Анализ новых типов героев в русской литературе. «Сквозные» образы в литературе. Тип «новый человек»

Сочинение от имени литературного героя.

«…гостила у нас иногда родственница, приезжавшая из Владимирской губернии… Приезжала она из Меленок …У меленковской родственницы была душа добрая, мечтательная…она в один из приездов своих приголубила меня, приласкала; ей стало жаль. Что я так одинок, так без привета…Светлым призраком прилетала она… и надолго исчезала потом; тогда я писал всякую неделю эпистолы в Меленки… Она в долгу не оставалась, отвечала на каждое письмо и расточала с чрезвычайной щедростью существительные и прилагательные для описания меленковских окрестностей… Но я мало довольствовался письмами и ждал с нетерпением ее самой…».

(А.И.Герцен. «Записки одного молодого человека»).

Милый друг!

Скоро, скоро мы свидимся, исполнится наша заветная мечта: мы сядем на скамейку в вашем прекрасном саду (я его, конечно же, помню!) и будем говорить, говорить…Уже не в письмах, обещаю!

Не далее, как вчера, на Спаса, мы с папенькой вернулись из непродолжительной, но полюбившейся мне поездки в славный Муром. Я так молилась в храме, чтобы снизошло прозрение на батюшку, чтобы оставил он, наконец, все дела свои и замыслил поездку к Вашей матушке… Верьте, друг мой, чудо произойдет, и наша встреча близка!

Пока же, мой ангел, подробнейшим образом опишу-ка я Вам мои дорожные впечатления, и Вам будет казаться, что Вы сидели со мной рядышком и все сами видели!

Обратите внимание, что пишу только по-русски: не нахожу ни в одном другом (даже в моем любимом французском!) слов, чтобы описать мои чувства…

Итак, по порядку. Выехали мы ранним утром, провожаемые любезной матушкой чуть не до околицы. Она так разволновалась, сердечная, будто мы уезжали не на день-два в соседний город, а, по меньшей мере, решились пройти путь Афанасия Никитина! Утешало ее лишь то, что мы всенепременно наведаем ее сестрицу, что выдали недавно замуж в Меленки, и завезем ей гостинчик. Отгадайте, мой друг, что бы это был, по-Вашему, за гостинчик? Ну, конечно же, это знаменитые матушкины пирожки с капустой. Она не спала всю ночь, приготовляя их, ибо считает, что пирожки вчерашние для гостинца не годятся.

Наша коляско-бричка, запряженная резвыми скакунами, бойко бежала по касимовскому тракту. И я не могла глаз отвести от родимых просторов. Все до боли знакомо, все волнует душу: и белоствольная березовая, еще зеленая, аллея вдоль дороги, и золотое поле, на котором без устали трудятся крестьяне, радующиеся хорошему урожаю, и голубой лентой убегающая вдаль речка Унжа. Возбужденный папенька принялся по обыкновению подсчитывать, каков нынче выдался урожай, хватит ли его до весны. Вид у него был благодушный (видимо, подсчеты его порадовали), и я решилась спросить его о том, почему город, который, как в голубой рамке, появился вдруг из-за поворота, назвали Меленки. Оказывается, мой любезный друг, это очень интересная история.

Когда-то это было просто поселение Рогожино, потом село Веретево. Однако жили в нем люди предприимчивые, мечтавшие возвести село в степень города. Особенно купец Прокопий Валенков. Прослышал он, что граф Воронцов проедет по нашим краям по служебной надобности, и решился обратиться к нему с нижайшей просьбой: ходатайствовать перед матушкой императрицей Екатериной II о присвоении селу степени города. Хитрый купец, а он был тогда старшиной, распорядился поставить у каждой избы елки, повесить на них фонари с огнем. Сам же со товарищи на полторы версты расставил множество бочек со смолой. Когда граф еще был в нескольких верстах, Валенков приказал зажечь приготовленные фонари и бочки. Эта иллюминация представила село совсем в другом, более привлекательном виде. Все это привело графа Воронцова в восторг, и он, умащенный купцами, сказал: «Быть по сему, зваться граду Меленки!».

А почему Меленки, мой друг, Вы, несомненно, догадались. Да-да, именно потому, что по речке Унже было в те времена множество мельниц. И по сей день некоторые из них сохранились.

К одной из них – мельнице Антошина – мы уже и подъехали. Именно за его сына и выдана была замуж моя тетенька, которая, завидев наш экипаж, стремглав выскочила из дома с годовалым дитенком на руках.

Не могу, дорогой друг, передать волнения, с каким я взяла младенца на руки! Он так доверчиво ко мне прижался, будто и впрямь почувствовал родную душу. А тетушка все никак не могла налюбоваться на пироги… Да, угадала матушка с гостинчиком!

Долго, однако, задерживаться нам было не с руки, ведь еще было необходимо надо получить благословение у меленковского батюшки на поездку в Спасо-Преображенский монастырь, что мы и не преминули сделать в Никольской церкви, что находится на Касимовской улице близ речки Меленки.

Быстро миновали мы тихий, уютный, утопающий в садах городок. Нет, не ошибся граф Воронцов, поверив меленковским купцам! Многое сделали они, мой друг, для процветания города. Теперь в нем и льнопрядильная фабрика, и доменный завод, а на ярмарку осенью, в день престольного праздника, съезжаются сотни подвод с самыми разными товарами. Да ты помнишь, мой друг, я тебе уже писала об этом давеча.

От Меленок до Мурома ни много ни мало, а верст сорок будет. Дорога лесная, леса все хвойные, мрачные, и чем дальше от дома, тем мрачнее, любезный друг, они видятся. Хочешь не хочешь, а вспомнишь, что называют эти леса еще и разбойничьи. Прижалась я, милый друг, к батюшке, сотворила про себя молитву и… задремала. И снилось мне не что иное, друг мой, как заветная наша скамейка и Вы на ней, мое письмо читающий и улыбающийся страхам моим. Конечно, что может грозить мне, сидящей рядом с папенькой, благословленной на поездку и едущей в святой монастырь? Ничего, разумеется, однако лицезреть Вас даже и во сне было приятно, и я представила Вас своим ангелом-хранителем.

И вот подъехали мы к древнейшей обители Святой православной Руси – Спасо-Преображенскому монастырю града Мурома. Не могу передать, мой ангел, волнения, что охватило меня при виде этого чуда земли русской. Стоит он на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни… Боже мой, ведь старше этого храма лишь Киево-Печерская лавра, в этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец, здесь жили русские святые князья Петр и Феврония – покровители семьи… И я вместе с многочисленным честным народом пришла в День Спаса Нерукотворного помолиться, припасть к мощам святых великомучеников. Попросить здоровья и благоденствия матушке с батюшкой, себе недостойной и Вам, мой незабвенный друг, ибо уж очень душой я к Вам прикипела!!!

О самой службе и о том, как назад добирались, не обессудьте, напишу в следующем письме, ибо впопыхах, торопко об этом не скажешь…

Прощайте, мой верный друг, не судите строго за сумбурное письмо, волнение, вызванное этой поездкой, еще не улеглось в груди моей.

Развитие навыков написания анализа персонажа требует тщательного прочтения литературных произведений с особым вниманием к тому, какие особенности раскрывает автор в характере персонажа через диалоги, описания и сюжет. Литературный аналитик пишет о роли, которую каждый персонаж играет в рассматриваемом произведении. Самый главный герой называется протагонистом, тогда как персонаж, который предстает в роли злодея в конфликте с главным героем, называется антагонистом. Великие писатели создают многогранных героев, поэтому анализ должен концентрироваться на этих сложностях. Здесь рассматриваются некоторые положения, которые надо иметь в виду, когда вы пишете свой собственный анализ.

Шаги

Начало работы

    Выберите своего персонажа. Для выполнения задания по анализу персонажа в школе, вам может быть предложено описать какой-либо литературный персонаж. Но если вы можете выбирать, убедитесь, что вы склонны рассматривать только тех героев, которые играют динамичные роли в произведении. Тусклые и скучные персонажи (одномерные, кто-то только «хороший» или только «плохой», которые не рассматривают никаких сложных мотиваций) не являются подходящим выбором для анализа.

    • Например, если вы, читаете книгу Марка Твена «Гекельберри Финн», вы могли бы выбрать Гека или беглого раба Джима, так как они динамичные персонажи, которые проявляют широкий диапазон эмоций, и которые часто действуют непредсказуемо, и своими действиями двигают вперед сюжет произведения.
    • Было бы менее результативным выбрать герцога или короля, жуликов, которых Гек и Джим встречают в Арканзасе, и поскольку те играют довольно незначительные роли в этой истории, они не проявляют широкого разнообразия эмоций и, скорее всего, являются просто стереотипными личностями (повествование нуждается в комичном «обходе» и в возможности для Гека и Джима расстаться так, чтобы Гек смог получить удовольствие от того бесстыдного момента, когда он сделает свое озорное заявление «Ну и ладно, тогда пошел я к черту», а герцог и король исполнят эту роль).
  1. Прочитайте рассказ, обращая особое внимание на своего персонажа. Даже если вы раньше уже читали это произведение, вам необходимо прочитать его ещё раз, т.к. сейчас, когда перед вами стоит конкретная задача, вы сможете отметить новые черты. Обращайте внимание на любые обстоятельства, в которых появляется ваш персонаж, и продумывайте ответы на следующие вопросы:

    • Как автор описывает их?
      • Относительно Гека Финна, например, вы могли бы подумать о том, что автор описывает Гека как отсталого мальчишку из захолустья, хотя он явно борется с серьезными проблемами социального плана, такими как рабство и религия.
    • Какого рода отношения существуют между вашим персонажем и другими действующими лицами?
      • Подумайте о том, как Гек относится к беглому рабу Джиму в начале и в конце романа? Подумайте об отношении Гека к своему пьяному и жестокому отцу? Какой облик это придавало его личности?
    • Каким образом поступки вашего персонажа двигают вперед сюжет романа?
      • Гек, несомненно, является главным персонажем, поэтому очевидно, что его действия важны. Но, конкретно, что особенного в поступках Гека? Как он приходит к решениям, отличающимся от решений, которые могли бы принять другие люди в аналогичной ситуации. Вы могли бы обсудить решение Гека спасти Джима от людей, которые намеревались вернуть Джима его владельцу, потому что он решил, что рабство это – несправедливость, несмотря на то, что эта идея противоречит всему тому, чему учило его общество.
    • С чем приходится бороться вашему герою?
      • Подумайте, как Гек растет и учится по мере развития сюжета романа. Сначала возникает опасение, что его поймают на мошенничестве (например, на фальсификации своей собственной смерти), но позже он избегает жульничества, которое он наблюдает (как когда он старается отбросить обманщиков – герцога и короля).
  2. Делайте заметки. По ходу чтения произведения во второй раз записывайте всю важную информацию, которая дает представление о главном действующем лице, как о человеке с более глубоким характером. Делайте заметки на полях и подчеркивайте важные высказывания, когда продолжаете читать это произведение.

    • Вы также можете держать наготове блокнот, когда читаете, это поможет вам не растерять свои мысли о персонаже по мере продолжения чтения.
  3. Выберите основную идею. Соберите все ваши заметки о выбранном персонаже и постарайтесь сформулировать основную идею, которая отражена в них. Это послужит утверждением вашего тезиса для анализа характера персонажа. Обдумайте все действия, их мотивации и исходы основной линии сюжета. Возможно, ваша идея тезиса поможет раскрыть, каким образом в характере молодого человека отражается напряжение взросления и присущие людям добродетели. Возможно, характер вашего героя показывает читателям, что даже те люди, которые делают ужасающие ошибки, способны к искуплению и заслуживают его.

    • В ситуации Гека Финна , например, вы могли бы особо выделить что-нибудь, связанное с лицемерием цивилизованного общества, поскольку, в сущности, это роман о мальчике, который был воспитан в духе одобрения порабощения негров, но который решает, благодаря своему опыту общения с Джимом на реке, относиться к нему как к личности и как к другу, а не как к рабу. Подобным же образом собственный отец Гека отлавливает и «порабощает» Гека, от чего Гек, в конечном счёте, спасается бегством и зеркально воспроизводит стремление к свободе самого Джима. Общество считает бегство Гека морально оправданным и справедливым, тогда как бегство Джима в глазах горожан является страшным преступлением. Это противоречие является основной проблемой романа.
  4. Сделайте наброски. Когда вы уже определились с основной идеей, составьте краткий эскиз всех ваших вспомогательных материалов. Отметьте в тексте места, где ваш персонаж проявляет черты характера, которые вы включили в ваш тезис. Включите в эскиз дополнительные осложняющие факты, которые позволят углубить внутренние переживания персонажа.

    Написание анализа персонажа

    1. Напишите введение. Опираясь на свою идею тезиса, подготовьте вводный абзац о персонаже, которого вы выбрали, и о роли, которую он или она играет в данном литературном произведении.

      Опишите внешний вид вашего персонажа. Опишите, как выглядит ваш персонаж, и объясните, какие черты его внешнего вида указывают на особенности его личности. Постарайтесь, процитировать или перефразировать текст, взятый непосредственно из книги.

      • Подумайте о рваной одежде Гека и о том, что говорит этот факт о его характере. Обсудите, как Гек переодевается маленькой девочкой, чтобы собрать новости в городе, и как этот измененный внешний вид влияет на ваш анализ личности Гека.
    2. Обсудите происхождение вашего персонажа. При условии наличия информации включите факты личной биографии персонажа (некоторые из этих подробностей могут подразумеваться или предполагаться). История жизни людей неизбежно влияет на их личность и развитие их личности, поэтому очень важно обсудить историю развития вашего персонажа, если это возможно. Где и когда родился и воспитывался персонаж? Какое образование получил ваш персонаж? Каким образом прошлый опыт персонажа влияет на то, что он делает и говорит?

      • Обсудите отношения Гека с отцом, Вдовой Дуглас и Мисс Ватсон, которые его приняли. Как эти персонажи влияют на развитие Гека? Контраст между алкоголиком отцом Гека и консервативными леди, которые заботятся о нём позже, представляет собой интересный континуум социального поведения (сплошная среда, непрерывный объект) для анализа и обдумывания, где собственные верования и поступки Гека падают на этот континуум.
    3. Обсудите особенности пользования языком. Проанализируйте язык, которым пользуется герой на протяжении всего повествования. Использует ли персонаж тот же самый язык всегда или его (ее) выбор языковых средств меняется на протяжении повествования от введения до заключения?

      • Надо признать, что для мальчика у Гека слишком вульгарное обращение, и он часто разговаривает не так, как это одобрила бы вдова Дуглас. Он очень старается слушаться ее и вести себя соответствующим образом в церкви, но часто совершает оплошности и обращает на себя внимание своими действиями и словами подобно человеку, чей уровень цивилизованности намного ниже того, на который он претендует, и который одобрила бы вдова Дуглас.
    4. Описание личности персонажа. Действует ли персонаж под влиянием эмоций или разума? Какие ценности демонстрирует он своими словами и образом жизни? Есть ли у персонажа цели или честолюбие? Дайте конкретный ответ и процитируйте или перефразируйте соответствующий текст из книги.

      • Гек Финн старается подчиняться правилам, существующим в обществе, но в конце дня он действует, опираясь на свои эмоции. Он решает спасти Джима от опасности быть возвращённым к хозяину, хотя это противоречит закону, так как он верит, что Джим не заслуживает, чтобы с ним обращались как с рабом. Гек принимает это решение самостоятельно, находясь в прямой оппозиции к ценностям, которым научило его общество.
    5. Проанализируйте отношения персонажа с другими людьми. Подумайте, как ваш персонаж взаимодействует с другими людьми в этом романе. Является ли персонаж лидером, или он склонен следовать за другими? Есть ли у персонажа близкие друзья и семья? Приведите примеры из текста по ходу вашего анализа.

      Опишите, как персонаж меняется или растет на протяжении всего повествования. Большинство главных персонажей будут переживать конфликтную ситуацию на протяжении всего периода времени, описанного в романе. Какой-то конфликт является внешним (привнесенным силами, не поддающимися чьему-либо контролю), тогда как другой конфликт является внутренним (личные переживания персонажа и его действия, связанные с ними). Становится ли персонаж лучше или хуже, в конце концов? В выдающихся литературных произведениях запоминающиеся персонажи обычно изменяются или растут.

      • Внешние конфликты Гека опираются на события путешествия вниз по реке - физическая борьба с окружающими условиями, его злоключения на этом пути, различные скандалы и так далее. Его внутренний конфликт достигает своего апогея, когда Гек решает помочь Джиму освободиться. В этот решающий момент Гек следует своему сердцу, а не требованиям общества.
    6. Соберите вспомогательный материал или факты для анализа. Удостоверьтесь, что вы представляете конкретные примеры из текста, которые поддерживают ваши высказывания о персонаже. Если это применимо к ситуации, включайте цитаты, которые поддерживают высказанное вами мнение. Если автор изображает этого персонажа как небрежного человека, вы должны представить описание конкретных черт характера, чтобы доказать наличие этой черты характера посредством цитирования и перефразирования соответствующего текста их книги.

    Использование доказательств в вашем анализе

      Поддержите ваши письменные высказывания доказательствами из текста произведения. Это значит, что вам следует включить прямое цитирование из текста, о котором вы пишете, чтобы поддержать те положения, которые вы декларируете в своей работе.

      Используйте метод «PIE». Использование метода PIE (от англ. Point, Illustration, Explanation, т.е. «высказывание, иллюстрация, объяснение») означает, что вы возьмете себе за правило проиллюстрировать цитатой и объяснить, каким образом цитата подтверждает ваше высказывание.

2. Место героя в системе образов и его роль в раскрытии авторского замысла.

3. Типичность литературного героя; наличие или отсутствие прототипов.

4. Характеристика литературного героя.

5. Средства создания литературного персонажа

1. определение объема темы (что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения).

2. Учитесь задвать вопросы (самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?

3. Точность, целенаправленность доказательств (если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит, вы знаете, что доказывать в собственной работе).

4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.

5. Мастерство при написании вступления (для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет мматериалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы).

6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.

7. Проверка: не менее двух раз! первый раз - проверка общего ода доказательств, логичности, соответствия нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала (вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность).

8. И еще несколько советов:

    никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;

    не употребляется слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;

    не умничайте, не усложняйте фразы, в этом случае легко запутаться;

    пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление.

Тема

Произведение

«19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья », поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет », а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам »

«Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил »

Няню П. называет «подругой дней моих суровых », а возлюбленную «друг прелестный »

Б.Окуджава

«Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке »

В.Высоцкий

«Песня о друге »(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него »

Ода «Вольность » «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок! »

«К Чаадаеву » Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов »

«Узник » «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора »

М.Лермонтов

«Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня »

«Парус » (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)

«Я вас любил », «На холмах Грузии », «Я помню чудное мгновение »(К*** ). Любви все возрасты покорны: «Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей» «Признание»

Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной » и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» Предопределение »)

Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье » - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.

В.Маяковский

«Лиличка! » - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви ». «Письмо Татьяне Яковлевой »- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.

А.Ахматова

Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь. «Я сбежала, перил не касаясь, Я сбежала за ним до ворот, Задыхаясь, я крикнула: «Шутка, все что было, Уйдешь, я умру!» Улыбнулся, спокойно и жутко, И сказал мне: «Не стой на ветру» «Сжала руки под темной вуалью » Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил », «А я думал, я тоже такая », «Тебе покорна? Ты сошел с ума! ») В сборнике «Четки » появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви: «Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу. И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.» «Я научилась просто, мудро жить»

М.Лермонтов

«Молитва »- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную. «Нищий »- любовь приносит не радость, а боль и страдания: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою, Так, чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!»

«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.

Ф. Тютчев

Природа означает «мир, мирозданье » (цельный образ)

«И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам

«Весенняя гроза »

Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:

«Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья».

Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium! »)

Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья.

«И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Все мирозданье ты найдешь.»

«Добро и зло»

«Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

Рассказать, что лес проснутся.

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой»

«Я пришел к тебе с приветом »

Б.Пастернак

Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.

Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:

«И белому, мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь.

Я тихо шепчу: «Благодарствуй!

Ты больше, чем просят, даешь» .

«Зазимки »

М.Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая нива »- единение человека и природы

Одиночество

М.Лермонтов

«И скучно, и грустно » Поэт одинок среди людей - «и некому руку подать », ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен ». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»

В.Маяковский

Ст. «Скрипка и немножко нервно » продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте! ». «Хорошее отношение к лошадям » - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске ». Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора:

«Деточка

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь»

Также поднимается тема поэта и толпы:

«Смеялся Кузнецкий,

М.Цветаева

«Тоска по родине! Давно…»

Изгнание

М.Лермонтов

«Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.

«Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня»

Н.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

Творчество

Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души

«Не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет »

«Я пришел к тебе с приветом»

Б.Пастернак

Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать »)

Высшая сложность жизни - простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст:

«Во всем мне хочется

Дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Все время схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья. »

Связь поэта и времени в ст. «Ночь »:

«Не спи, не спи художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в плену »

М.Цветаева

Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они:

«Я знаю: наш дар неравен,

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих! »

«Никто ничего не отнял »

Тема поэта и поэзии/ Назначение поэта

М.Лермонтов

«Смерть поэта», «Поэт » - тема поэта и толпы

«Но скучен нам простой и годный твой язык

Нас тешат блестки и обманы »

«Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»

Н.Некрасов

Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков ».

Поэт не отделяется от толпы:

«Я от костей твоих и плоти,

Остервенелая толпа »

«Зачем меня на части рвете? »

Истинная поэзия - это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:

«Дать жизни вздох,

Дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, о чем я зык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец-

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак, и венец! »

«Одним толчком согнать ладью живую »

В.Маяковский

В поэме «Облако в штанах » М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый »). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:

«Светить всегда!

Светить везде!

До дней последних до конца »

«Невероятное приключение… »

Возможности искусства безграничны («Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут » - ст. «Разговор с фининспектором о поэзии »)

Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму » - участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко »

А.Твардовский

«Вся суть в одном - единственном завете »

Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу.

«О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хоч у»

М.Лермонтов

«Родина » Любовь «странная », необъяснимая – «за что, не знаю сам»

В ст. «Осенняя воля » поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя! ». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю »

В ст. «Русь » Родина предстает сказочным заколдованным царством.

В ст. «Россия » предстает Родина как «нищая Россия », ее «серые избы », «расклябанные колеи ». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.

Ст. «На железной дороге ». «На поле Куликовом » - цикл ст., в которых поэт обращается к истории.

В ст. «Грешить бесстыдно , беспробудно » возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:

«Да и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне »

Ст. «Коршун »

В ст. «Русь » почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая ». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:

«Но люблю тебя, родина кроткая,

А за что, разгадать не могу »

В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»

«Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть! »

Ст. «Гой ты, Русь моя родная »:

«Если крикнет Рать святая:

«Кинь ты все, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»»

Ст. «Край любимый », «Запели тесаные дроги »

«Умом Россию не понять»

Философская лирика

Сожалеет о быстротечности жизни:

«Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем,

И в ночь идет, и плачет, уходя… »

«Далекий друг »

Искусство - вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад » пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой:

«Жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только вровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой »

М.Цветаева

В ст. «Другие с очами и личиком светлым » она так говорит о смысле своего бытия на земле:

«Другие всей плотью во плоти блуждают,

Из уст пересохших дыханье глотают…

А я руки настежь!- застыла – столбняк!

Чтоб выдул мне душу российский сквозняк! »

М.Лермонтов

«Парус » - смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы » - проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы ».

Б.Пастернак

«Снег идет » - быстротечность жизни

Гражданская лирика

Н.Некрасов

Тема гражданского служения - быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений »

А.Ахматова

В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов:

«Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной,

Не осквернился скорбный дух »

Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:

«А здесь, в глухом чаду пожара,

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя »

«Не с теми я, кто бросил землю »

В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:

«Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит! »

«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд »

В.Маяковский

Сатирические гимны - «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм.

В ст. «О дряни » М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина » казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.

В ст. «Прозаседавшиеся » гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов.

Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп ».

Нравы дворян

Фонвизин «Недоросль »

Гоголь «Мертвые души »

Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один…

Некрасов «Кому на Руси жить хорошо »

Нравы чиновников

Гоголь «Ревизор »

Маяковский «Прозаседавшиеся »

Булгаков «Мастер и Маргарита»

Пушкин «Капитанская дочка »

Н.Некрасов

«Я лиру посвятил народу своему » - эллегия

«Тройка » - страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.

«Размышления у парадного подъезда » - обращение к народу:

«Где народ. Там и стон….Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил… »

Ст. «Железная дорога »

Читая художественные произведения, мы в первую очередь обращаем внимание на его главных действующих лиц. Все они имеют чёткие характеристики в теории литературы. Какие именно – узнаем из этой статьи.

Слово "образ" в русском литературоведении имеет несколько значений.

Во-первых, все искусство образно, т.е. действительность воссоздается художником при помощи образов. В образе общее, родовое раскрывается через индивидуальное, преобразовывается. В этом смысле мы можем говорить: образ Родины, образ природы, образ человека, т.е. изображение в художественной форме Родины, природы, человека.

Во-вторых, на языковом уровне произведения образ тождественен понятию "троп". В таком случае речь идет о метафоре, сравнении, гиперболе и т.д., т.е. об образных средствах поэтического языка. Если представить себе образное строение произведения, то первый образный слой — это образы-детали. Из них вырастает второй образный слой, состоящий из поступков, событий, настроений, т.е. всего того, что динамично развернуто во времени. Третий слой — образы характеров и обстоятельств, герои, обнаруживающие себя в конфликтах. Из образов третьего слоя складывается целостный образ судьбы и мира, т.е. концепция бытия.

Образ героя — это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Герой может вызывать восхищение или отталкивать, совершать поступки, действовать. Образ же — это художественная категория. Нельзя, например, говорить: "Я презираю образ Молчалина". Можно презирать тип молчалиных, но его образ как художественное явление вызывает восхищение мастерством Грибоедова . Иногда вместо понятия "образ" употребляется понятие "персонаж".

Понятие "персонаж" более широкое, чем понятие "образ". Персонаж — это любое действующее лицо произведения. Нельзя говорить вместо "лирический герой" "лирический персонаж". Лирический герой — образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие. Это художественный "двойник" автора-поэта, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Лирический герой не автобиографический образ, хотя отражает личные переживания, отношение к разным сторонам "жизни самого автора. В лирическом герое воплощается духовный мир автора и его современников. Лирический герой А. С. Пушкина — гармоничная, духовно богатая личность, верящая в любовь, дружбу, оптимистичная во взглядах на жизнь. Иной лирический герой М. Ю. Лермонтова. Это — "сын страдания", разочарованный в действительности, одинокий, романтически рвущийся к воле и свободе и трагически не находящий их. Персонажи, как и герои, могут быть главными и второстепенными, но в применении к эпизодическим действующим лицам употребляется только термин "персонаж".

Часто под персонажем понимают второстепенное лицо, не влияющее на события, а литературный герой — это многогранно нарисованное, важное для выражения идеи произведения действующее лицо. Можно встретить суждение, что герой — это только тот персонаж, который несет в себе положительные начала и является выразителем авторского идеала (Чацкий, Татьяна Ларина, Болконский, Катерина). Утверждение о том, что отрицательные сатирические персонажи (Плюшкин, Иудушка Головлев, Кабаниха) не являются героями, неверно. Здесь смешиваются два понятия — герой как действующее лицо и героическое как способ поведения человека.

Сатирический герой произведения — это действующее лицо, персонаж, против которого направлено острие сатиры. Естественно, что такой герой вряд ли способен на героические поступки, т.е. не является героем в поведенческом смысле этого слова. В творческом процессе создания образов героев в" некоторых из них воплощаются наиболее характерные для данного времени и среды черты. Такой образ называется литературным типом.

Литературный тип — это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды в определенное время. В литературном типе находят отражение закономерности общественного развития. В нем соединяются две стороны: индивидуальное (единичное) и общее. Типическое (и это важно помнить) не означает усредненное; тип всегда концентрирует в себе все наиболее яркое, характерное для целой группы людей — социальной, национальной, возрастной и т.д. В литературе созданы типы положительных героев (Татьяна Ларина, Чацкий), "лишних людей" (Евгений Онегин , Печорин), тургеневских девушек. В эстетически совершенных произведениях каждый тип является характером.

Характер — человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт. Это единство эмоциональной реакции, темперамента, воли и обусловленного общественно—исторической ситуацией и временем (эпохой) типа поведения. Характер состоит из многообразных черт и качеств, но это не случайное их соединение. В каждом характере есть главная, доминирующая черта, которая и придает живое единство всему многообразию качеств и свойств. Характер в произведении может быть и статичным, уже сформированным и проявляющимся в поступках. Но чаще всего характер подается в изменении, в развитии, эволюции. В развитии характера проявляется закономерность. Логика развития характера вступает иногда в противоречие с замыслом автора (даже А. С. Пушкин жаловался Пущину, что Татьяна вышла замуж без его "ведома"). Повинуясь этой логике, автор не всегда может повернуть судьбу героя так, как ему хочется.

Литературный архетип представляет собой повторяющиеся мотивы, сюжеты и образы главных героев в литературных произведениях.

Архетипы в литературе

Архетипы могут терпеть изменения, однако их объединяет одно целостное этическое ядро. Литературные архетипы классифицируются на сквозные образы, вечные герои, и символистические образы (море, камень, гроза).

«Сквозные образы»: Дон Жуан, Дон Кихот, Гамлет

Сквозные образы – это художественные литературные образы, которые были созданы в определенную историческую эпоху, но сумели остаться культурной памяти человечества. Сквозным образам характерно своеобразное путешествие во времени и пространстве, так как они обладают той смысловой устойчивостью, которая будет важна для любого поколения читателей.

Наиболее яркими сквозными образами в литературе являются Дон Жуан, Дон Кихот и Гамлет. Образ Гамлета ассоциируется с расколотостью мира, вызванного переходным состоянием культуры. Датский принц представляет собой противоречие между сущностью и явлением, в этом литературном герое заключена вся драма раздвоенного сознания.

Именно поэтому к образу Гамлета очень часто обращаются многие литераторы, которым по велению судьбы выпало творить в переломные для общества времена, в частности на рубеже веков.

В образе Дон Кихота запечатлена вся трагедия человеческого идеализма: желание стать героем в прагматическом мире. Образ Дон Кихота, созданный в начале 17 века, продолжил свое литературное шествие в произведениях Достоевского и Диккенса.

Не менее известный сквозной герой, Дон Жуан , стал символом человека, который пребывая в поиске мечты, теряет свою нравственность.

Женский соблазнитель, он бесчувственно разбивал сердца своим возлюбленным, после того, как не обнаруживал в их лице своего женского идеала. Образ Дон Жуана оказался настолько архетипным, что был включен более чем в 150 литературных произведений.

Типы литературных героев: Башмачкин, Хлестаков, Печорин, Онегин

Типы литературных героев являются отражением духовного развития общества. Рождение того или иного типа литературного героя может быть обусловлено социальным заказом, то есть потребностью общества видеть героя с определенным набором личностных качеств, либо по инициативе самого писателя.

Нередко типы литературных героев приобретают названия, которые максимально точно характеризуют их качества, к примеру: «лишний человек», «нигилист», «маленький человек», «босяк».

Ярким примером типа «маленький человек» является гоголевский Башмачкин. Автор ярко показывает скудный и малоинтересный внутренний мир главного героя, а также его серые будни. Однако, Гоголь все же делает акцент на том, что даже такое ущербное, беззащитное существо заслуживает на уважение общества.

Главный герой «Героя нашего времени» Печорин и герой одноименного романа А. С. Пушкина Евгений Онегин принадлежат к типу «лишнего человека». Молодые дворяне, перед которыми были открыты все блага светской жизни, осознали свое пренебрежение к внешнему лоску, отчужденность от праздной аристократической жизни.

В противостояние Евгению Онегину и Печорину вступает герой Гоголя Хлестаков – молодой человек, который, несмотря на приятную наружность, прослыл невежей. То, что стало чуждым для Онегина и Печорина, для Хлестакова является главным достижением жизни.