Аллегро", в котором играл вплоть до своего отъезда в США в 1987 году. К тому времени он уже считался лучшим тенор-саксофонистом в стране, сочетавшим совершенное владение современными выразительными средствами джаза и редкое чувство мелодизма. Лирика бутмановского тенора - мягкая романтическая баллада, когда кажется, что слышишь уже не саксофон, а взволнованный человеческий голос. Именно балладность, кантиленная "вокальность" его инструмента обратили на себя внимание ведущих джазовых критиков. По их опросам, он занимал первые места в чартах.

Когда в 26 лет Игорь Бутман приехал в США, перешёл на тенор-саксофон. Он имел уже свой фан-клуб, образованный из самых знаменитых и уважаемых американских джазменов. Еще до отъезда в Америку он принимал участие в гастрольных программах знаменитых американских музыкантов: Дейва Брубека, Чика Кориа, Пэта Мэтини, Гари Бертона, Луиса Беллсона, Гровера Вашингтона...

В сентябре 1987 года Игорь Бутман поступил в ведущее джазовое музыкальное учебное заведение США - The Berklee College of Music (Бостон), который окончил сразу по двум специальностям: концертный саксофонист и композитор (с присвоением степени бакалавра музыки). Композиция "French Connection", написанная им во время учебы, понравилась Гроверу Вашингтону, и он включил ее в свой альбом "Then & Now" (Colombia, 1987). Игорь Бутман участвовал в записи этого альбома, а позднее выступал с ансамблем Гровера Вашингтона на многих джазовых фестивалях (Chautauqua в Нью-Йорке, The Berklee Center в Бостоне, Great Woods Center in Mansfield в Массачусетсе и других), а также в самом престижном джаз-клубе Нью-Йорка "Blue Note".

На фестивале "De Cordova" Игорь Бутман играл в составе квартета Дейва Брубека. Газета "The Boston Globe" тогда писала: "Наивысшая точка концерта наступила, когда Брубек пригласил на сцену молодого русского саксофониста. Красивый и струящийся тенор Бутмана добавил новое измерение к классическому "Турецкому рондо в стиле блюз".

Вскоре Игоря Бутмана пригласил в свой квинтет известный актер и музыкант Майкл Мориарти. Результатом этого сотрудничества стал выход альбома "Live at Fat Tuesday" на "DRG Records" (1992).

Карьера Игоря Бутмана в Соединенных Штатах стремительно развивалась. Он стал одним из немногих, кто сумел состояться в США как самостоятельный музыкант. Игорь Бутман выступал со своей группой в ведущем джаз-клубе Бостона, играл с Патом Метини, Джо Ловано, Арчи Шеппом, Рейчел Зи, а также в качестве специально приглашенного солиста - с квартетами Билли Тейлора, Уолтера Дэвиса и с квинтетом Монти Александра. Музыкант принимал участие в телевизионных программах "The Today Show" CBS, "Good Morning America" ABC.

В 1989 году Игорь Бутман переехал в Нью-Йорк. В 1993-1994 годах он гастролировал с джаз-оркестром знаменитого виброфониста Лайонела Хэмптона. В 1993 году на нью-йоркской фирме "Impromptu" вышел сольный альбом Игоря Бутмана "Falling Out" с участием пианиста Лайла Мэйса, контрабасиста Эдди Гомеза и барабанщика Марвина "Смитти" Смитта.

За 8 лет жизни в США Игорь Бутман вошел в элиту американских исполнителей джаза. Редкое сочетание огромного музыкального дара и потрясающей энергии позволили ему стать настоящей "международной звездой".

В 1992 году музыкант впервые после своего отъезда в США выступил в Москве на международном джазовом фестивале. Английская компания "B&W" выпустила компакт-диск с записью этого выступления. В ноябре 1994 года в Московском театре эстрады состоялись концерты Игоря Бутмана и приглашенных им американских музыкантов: Эдди Гомеза, Джо Локка, Синди Блэкмэн, Эндрю Эзрина. А в мае следующего года Игорь Бутман был удостоен чести выступить в Грановитой палате Кремля перед президентами двух держав - США и России - Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным.

В 1996 году в Нью-Йорке Игорь Бутман продюсировал и участвовал в записи альбома "Блюз для четверых" петербургского пианиста Андрея Кондакова с участием контрабасиста Эдди Гомеза и барабанщика Ленни Уайта. В апреле следующего года состоялись гастроли этого квартета по городам России, итогами которых стал релиз альбома "Джаз для четверых" на фирме "Союз". Следом вышел новый сольный альбом Игоря Бутмана "Ностальгия" (1997), записанный на "RPM Studio" в Нью-Йорке и выпущенный на фирме "Союз", который сразу стал лидером среди продаж джазовых компакт-дисков.

В 1997-1998 годах Игорь Бутман был продюсером и организатором Независимых джазовых фестивалей в Москве, в которых приняли участие российские и американские музыканты.

В конце 1997 года музыкант пригласил в свой гастрольный тур по городам России, Грузии и Казахстана звезду мирового джаза - гитариста Джона Аберкромби, пианиста Энди Лаверна, басиста Стива Ла Спина, барабанщика Дэни Готлиба. "Игорю Бутману в одиночку удалось то, на что оказались неспособны ни старые творческие союзы, ни новые ассоциации и джаз-клубы, - писала газета “Коммерсант-Daily”. - А именно: наладить регулярный творческий обмен между московскими и нью-йоркскими джазовыми кругами". Благодаря Игорю Бутману состоялись выступления в России певицы из Вашингтона Санни Самтер, группы легендарного трубача Рэнди Брекера, квартета саксофониста Грега Аббата, гитариста Пола Болленбэка, контрабасиста Нильса-Хеннинга Эрстеда Педерсена и его ансамбля и других звезд джаза. Московская асоциация джазовых журналистов назвала Игоря Бутмана лауреатом премии "Джаз’Ухо" за 1997 год в номинации "Человек года".

В 1998 году фирмой "Boheme Music" выпущен альбом "Four Brothers" с участием Игоря Бутмана, его брата Олега Бутмана (барабаны) и победителей Международного джазового конкурса в Бельгии братьев Ивановых - Михаила (рояль) и Андрея (контрабас). Осенью того же года на острове Эльба (Италия) с огромным успехом состоялась премьера произведения "Джаз-сюита для альта, саксофона, фортепиано и оркестра" композитора Игоря Райхельсона, которое является соединением классической и джазовой музыки и написано для двух замечательных музыкантов - альтиста Юрия Башмета и саксофониста Игоря Бутмана, каждый из которых - виртуоз своего инструмента и яркий представитель своего музыкального жанра. С Юрием Башметом и его оркестром "Солисты Москвы" Игорь Бутман неоднократно выступал в России, Италии, Франции. Вместе они сделали видеоклип на музыку Рахманинова "Вокализ".

В марте 1999 года Игорь Бутман организовал свой джазовый оркестр ("Igor Butman Big Band"), в котором играют лучшие музыканты не только Москвы, но и России. Аранжировщиком и дирижером оркестра является Виталий Долгов. В 1999 году Игорю Бутману вновь была присуждена премия "Джаз’Ухо", на этот раз - в номинации "Коллектив года". Биг-бенд Игоря Бутмана регулярно выступает в джазовом клубе Москвы "Le Club", много гастролирует по России и за рубежом.

В июне 2000 года Игорь Бутман снова был приглашен в Кремль, где играл для Президента России Владимира Путина и Президента США Билла Клинтона, который назвал музыканта "самым великим джазовым саксофонистом из ныне живущих".

В феврале 2002 года на сцене концертного зала "Россия" Игорь Бутман представил грандиозный гала-концерт "Триумф джаза" с участием своего биг-бенда и звезд мирового джаза Джо Ловано, Рэнди Брекера, Билли Кобэма, Ди Ди Бриджуотер, Кевина Махогани, Гари Бертона, Тутса Тилеманса, Элвина Джонса.

Весной 2002 года Лариса Долина вместе с биг-бендом Игоря Бутмана создали концертную программу "Карнавал джаза", которая с аншлагами прошла в Москве в концертном зале "Россия", а также в городах США, Израиля, Латвии, Украины, Белоруссии и России.

Игорь Бутман стал первым российским джазовым музыкантом в Universal Music Russia. Презентация нового сольного альбома "Prophecy" ("Пророчество"), записанного в Америке во время гастрольного тура квартета Игоря Бутмана и вышедшего на Universal Music Russia, состоялась в джазовых клубах "Birdland" в Нью-Йорке и в "Le Club" в Москве в июне 2003 года.

Невероятной сенсацией стали совместные выступления биг-бенда Игоря Бутмана и оркестра Lincoln Center Jazz Orchestra под управлением Уинтона Марсалиса, которые состоялись 18 и 20 сентября 2003 года на открытии нового джазового сезона в Линкольн-Центре в Нью-Йорке. Впервые за всю историю российского джаза состоялся концерт такого высокого уровня и масштаба. Газета "The New York Times" в своем ревю написала, что биг-бенд Игоря Бутмана показал "отличную компетентность и беглость". Высокую оценку получил также первый альбом биг-бенда Игоря Бутмана "The Eternal Triangle" ("Вечный треугольник"), в который вошли оригинальные композиции, написанные Игорем Бутманом и аранжированные Виталием Долговым.

В 2003-2004 годах Игорь Бутман выступал с такими мировыми звездами как Рэй Чарльз, Джордж Бенсон, Эл Джеро.

В июне 2004 года Игорь Бутман стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

В 2005 году Билл Клинтон включил в созданный им CD "The Bill Clinton Collection: Selections from the Clinton Music Room" композицию "Nostalgie" в исполнении Игоря Бутмана, поставив его в один ряд с легендарными музыкантами Майлсом Дэвисом, Джоном Колтрейном, Ниной Симон.

По приглашению режиссера и актера Михаила Козакова Игорь Бутман играет вместе с ним в "Пьесе для Голоса и Саксофона “Иосиф Бродский”". И. Бутманом написана музыка к спектаклю "Играем Стриндберг-блюз", в котором он участвует вместе со своим квартетом.

Игорь Бутман является артистическим директором джазового клуба "Le Club", который американский журнал "Down Beat" включил в число 100 лучших джазовых клубов мира. На сцене клуба он представлял таких музыкантов как Рэй Браун, Уинтон Марсалис, Кенни Гаррет, Рэнди Бреккер, Ал Ди Миола, Take 6 и других. Ведет программу "Джазофрения" на канале "Культура".

Дискография музыканта, помимо уже упомянутых альбомов, включает компакт-диски "Equinost" (1994, США), "Ballads from the Black Sea" (1993, США), "Live in Moscow" (1993, Великобритания) и многие другие.

Саксофониста Игоря Бутмана называют «товарным знаком российского джаза». Он играл и для президентов: Ельцина, Клинтона, Цзян Цзэминя, и для изысканных джазменов, и для простых людей, но неизменно оставался естественным и понятным. У него все получается легко: он занимается благотворительностью, создает клубы, организует фестивали, сотрудничает с выдающимися актерами и музыкантами (среди которых Рэй Чарльз, Джордж Бенсон, Юрий Башмет, Михаил Козаков) и всегда открыт для новых идей. С детства Игорь считает хоккей своим «вторым делом» после музыки - когда-то играл в юношеской сборной «СКА Ленинград», но и теперь способен махнуть вместе с российской или американской хоккейной командой на турнир, чтобы в свободное время поиграть с друзьями «три на три». Любит отдых в Италии, тайскую, японскую и китайскую кухню, а еще - поспать, поесть, ничего не делать. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Москва

«У меня два паспорта - американский и российский. Живу большей частью в России, но и в Америку часто приезжаю».

День рождения

Где родился

Ленинград

У кого родился

Отец - Михаил Соломонович Бутман, мать - Мариула Николаевна Ливанова.

«Михаил Соломонович (отец) всегда был очень музыкальным человеком: играл на фортепиано и барабанах, пел, участвовал в художественной самодеятельности. Он дружил с композитором Борисом Потемкиным, автором популярного шлягера "Наш сосед играет на кларнете и трубе" и, между прочим, был первым исполнителем этой песни. Михаил Соломонович мог связать свою судьбу со сценой: его приглашали в театр Райкина, но он не решился сменить профессию».

«Профессиональным музыкантом в семье был дедушка Игоря Бутмана по материнской линии. Он служил скрипачом в оркестре Мариинского театра, затем был регентом церковного хора».

Где и чему учился

Окончил Ленинградское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского.

«Я окончил три класса классической музыкальной школы, один - классической музыки в музыкальном училище, а потом уже стал заниматься джазом. Зов такой был, почувствовал, что лучше всего себя можно выразить именно в джазе. Мне очень нравится импровизировать».

Получил в The Berklee College of Music в Бостоне диплом по двум специальностям: концертный саксофонист и композитор.

«Они не с классической гармонии начинают, как у нас, а сразу с джазовой. На уроках по гармонии ты не решаешь абстрактные задачи - тебя сразу заставляют написать композицию, которую ты можешь сыграть, потом еще - и ты ощущаешь себя композитором. Сразу идет разбивка по стилям - мы писали "в стиле Монка", "в стиле Паркера" и так далее».

Где и как работал

Выступал в теле-шоу «Звезды на льду» в 2006-м.

«Предложение шло от Ильи Авербуха, которого я очень хорошо знаю. Появилась возможность выступить с чемпионкой мира Марией Петровой. Я снова, как в юности, оказался в большом спорте, хоть и понарошку. Вначале думал, что это будет легко. Но не тут-то было. Вроде игра, а иногда доходило до нервного смеха, в какие-то моменты был даже на грани отчаяния».

«Ещё студентом начал работать в коллективе Давида Голощёкина, потом в оркестре Олега Лундстрема, затем несколько лет в лучшем джазовом ансамбле страны - "Аллегро". Однажды наш концерт показали по центральному телевидению. Это было настоящее чудо, потому что джаз в начале 80-х официальными властями не приветствовался. Тем не менее у нас был свой фан-клуб, и в 1985 году, по негласному рейтингу музыкальных критиков, меня назвали лучшим джазовым музыкантом страны».

Играл в составе оркестров и как приглашенный солист, участвовал в гастролях и организовывал их. Принимал активное участие в культурном обмене между Америкой и Россией, привозил на российские фестивали и краткие гастроли ансамбли с американскими музыкантами (Джо Локк, Эдди Гомез, Джо Кальдераццо, Ленни Уайт, Адам Нуссбаум, Энди Лаверн и др.).

Принимал участие в телевизионных программах «The Today Show» CBS, «Good Morning America» ABC. В 2001-2006 годах вел телепрограмму «Джазофрения» на канале «Культура».

Что такого сделал

В конце 80-х участвовал в записи музыкальных альбомов, а с 1993-го начал записывать собственные альбомы.
Организовал в феврале 1998-го квартет «Four Brothers», в который вошли также брат Олег (барабаны) и победители Международного джазового конкурса в Бельгии братья Ивановы - Михаил (фортепиано) и Андрей (контрабас).
В марте 1999 года организовал свой джазовый оркестр Igor Butman Big Band. В том же году появился созданный им джаз-клуб «Ле Клуб» (Le Club в помещении Театра на Таганке) в Москве - был арт-директором клуба до его закрытия в 2006-м. Год спустя организовал «Клуб Игоря Бутмана» в Москве.

«Надеюсь на успех. Теперь все сделаем по-новому, с чистого листа, в том числе и название. Я хотел просто "Клуб Игоря Бутмана" Посмотрим... Надеюсь, моя фамилия - это...гарантия, что проблем с музыкантами и с публикой не будет. И музыкальной элиты на новом месте хочу видеть больше, чем раньше».

Достижения

Стал первым российским джазовым музыкантом, записавшим альбом в Universal Music Russia. Получил признание американской публики и критиков.

«Только в 2003 году американцы пригласили мой биг-бенд сыграть в Линкольн-центре с оркестром Марсалиса на равных - никаких разогревов и тому подобного. Не раньше. Потом в "Нью-Йорк таймс" появилась хвалебная статья. Но журналисты нас не всегда хвалили. Вот в 90-х мы играли на JVC Jazz Festival, и нас оценили как "высокий студенческий уровень", хотя вряд ли он был "таким"».

Дела общественные

С 2001 года ежегодно организует в Москве Международный фестиваль «Триумф джаза».

Член партии "Единая Россия".

Общественное признание

Еще будучи студентом, играл в ансамбле Давида Голощекина, участвовал в концертах и записях «Популярной механики» Сергея Курехина, а также групп «Кино» и «Аквариум».

«Однажды в 80-е я очень удачно сыграл на одном концерте. И меня от полноты чувств поцеловала Перл Бейли - негритянская певица, супруга известного барабанщика. Так вот за это я был вызван на ковер... в КГБ. Там мне припомнили все сразу: и Курехина, и Гребенщикова, и поцелуй - мол, я уронил комсомольскую честь».

Неоднократно получал премию «Джаз`Ухо» от Московской Ассоциации джазовых журналистов.

«Музыканты, как правило, лаконичны. Они могут сказать: He can play - "Он может играть". Или даже: He is a motherfucker. Это высшая похвала».

Лауреат Государственной премии РФ - за концертные программы «Карнавал джаза», «Триумф джаза».

Лауреат премии Федерации еврейских общин России (ФЕОР) «Человек года - 5765».

В июне 2000 года выступал в Кремле перед президента России и США В.Путиным и Б.Клинтоном, который назвал музыканта «самым великим джазовым саксофонистом из ныне живущих».

«Я ощущал волнение и определенную ответственность. Это была первая встреча Путина с Клинтоном. Джазовый концерт для них был возможностью сблизиться, вместе провести время. На следующий день у них были запланированы переговоры по каким-то серьезным проблемам. А благодаря концерту у них было хорошее настроение. Это же важно».

Важные события жизни

Уехал в 1987-м в Америку.

«Понимал, что если останусь, не смогу идти вперед. Начну считать, что я гений. И останутся пластинки, по которым будет видно, насколько это не так. А тут как раз упал железный занавес, отъезд перестал восприниматься столь фатально».

Удачные проекты

В 1997-м и 1998-м продюсировал и организовал Независимые джазовые фестивали в Москве. Играет с режиссером и актером Михаилом Козаковым в «Пьесе для Голоса и Саксофона "Иосиф Бродский"».

«Бродский, бесспорно, очень музыкальный поэт. И Пушкин очень музыкален. Да мне кажется, это относится ко всем поэтам, на чьи стихи написаны песни. Есенин, Ахматова... В самой поэзии есть музыка, поэтому, я думаю, к любым стихам можно сделать джазовую аранжировку, только нужно найти талантливого джазиста».

Написал музыку к спектаклю «Играем Стриндберг-блюз», в котором участвует со своим квартетом.

Мне интересно

играть в хоккей

«...когда есть возможность, я играю в хоккей, для меня это второе дело после музыки...»

«...вообще, я езжу с хоккейной командой по разным городам мира. Путешествовал с американской командой, а сейчас намечается поездка на турниры в Австралию или в Канаду уже с российской командой... об этом никто не знает, кроме меня и моей команды, а в принципе такие приключения тоже бывают».

Люблю

«...я действительно являюсь поклонником тайской, японской и китайской кухни...»

играть в футбол, настольный теннис

«Дома я стараюсь отдыхать и смотреть телевизор, поэтому я ничего особенного, такого мужского не делаю. Гвозди не прибиваю, потому что потом их все равно придется перебивать. Я забью его не туда и не так...»

Семья

Жена Оксана.

Оксана Бутман, жена: «От волнения, не разобравшись, что композиция еще не закончилась (после соло Игоря), я бросилась на сцену с букетом цветов. Было очень смешно... Месяца через два Игорь устроил мне поездку в Нью-Йорк на джазовый фестиваль вместе с Ириной Отиевой и "Машиной времени". Пришел в отель с букетом и спросил: "Выйдешь за меня замуж?" Я решила, что это шутка. Когда через пару дней он повторил вопрос, неуверенно пробормотала: "Ладно, давай попробуем". Игорь потребовал, чтобы я немедленно позвонила родителям и сообщила о нашей свадьбе».

Сыновья Даниил и Марк.

Оксана Бутман, жена: «...у Данилы хорошие математические способности, он уже сейчас знает довольно много и решает нестандартные задачи. Видимо, школа будет с углубленным изучением точных наук. ...Даниле 6 лет, и ему рановато всерьез заниматься музыкой. Когда выдается свободное время (а Игорь работает практически без выходных), он учит сына кататься на хоккейных коньках».

Первая жена Айлин - американка, сын от первого брака.

«Женился на американке. С Айлин мы познакомились в 1980 году на одном из моих концертов. Она была студенткой, приехала в Ленинград изучать русский. На ПМЖ в Америку я уезжал с небольшой сумкой, где были одни брюки, смена белья и две теннисные ракетки. Саксофон мне передали позже. На его вывоз надо было оформлять специальное разрешение».

И вообще…

«Мне 45 лет, но я не чувствую себя человеком, который уже должен бросить в этой жизни мальчишество и бесшабашность - всего этого мне по-прежнему очень хочется».